Великая отечественная война
Много погибло красноармейцев в Красногородском районе, которые отступая, оказывали врагу достойное сопротивление. К сожалению мы почти ничего не знаем о них. После войны, в 50-х годах военными комиссариатами проведена сверка данных о погибших, на основании сообщений Управления по учету безвозвратных потерь М. О. СССР. Был произведен обмен документами между военкоматами страны, заведены картотеки на погибших и пропавших без вести на территориях в годы войны.
В результате проводимых сверок, а также поисковой работы при написании Всероссийской Книги Памяти, удалось установить, что на территории района в 1941 году погибло только 11 человек.
Все остальные по-видимому прошли как без вести пропавшие. К нашему великому стыду и могилы погибших в 1941 году не сохранились. Ничего не осталось и от Трибисовского захоронения. Кто там покоится — неизвестно.
ОККУПАЦИЯ. «НОВЫЙ ПОРЯДОК»
Отгремели последние выстрелы, куда-то исчезли красноармейцы, началась оккупация.
С 5-го июля 1941 года по 18 июля 1944 года, 1100 дней, жители района проживали в режиме «нового порядка», который был объявлен и насаждался оккупационными властями захватчиков. Кто примирился и выжидал, кто-то стал сотрудничать с немцами, но большинство жителей не разделяло этого «порядка», вели борьбу всеми доступными методами. Война продолжалась, но это уже была война в тылу врага.
Еще до начала войны в Германии была разработана программа экономического использования оккупированных территорий. В Псковской области в связи с близостью к линии фронта под Ленинградом функционировали две структуры власти: военная и гражданская. В задачу военной входило, прежде всего, внушить населению «тот страх, который способен отбить у населения всякую охоту к сопротивлению».
Сразу же появились приказы, объявления, регламентирующие поведение населения.
ОБЪЯВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЮ
С 16 сентября с. г. вступают в силу нижеследующие усиленные постановления:
1) Кто укроет у себя красноармейца или партизана, или снабдит его продуктами, или чем либо ему поможет (сообщив ему, например, какие-нибудь сведения), тот карается смертной казнью через повешение. Это постановление имеет силу также и для женщин. Повешение не грозит тому, кто скорей-
шим образом известит о происшедшем в ближайшую германскую военную часть.
2) В случае, если будет произведено нападение, взрыв или иное повреждение каких-либо сооружений германских войск, как то полотна железной дороги, проводов и т. д., то виновные начиная с 16.9.41 г. будут в назидание другим повешены на месте преступления. В случае же, если виновных не удастся немедленно обнаружить, то из населения будут взяты заложники. Заложников этих повесят, если в течение 24 часов не удастся захватить виновных, заподозренных в совершении злодеяния или соумышленников виновных.
Если преступное деяние повторится на том же месте или вблизи его, то будет взято — и при вышеприведенном условии и повешено — двойное число заложников.
Главнокомандующий Армией На фронте 12.9.41 г.
Гражданская власть была представлена управами под руководством глав-бургамистров в городах и поселках, старшинами и старостами на селе.
Фашистская Германия и, прежде всего, фюрер рассчитывали на скорую победу, поэтому какой-то цельной концепции устройства Российских земель сразу не было. Было лишь четко определено: вся земля и недра принадлежат германскому государству. Право собственности на землю и устройство имеющейся принадлежит только немцам, получающим эти наделы за заслуги перед рейхом. Русское и другое население должно быть в услужении, не имея права собственности на землю.
Вводилась обязательная трудовая повинность, за нарушение которой жители подвергались наказанию, вплоть до расстрела. Трудовая повинность распространялась на всех лиц с 15 до 45 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Рабочий день длился 14 — 16 часов.
После того, как «Блиц криг» не удался, началась разрабатываться идеология совместной борьбы русского народа против «жидовско-большевистского» режима. Эта идеология сводилась к двум основным направлениям:
Первое — проведение земельной реформы и объединение населения в освободительные отряды самозащиты, создание так называемых войск «РОА» (Русской Освободительной Армии), цель которых — борьба с партизанами, «бандитами» (так они их называли), непосредственное участие их совместно с немцами в военных операциях.
В начальный период оккупации немецкая администрация стремилась сохранить коллективную организацию труда (колхозы), что давало возможность централизованно получать с/х продукцию. Но встретив упорное сопротивление в форме саботажа, невыхода на работу, порче машин и механизмов в МТС, немцы приступили к проведению так называемой «аграрной реформы», суть которой заключалась в раздаче земель во владение.
