Великая отечественная война
бе и жестокие ее формы, вытекали из самой политики и методов ведения войны гитлеровской Германией. Ведь ставилась конкретная цель — завоевать территорию нашей страны и превратить ее в колонию, лишить народы самостоятельности и государственности, подвергнуть уничтожению.
Освобождение от коммунизма, чем пытались прикрываться пропагандисты — это был лишь лживый лозунг, не более.
Для достижения целей войны были выбраны самые изуверские средства:
— Вероломная война, уничтожение армии, как опоры государства, уничтожение стратегических объектов;
— Грубое, с применением насилия и жестокости, подчинение, всего народа «Новому порядку». Уничтожение людей;
— Нацизм, основанный на расизме, провозглашающий превосходство арийской расы над другими, ставил наши народы в зависимое подчинение от немецкой нации.
Истребительская часть войны планировалась заранее. Об этом свидетельствуют многочисленные документы предвоенного периода. 30 марта 1941 года на совещании генералитета Вермахта Гитлер заявил, что в войне против СССР борьба будет вестись «на уничтожение», что это будет «истребительская война в полном смысле этого слова». Соответственно были изданы документы, которые определяли стратегию и тактику прямых действий: «Генеральный план «ОСТ», «Инструкция об особых областях кдирективе № 21 от 13.05.1941 г.», «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и об «Особых полномочиях войск» от 13.05.1941 г., «Двенадцать заповедей поведения немцев на Востоке и их обращения с русскими» от 1.06.1941 г. и ряд других документов, где зверства по отношению к мирному населению возводились в ранг государственной политики. (Из книги И. Старинова «Мины замедленного действия».)
Эти основные идеологические принципы фашизма и практические дела были чужды всякому свободомыслящему народу, тем более русскому народу. Это и придавало силы в борьбе и эта борьба носила бескомпромиссный характер, не на жизнь, а на смерть.
Побочной причиной обострившейся борьбы, в какой-то мере облегчающей задачу немцев, были тактические просчеты руководства нашей страны на первых порах, а также недовольство отдельной части населения политикой Сталина и проводимыми репрессиями. Особенно практикой необоснованного раскулачивания крестьян.
Дело в том, что эти раскулаченные, получившие свободу, вернувшись в родные места или попавшие в плен пошли на службу к немцам, стали карателями. Они жаждали реванша. Ослепленные ненавистью, они очень жестоко расправлялись с местным населением, оказывающим сопротивление.
Из Красногородского района многие раскулаченные отправлялись в Ленинградскую область, под Синявино в Новгородскую область, в Карелию. Все они вернулись и составляли основу карательных отрядов. Шла своего рода гражданская война, где местное население вступало в борьбу друг с другом.
Особой жестокостью и изощренностью пыток отличались братья Мочаловы Михаил и Евграф, сыны Горбуновского (Покровская волость) кулака. Евграф Мочалов отличался особой жестокостью, его отряд очень активно действовал и ему многое удавалось. Ему было присвоено офицерское звание, а за удачно проведенную операцию по разгрому базы партизан на Черном Острове был награжден железным крестом. Особенно он ожесточился после того, как был убит партизанами его брат — начальник Мозулевского участка, в начале 1943 года.
Братья прибыли в район в 1942 году из Синявина, куда как кулацкая семья была выслана в ЗО-е годы. В их доме была организована Горбуновская начальная школа.
Свирепствовал начальник Горшановского полицейского участка по прозвищу «Буреха», начальник отряда «РОА» Васильев и многие другие. Некоторые политики рассуждая, допускают мысль, что .если бы Гитлер действовал иными методами, предоставил бы народам самим определяться, он бы достиг своей цели и мы еще тогда освободились бы от тоталитарного режима. Ошибка этих примитивных «историков» в том, что тогда Гитлер не был бы Гитлером. У него не было цели освобождения народов. Но если допустить даже то, что
Гитлер действовал бы не так прямолинейно, не так жестоко и более хитро, то нашему народу пришлось бы еще труднее. Борьба за Отечество не прекратилась бы. Не думаю, что удалось бы развалить СССР. Не то было время и не те были люди.
Как утверждает митрополит Вениамин, возглавлявший военное духовенство Белой армии во время гражданской войны:
— столкновение с немцами произошло потому (помимо всяких политических и экономических причин), что встретились две силы в мире: Новая Русско-Советская и отпрыск старой Европейской догнивающей буржуазной Европы. У немцев не оказалось никакой «новой идеи», нового слова миру, кроме старой — «править железом и кровью».
