Поиск по сайту

Великая отечественная война

«Пощади, отпусти к детям, — молила я, — они погибнут без меня, метель скроет следы, никто не узнает, что ты не убил меня». В ответ получила удар в спину прикладом и грубое «пошла». Уже когда вот-вот Кулюков должен был убить меня, прискакал немец на лошади и остановил расправу. Были лю­ди, которые доказали, что мой муж не в партизанах, а в лаге­ре, что младший сын в Германии, что я хоть и жена коммунис­та, но никакой коммунистической работы не вела, т. к. безг­рамотная, что у меня остались малые дети. И меня пощадили в самый последний момент. Мир в ту страшную годину разде­лился пополам. Кто строчил доносы, а кто-то делал обратное. На этом мытарства не кончились. Расстрелять не расстреля­ли, но к детям не пустили. Отправили в лагерь под Псков — «Моглино». Было это уже перед приходом наших. Богу было угодно так распорядиться. Немцы не стали брать на себя лиш­ний грех. Из лагеря молодых отправили в Германию, а нас стариков отпустили домой, выдав соответствующую бумагу. Пешком добиралась до дому, а когда вернулась домой, опять потянули в комендатуру уточнять: не сбежала ли? Были угро­жающие допросы и уничтожающие осмотры. Выискивали особые приметы. Выручил староста Терентий Васильевич, оказавшийся случайно в Красном. Он в свое время способ­ствовал аресту мужа, сейчас вызвался помочь мне, а вдруг и замолвлю словечко перед нашими. Привез меня домой в До-рохи, даже дал лошадь разъехать картошку.
…Наши вот-вот освободят район. Терентий Васильевич собирается отступать. Погрузились на повозку, жена ревет, малые дети, точь-в-точь как у нас в 1941 г. Подошла, говорю: «Куда вы попретесь, оставайтесь, может сойдет. Если надо бу-
дет замолвлю словечко». Остались. Прожили три года, потом уехали куда-то. Слава богу, что на них не распространилась та кара, которую пришлось пережить нам.
Муж Михаил Никитич в 1945 году вернулся домой. Ока­зывается, действительно в начале 1944 года ему удалось бе­жать. Партизанил где-то в Белоруссии, воевал. Сын Ваня бат­рачил в Германии, был освобожден и призван в армию. За­кончил войну на Дальнем Востоке. Бог миловал нашу семью. Все остались живы…
Так закончила свой рассказ женщина, пережившая все ужасы войны и оккупации. Действительно, как был расколот мир, сами люди.
Рассказ этой мудрой старой женщины приведен мною в исторической книге с тем, чтобы показать, насколько сложна была жизнь и взаимоотношения между людьми. То согласие и дружелюбие, которое было характерно для Советского наро­да, появилось позднее, уже в послевоенные годы, а в то время продолжалась революция.
Объективная истина в том, что социалистическая рево­люция, это ее особенность в отличие от буржуазных или на­циональных революций, не заканчивается фактом завоева­ния власти. Это ее лишь начало.
И индустриализация, и коллективизация, ликвидация неграмотности («культурная революция») — все это задачи и одновременно этапы социалистической революции. Война советского народа по отражению немецко-фашистской аг­рессии помимо защиты Отечества в чистом виде, была боль­ше всего войной в защиту завоеваний революции, носила яр­ко выраженный классовый характер. Следовательно, здесь сталкивались и классовые интересы. Вот почему она была столь жестокой и кровопролитной.
Были свои интересы и у определенной части людей. Фа­шисты их успешно использовали. Использовался тот раскол в обществе, который сохранялся еще с времен гражданской войны, а также вызванный коренной ломкой традиционного жизненного устройства, применением репрессий при этом. Расчет был также на мерзкие черты характера отдельной час­ти людей.
Война вновь разделила людей. Были как явные сторонни­ки немцев, и те, которые старались выместить зло, обиду, не­довольство на тех, кто не нравился, даже не примешивая по­литику, из желания проучить, не более. Почему не сделать, ес­ли появилась возможность?
Этим объясняются весьма большие потери. Малейшие очаги сопротивления (подполья), связные, родственники партизан быстро выявлялись и к этим людям применялись самые изуверские методы расправы. Сами немцы, без преда­тельских подсказок и без участия местных полицаев и преда­телей, этого сделать не смогли бы. Так расставила людей война.
Надо отдать должное немецкой разведке. Она работала очень активно и весьма успешно. Практически все выслежи­валось, подпольная деятельность, связь с партизанами стано­вилось явным и за это следовала нечеловеческая жестокая расправа. Эти акты расправы так и вошли в историю, как зло­деяния. Итоговые цифры жертв оккупации и партизанской войны выглядят следующим образом: расстреляно, сожжено, погибло в концлагерях мирных жителей 410 человек.
Из них Красногородская волость — 89, Покровская — 119, Пограничная — 135, Граинская — 7, Ильинская — 34, Парти­занская — 11, поселок — 8, иногородние (беженцы) — 7.
