Поиск по сайту

Великая отечественная война

К 5 часам утра 19 июля вышел к восточному берегу реки Лжи восточнее Пудрино, Бичи, Бережане. К 13 часам дня полк, преодолев сильное огневое сопротивление и отбив нес­колько атак пехоты противника, форсировал реку Лжу вос­точнее Путрино и Бичи, овладел населенными пунктам Бичи и Бережане и к 19 часам вышел на рубеж леса в 300 метрах се­веро-западнее д. Бичи.
1012 полк форсирует р. Лжу на участке Балалайка — Кома-рауха, первый батальон во взаимодействии с батальоном 122-й Краснознаменной танковой бригады овладевает д. Бабий Мох.
1014 полк в 11 часов также форсирует реку и овладевает населенными пунктами Балалайка, Комарауха, Крестовый Бор и к 19 часам вышел на рубеж: опушка леса восточнее Иль-мова — опушка леса восточнее Крестовый Бор…
За 19 июля частями дивизии были захвачены следующие трофеи:
орудий от 75 до 200 мм — 6 штук, пулеметов — 9, винтовок — 20, автомашин — 2, тракторов — 1, взято в плен 24 солдата и унтер-офицера.
В этих боях понесли значительные потери и подразделе­ния дивизии. Только 19 июля в боях погибли 7 офицеров, 72 человека солдат и сержантов, 25 офицеров и 234 солдата были ранены.
Очень кровопролитные бои проходили 19 — 21 июля в районе деревень Столбово, Киргизовка, пограничная застава при форсировании реки Лжи. Здесь погибло и захоронено 94 бойца и командира 161,157 стрелковых полков, 53-й ГСД.
Сильное сопротивление оказал противник при форсиро­вании реки Синей у д. Жавры (Синяя Никола). Здесь 18 — 19 июля 1944 года полегли в землю 21 воин 901-го, 904-го полков 245-ГСД.
Далее части 54-й Гвардейской Армии освобождали Пыта-ловский район, северо-восточную часть Латвии.
Небезынтересно прочитать воспоминание Ф. Минеева — майора в отставке, бывшего командира саперной роты, участ­ника освобождения района в составе 54-й Армии.
* * *
…После нескольких дней упорных боев в ночь с 16 на 17 июля 1944 года войсками 54-й Армии под командованием ге­нерала С< В. Рогинского юго-западнее Пушкинских Гор была прорвана мощная оборона немцев на реке Великой, именуе­мая ими «Пантера», и войска с боями стали продвигаться в направлении Велье, Красногородск, Гавры, Вышгородок, Аб-рене, Виляка, Балтинава, Балви. Противник часто переходил в контратаки. Бои носили ожесточенный характер, особенно в межозерье у сел Ильинское, Платишино и на оборонитель­ных рубежах, проходивших по берегам рек Синяя, Лжа, Ут-роя, Кухва.
На саперов 12-й инженерной саперной бригады РГК бы­ла возложена задача по инженерному обеспечению наступле­ния войск армии, а именно: строительство и ремонт мостов и дорог, разминирование дорог.
При выполнении боевых задач саперы проявляли мужест­во, находчивость, умение. Они часто вступали в бой как пехо­та или заменяли выбывших из строя заряжающих и наводчи­ков самоходок, орудий.
…Взвод саперов под командованием лейтенанта Б. С. За­харова обеспечивал боевые действия 1433-го самоходного ар­тиллерийского полка в боях у сел Велье, Ильинское, где путь самоходкам преградили минные поля. Самоходки останови­лись, а это могло привести к задержке операции и потерям. Саперы: старший лейтенант Лизунков, сержант Хлыбок, еф­рейтор Топленкин, рядовые Гусев и Титов под огнем врага сняли 159 противотанковых мин и пропустили через перед­ний край самоходные орудия, которые тут же вступили в бой. Они освободили населенные пункты: Малые и Большие Зу-бавы, Маслово, Шелгуны и другие населенные пункты.
Другая группа саперов при разведке брода для танков че­рез реку Синюю обнаружила в лесу группу гитлеровцев, кото­рые бросились в контратаку и мешали саперам провести раз­ведку реки. Саперы приняли бой, в ход пошли автоматы и
гранаты. На шум боя поспешили танкисты и огнем пушек и пулеметов саперам помогли отбить контратаку. Группа нем­цев была разбита.
Вместе с наступающими войсками в Красногородск вош­ли саперы 156 инженерного саперного батальона майора Н. А. Резникова. Согласно приказу командира бригады полковни­ка С. А. Половнева батальону предстояло в течение суток построить деревянный мост через реку Синюю под нагрузку 30 тонн. Еще в намеченном районе строительства моста рва­лись снаряды, поднимая комья земли и фонтаны воды, а са­перы взвода старшего лейтенанта В. А. Симкина разведали место строительства моста и подъезды к нему.
Со времен войны у меня сохранилась небольшого кар­манного формата записная книжечка. Теперь это моя релик­вия. В ней я от случая к случаю, в период затишья делал коро­тенькие записи о пережитом, об увиденном. Вот что у меня было записано в ней о тех днях июля 1944 года.