Устанавливался размер поставок с/х продукции с га, а также денежный налог на содержание полиции и прочих управленческих структур.
Согласно Плана «ОСТ» для Ингерманландии, куда должна была входить и Псковская земля, предполагалось резкое сокращение населения (физическое уничтожение, сокращение рождаемости, переселение в отдаленные районы), а также передача территорий немецким колонистам.
Ингерманландия — шведское название земель, находящихся южнее С.-Петербурга (Ижорские земли), которые были отвоёваны у Швеции Петром I и по «Ништадскому договору» признаны Российскими.
До того, как С.-Петербург отстроился и стал столицей, вся территория, включая Новгородские и Псковские земли, входили в состав Ингерманландской губернии (с 1710 г. С.-Петербургской).
Создание Ингерманландии, таким образом, было одним из звеньев расчленения России на отдельные немецкие провинции.
В Красногородском районе прежде всего были созданы и размещены учреждения военной власти.
Гестапо расположилось в здании бывшего родильного дома. Рядом лес, болото. В этих местах творились страшные дела — расстрелы и пытки.
Военная и полевая комендатуры расположились в здании 7-летней школы (ул. Школьная) и в бывшем военном городке.
В здании средней школы размещались специальные военизированные подразделения по борьбе с партизанами (ЭКО), с 1943 г. все они действовали от имени РОА — «Русской Освободительной Армии», возглавляемой Власовым.
РОА так и осталась в памяти людей как самая страшная организация, проводившая жестокие расправы с людьми.
Как подтверждает Н. Ф. Иванов (ему довелось работать в системе полиции, по обеспечению отрядов продовольствием), первое время начальником полиции был Н. М. Соблов, бывший офицер Красной Армии из д. Ночево. Ему было выражено недоверие, или что-то не поделили, свои же убили, инсценировав нападение партизан. Хоронили его с почестями. Место Соблова занял его заместитель М. В. Васильев из д. Круглово Красногородской волости, бывший сержант Красной Армии. Васильев был более жестокий человек, ходил всегда с плеткой. Отступил вместе с немцами.
Отряд насчитывал около 200 человек.
Второй отряд размещался в Покровском. Командовал им Евграф Николаевич Мочалов, уроженец д. Горбуново Покровской волости. В 30-е годы их семья была раскулачена и отправлена под Синявино Ленинградской области. Отряд насчитывал до 100 человек. В отряде был всего один немец, остальные местные и власовцы из других мест.
Кроме отрядов были пункты, как полиции, так и РОА, где находились отделения, в основном, по 10 — 20 человек.
Пункты располагались в деревнях:
Александрове (гарнизон), Кресты, Ганьково, Треньки, Жеребино, Гавры, Мамоны, Синяя Никола (латыши), Мозу-ли (гарнизон), Зайцы-Бельково (учебный пункт).
Были специальные отряды по охране железной дороги в деревнях:
Филилеево, Ломы, Усово, в поселке Красногородске (в районе льнозавода), Молево, Поддубно (Ночевское).
Располагались отряды и в имениях:
Лямоны (Пограничная волость), Станкеево, Якушово, Синезерье, Богородицкое, Олисово.
Полиция (называлась гражданская) размещалась в здании бывшего военкомата по улице Церковной (так называлась ул. Комсомольская), рядом с тюрьмой, которая была развернута так же в зданиях военкомата. В Гражданской полиции насчитывалось до 70 человек. Среди них подавляющее большинство были местные жители, притом многие были не добровольцами, их просто призывали. В каждой волости были участки этой полиции, где постоянно находились специальные подразделения (отряд полиции).
Начальниками участков были, как правило, раскулаченные, возвратившиеся из мест ссылки из-под Ленинграда, из Карелии, Новгородской области.
Таким образом в районе было рассредоточено свыше 500 вооруженных «власовцев» и полицейских.
Бывшие раскулаченные, а также специально привлеченные из других районов репрессированные, занимали особую роль в системе управления. Немцы им доверяли и охотно ставили на руководящие должности.
Многие из местных жителей добровольно перешли на сторону немцев и заняли ответственные посты, участвуя в карательных мероприятиях и в информационно-доносительной деятельности.
Dr pepper оптом evervess ginger ale оптом.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28