Одним из способов карательного воздействия было сжи­гание домов и построек, целых деревень — лишения людей крова. Жгли дома и деревни по специальному заданию при отступлении.
Курьезный эпизод рассказал Ф. А. Арсентьев из д. Пес-тово.
…За день-два до подхода наших войск фашисты начали жечь в деревне дома.
Когда пришли к нам поджигать дом, мы с матерью нахо­дились возле него. Один немец приставил лестницу, полез за­жигать крышу зажигалкой. Мы, дети с матерью, схватили его за ноги, плачем, не пускаем. Немец был пожилой и, видно, сердобольный, махнул на нас рукой и ушел. Помню, как горе­ла наша школа, плакали взрослые и дети. Дым пожара стоял над деревней Сосновица…
список
легувень. полностью сожженных нсмсшахЬашистскими захватчиками
ГРАИНСКАЯ ВОЛОСТЬ
Бачохново, Бараусы, Бельково, Елашево, Жигали, Зайцы, Лопатчиха, Мехово, Осиновки, Пестово, Плешаны, Поляки, Роголи, Сидорово, Соснивица, Савино (большое), Савино (малое), Шилове
ИЛЬИНСКАЯ ВОЛОСТЬ Бараново (вместе с людьми), Лямоны, Клюки.
КРАСНОГОЛСКАЯ ВОЛОСТЬ
Агафоново, Андрюши, Батутино, Дехновка, Кудрево, Михальцово, Перлица, Путовка, Подсадница, Поддубно, Проглотино, Столбово, Филилеево, Частиловка, Ушкино.
ПОГРАНИЧНАЯ ВОЛОСТЬ
Красиковка, Кресты, Лямоны, Малагино (с людьми), Масловка (с людьми), Минино, Мокровка, Палкино, Песта-вец, Чурово.
ПОКРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ
Брыневка, Белый Остров, Гусленниково, Веселово, Ка-шево, Луги, Пески, Ровново, Столбово, Синезерье, Люховка, Козлове
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЛОСТЬ
Демидово, Митлино.
КРАСНОГОДЦЫ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1941 — 1945
Внукам малым эти даты -Лишь набор знакомых слов… Сорок первый — сорок пятый В память врезались отцов.
Внуков малых эти даты Не лишают сладких снов… Сорок первый — сорок пятый — Боль и гнев, и скорбь отцов.
Как все люди страны красногородцы принимали участие в ней и внесли свою долю.
В разделах: «Оккупация», «Партизанская война» и «Под­полье» подробно рассказано об участии мирного населения в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Основная же доля вклада в дело победы принадлежит тем, кто с оружием в руках оборонялся и наступал в составе действующей Крас­ной, Советской Армии. 32 возрастные группы мужчин с 1895-го по 1927 годы мужского населения подлежали обязательному призыву в армию и сражались на фронтах с Германией и Япо­нией. Сколько человек было мобилизовано из Красногород-ского района, точной цифры установить не удалось, т. к. дово­енные военкоматовские документы не сохранились. Они бы­ли сожжены во дворе военкомата 4.07.1941 г. После освобож­дения района также нет точных данных, т. к. мобилизация проводилась в различных точках овобождавшими район ар­миями: в Красногородске, в Опочке. Партизаны призывались по мере соединения с действующей армией. Находящиеся в лагерях и на принудительных работах по мере освобождения. Эвакуировавшие тыл — по месту жительства.
В результате несложных расчетов можно предположить, что призвано всех возрастов с района не менее 7.000 человек.
По сохранившимся спискам военкомата только в июле — сентябре 1944 г. призвано 2476 человек. Не вернулись с вой­ны, погибли и пропали без вести 2860 человек, почти 40%.
Очень много красногородцев полегло в Прибалтике. Зона действия в завершающем этапе войны освобождавших район армий была Прибалтика. Наши молодые и возрастные муж­чины, малоопытные в военных делах, влились в состав час­тей, освобождающих район. Их наспех обучили как обра­щаться с оружием и бросили в бой. Сборы и тренировки про­водились в деревне Пустое Воскресенье в Пыталовском райо­не. Все они были направлены на прорыв очень важного для
противника укрепленного района на подступах к Риге — Ма-дона. Район с пересеченной местностью. Там много было удобных для обороны возвышенностей, оборонительный ру­беж был отстроен фашистами, как первая и главная линия обороны Рижского плацдарма.
Сюда и попали наши необстрелянные мужички. Под Ма-доной погибло 154 Красногородца. Много погибло в укреп-районе под городом Валка (Валга).
Всего в Прибалтике погибло 555 человек, в т. ч. Латвия — 473, Эстония — 71, Литва — 7, Восточная Пруссия — 40.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове на протяжении трех дней будет проводиться фестиваль исторической реконструкции
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • Смерть отца
  • Иллирийский, этрейский, эсперантский…
  • Интересное