«…19.07.44 г. Сегодня заканчиваем строительство моста через реку Синюю в Красногородском. Немцы уже не обстре­ливают и есть возможность записать за эти дни, так как после Пушкинских Гор и от реки Великой продвигались с боями, выполняя обычную для нас работу — разминирование дорог, ремонт мостов в направлении Велье — Красногородское. Велье расположено у озера в красивом месте, сосновый лес, места для курорта, а вот за Ильинским у Платишина мин встречалось предостаточно.
Взвод Виктора Симкина идет головным. На него и его саперов я во всем могу положиться. Вот и здесь вчера он первым пришел, разведал и выбрал место для строительства моста, установил на земляном валу крепости наблюдатель­ный пост с пулеметом. Пока рота капитана Любина вела за­готовку лесоматериалов для моста, моя рота подготовила выезд на левом берегу реки, установила береговую опору. Когда привезли бревна, застучали топоры, завизжали пилы. Мы продвигались с левого берега, а саперы роты Глеба Рей-фельда — с правого.
Часто беспокоили самолеты фрицев. Пришлось укры­ваться в вырытых щелях. Но все же не избежали потерь. От
взрыва бомбы убиты саперы: Немецкий и Мацкевич. Похоро­нили их с почестями на валу, а раненных отправили в медсан­бат»… (кн. Ф. Минеева «Без права на ошибку»).
Из носпомииакий И. Прошина — пулеметчика
… 18 июля 1944 года под вечер мы сосредоточились у доро­ги на опушке леса. Старшина роты сержант Кравченко орга­низовал перед боем горячий ужин. На первое блюдо был суп-пюре гороховый, на второе каша из фасоли. В момент принятия пищи налетел самолет противника. На дороге стоя­ли наизготове наши самоходные артиллерийские установки. Видимо самолет пытался фугасными бомбами уничтожить их, но цель не была поражена. Однако взрывной волной у многих опрокинуло котелки. Наспех поели и вперед.
На склоне к Перлице поле было посеяно рожью. По-пластунски продвигались на берег реки. Помог ручей, впада­ющий в реку Синюю. Это речка Перлинка, как называют ее местные жители. Сколько поэзии!: Синяя, Перлинка.
Противник открыл сильный огонь из всех видов орудий. С криком «Ура» рота устремилась на противоположный бе­рег. В этом бою многое погибли. Я был тяжело ранен в реке осколками от мины. Когда выплыл обратно на свой берег, еще раз был ранен осколком. Получили ранение командир нашей роты, старший лейтенант Зуев, командир взвода младший лейтенант Серединин, командир пулеметного рас­чета сержант Эпирнов и многие другие, но задачу рота вы­полнила…
При отступлении немцы сжигали населенные пункты. В Перлице все дома были сожжены фашистами.
Когда в 1966 году побывал здесь, не узнал местности. Доб­ротные дома вдоль голубой ленты реки Синей. Журчит ручей, где вели наступление.
От деревни к деревне продвигались наши войска, осво­бождая нашу землю, и везде приходилось преодолевать серь­езное сопротивление, гибли люди. В 168-ми населенных пунктах захоронены погибшие, непосредственно на поле боя.
Многие были ранены и умирали от ран в госпиталях и отдель­ных медико-санитарных батальонах уже не в местах сраже­ния. За период продвижения войск через район было развер­нуто более 10 госпиталей и медсанбатов 2-х фронтов. Были развернуты медсанбаты в деревнях Храмеево, Шаршановка, Треньки — это путь следования 133-ОСМБ. Действовали ОСМБ в Зеркулях, в Ключках (Пограничная волость) и в дру­гих деревнях. И везде могилы умерших от ран.
День за днем. А всего то 4 — 5 дней. Дней, в которых рва­лись снаряды и мины, сыпались со страшным воем и оглуши­тельными взрывами на землю бомбы, до раскаления стволов стучали пулеметы, уже не нарушая тишину, как бы сказали лирики, а в обычном, привычном шуме разрывов стрекотали автоматы, отдельными почти не воспринимаемыми звуками щелкали винтовочные выстрелы. 4 — 5 дней, в которых люди шли на самопожертвование, отдавали свои жизни, когда ли­лась кровь, когда закапывали и одновременно лечили челове­ка — высшее создание природы. Это шла война, это было ОС­ВОБОЖДЕНИЕ.
Красногородский район — провинция, где нет ни важней­ших экономических центров, ни стратегических объектов, за­хоронил в своей земле 1282 воина и партизана, освобождав­ших его и воевавших в тылу. Из них офицеров —126, рядового и сержантского состава — 1007, партизан — 143.
Случилось так, что жители самых отдаленных районов России — сибиряки, стали освободителями самых западных ее рубежей. Это неоспоримый факт союза народов, это Совет­ский Союз.

Подробная информация Региональные льготы инвалидам Кемерово Кузбасс тут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • В Пскове на протяжении трех дней будет проводиться фестиваль исторической реконструкции
  • Смерть отца
  • Иллирийский, этрейский, эсперантский…
  • Интересное