Переводя все это на более современный язык, следует то, что была задействована давняя геополитическая идея Запада — разрушить и изолировать Россию, тем более Советскую Россию. Эта цель была достигнута позднее, в начале 90-х годов, но уже другими личностями и не путем внешней агрессии, а изнутри.
СОПРОТИВЛЕНИЕ, ПОДПОЛЬЕ, ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА. ПЕРВЫЕ ШАГИ
Уже в первые недели оккупации фашисты расстреляли Павла Быстрова из деревни Козырево Красногородской волости. Он был комсомольским активистом. В июле 1941 года был расстрелян М. А. Баранов, 1902 г. р. из д. Рогаткино Пограничной волости. Он был членом ВКП(б), председателем Крестовского Сельпо. Баранов был в Опочке в больнице. Поэтому не смог эвакуироваться. Как только вернулся из больницы тут же был арестован.
Чуть позже, в августе, жертвами оккупантов стали братья Михайловы — Михаил и Иван из д. Гришково. Вместе с ними в группе расстреливаемых оказались активист-коммунист Семен Сергеевич Крылов из д. Ломы, работавший секретарем Поддубновского сельского Совета и Василий Михайлович Орехов из д. Ёршово Граинской волости, член ВКП(б), пред-
седатель колхоза в д. Ночево. Во время расстрела В. Орехову удалось обезоружить полицейского и вместе с Иваном Михайловым убежать. Орехов был ранен в руку, но ему удалось уйти и скрыться. И. Михайлов был тяжело ранен в живот, прожил несколько дней и был пристрелен немцами, Василий Михайлов и Семен Крылов были расстреляны на месте.
Матери Михайловых удалось выпросить у коменданта Опочки тела сыновей и похоронить их на кладбище в д. Ер-шово.
Про В. М. Орехова ходили легенды. Он был очень смелым человеком. За ним немцы, что называется, охотились, было объявлено вознаграждение за его поимку. Его часто настигали, но всегда он уходил целым. В книге Н. В. Масолова «Срока у подвига нет» приведены интересные эпизоды о действиях В. Орехова.
…Опочецкое отделение службы безопасности возглавлял эсэсовец гауптштурмфюрер Крезер. Разочарованно он сетовал своему приятелю: «В поселке Красногородске, что в тридцати верстах от Опочки, секретарь комсомольского райкома ходит по деревням, будоражит народ, а агенты, посланные мною, не могут его схватить… Привезли из Красногородска лесного бандита Василия Орехова. Сам допрашивал, приказал не сразу прибегать к сильным средствам физического воздействия. Рассчитывал, одумается мужик, назовет фамилии оставшихся в районе коммунистов, а тот поднявшись с пола, плюнул в лицо фельдфебелю Гансу, да крепко выругался. И надо же: повели на расстрел в противотанковый ров — бежал. Ранили, но скрылся»…
А вот еще…
Полгода ищейки Крайзера травили Орехова, как дикого зверя. Однажды, еще в предзимье, жандармы окружили деревню, где укрывался раненый беглец. Перерыли в хатах все вверх дном — не обнаружили. Последним осматривали бывший колхозный скотный двор. Староста деревни воткнул вилами в небольшую кучу старого сена и почувствовал: зубья вошли во что-то мягкое. Вынул вилы — закапала кровь. Обра-
довался (большую награду сулил Крезер за поимку Орехова) и только раскрыл рот, чтобы позвать гитлеровцев, как услышал сзади шепот:
— О красном петухе ночью подумал? И чуть громче с боку:
— И об остром топоре тоже.
Оглянулся и такое увидел в глазах крестьян, что едва выдавил:
— Господин офицер, никого нетути. Бежал, видать…
По весне третий раз был Орехов на краю гибели. Совершив поджог склада, он пробирался в лес. Гитлеровцы по его следу пустили двух овчарок. Одну Орехов успел застрелить, вторую легко ранил. Напрягая последние силы, Василий сбросил овчарку на землю и задушил ее. Весь в рваных ранах, он ушел от преследователей…
Василий Орехов был активным членом первой Красного-родской партизанской группы, так называемой «Восьмерки». В начале 1943 года он вместе с другими членами группы перешел в 10-ю Калининскую Партизанскую бригаду, сразу же был назначен командиром взвода, имел звание лейтенанта. 12 сентября 1943 года при проведении операции по разгрому немецкого гарнизона в Бальтино Опочецкого района погиб.
Он 1909 г. р., уроженец д. Ершово Граинской волости, член партии. Имел троих детей: Ольгу, сыновей Леонида и Евгения. Имел 5 братьев и три сестры.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28