Великая отечественная война
Асипихино, Мехово, Иванцево, Красногородск, Бодренки, Зеркули, Антоненки, Габоны, Тишки (Латвия).
На правом фланге 10-й армии действовал 19-й Добровольческий Сибирский корпус в составе 3-х дивизий — 22-й, 56-й и 65-й. Направление 22-ГСД: Опочка — Красногородск — Молево, Кресты, Треньки, Порожек, Карсава. В центре действовала 65-ГСД. Направление на Покровское, Овсянки, Александрово, Голышево. На левом фланге наступали 8-я Панфиловская и 30-я Гвардейская дивизий. Направление: Опочка, Мозули, Петрученки (Латвия) — Лудза. В этом направлении продвигался и штаб армии.
56-ГСД была во втором эшелоне.
54-ГА в нашей зоне имела главное направление: Пушкинские Горы, Велье, Синяя Никола, Вышгородок, Пыталово, Балвы (Латвия).
На левом фланге армии действовала 288-я Гвардейская Дновская дивизия. Ее 1012,1014,1016 полки, взаимодействуя с 22-СД Ю-й армии, продвигались вдоль разделительной линии фронтов.
В северной части района (Партизанская волость) действовала 5-я стрелковая Пушкинская Краснознаменная дивизия под командованием генерал-майора С. М. Бунькова. С сентября 1941 года она защищала Ленинград.
Наступление 10-й Армии началось 10 июля, 54-я начала наступление на несколько дней позже.
15 июля 10-й Гвардейской армией был освобожден город Опочка и войска устремились вглубь, чтобы развить успех и выполнить поставленную задачу. На пути были заранее подготовленные рубежи обороны: «Синий» — на реке Синей и «Зеленый» на реке Лже и «Рейер» — вдоль дороги Опочка — Себеж. Были подготовлены также другие отдельные укреп-районы типа: «Прибалтийский вал» в районе д. Петрученки с южной стороны озера Питель на границе Красногородского района с Латвией и другие.
После удачного прорыва обороны противника и освобождения города Опочки части 30-й Гвардейской стрелковой ди* визии и 8-й Панфиловской дивизии двинулись по центральному направлению с целью отрезать отступающие части про-
тивника и преградить путь отхода их и занятия укрепленных районов. Без больших потерь наши войска в конце дня 15 июля заняли важнейшие опорные пункты немцев в деревнях Ширяево и Мозули, овладели переправами через реку Синюю — мостами в Ширяево и Мозулях и начали продвигаться на Лудзу в направлении озера Питель на Петрученки.
В этом бою участвовали части 8-й Панфиловской дивизии (10-й и 1073 стрелковые полки). Погибло 19 человек. В последующем бои в этих местах пришлось вести уже с отступающими войсками, пытавшимися прорваться из окружения. Эти бои со стороны противника носили отчаянный характер, на грани обреченности.
Вот что рассказывают участники боев 16 июля.
Из воспоминаний Н. Романова, участника боя в д. Ширяево 16 июля 1944 года, ветерана 382-го артиллерийского полка 74-й артиллерийской бригады.
Бой за переправу
После взятия г. Опочки в образовавшуюся брешь в обороне врага 16 июля 1944 г. два артиллерийских полка, 231-й и 382-й 74 артиллерийской бригады, 27-й артиллерийской Ре-жецкой ордена Суворова дивизии РГК (резерв главного командования), устремились на шоссе Опочка — Мозули. 315-й полк прикрывал наш прорыв. Здесь же находилось управление дивизией и ее командир генерал-майор А. Д. Харламов и командир бригады полковник И. А. Райзман. Достигнув реки Синей, мы закрепились.
382-й полк занял оборону за мостом, а 231-й на правом берегу реки. Стали приводить себя в порядок, задымились походные кухни. Неожиданно в нашем расположении появился командир дивизии — генерал А. Д. Харламов. Он сообщил, что разгромленные под Опочкой войска противника стремятся большой группой прорваться из окружения. Их около 2-х тысяч, вооружены пулеметами, легкими орудиями, направляются к переправе. Генерал приказал командиру бригады, полковнику И. А. Райзману удержать переправу и д. Ширяево любой ценой. Полки приведены в боевую готовность. Ждать
врага долго не пришлось. Вскоре из противоположного леса показалась большая колонна солдат противника. Они направлялись к мосту. Подпустив их на близкое расстояние, наши гаубицы открыли огонь. Противник стремился любой ценой прорваться на западный берег. Не считаясь с потерями, он все время вводил новые силы и ему удалось форсировать реку. Завязалась жестокая схватка, был убит лейтенант Роби-нович, ранены политрук батареи Ковальчук, лейтенант Помощников. На помощь подоспела группа Зарудного. С ее помощью удалось прижать немцев к реке, но Зарудный был ранен. Командование группой принял начальник связи полка капитан Маслов. С возгласом: «Артиллеристы, за мной», — он повел нас на врага. Командир бригады, полковник Райзман, находящийся в 231-м полку, собрал группу артиллеристов около 40 человек и повел их сам к нам на выручку. Бой стал рукопашным, немцы не выдержали рукопашной схватки, стали отступать и разбегаться по окрестным лесам, но не прошли через переправу. В этом бою смертельно был ранен командир бригады полковник И. А. Райзман, его похоронили в городе Опочке.
После боя на реке Синей наша артбригада на другой день 17-го июля вышла на границу с Латвией. На переправе остались лежать трупы немецких солдат, а 50 взятых в плен были отправлены по назначению. Артиллеристы потеряли в этом бою 21 человека убитыми и 33 ранеными. Бригадой стал командовать полковник И. Н. Мацакин. Это был последний наш бой на Псковской земле.
Оставшиеся в живых воины-артиллеристы свято чтят память погибших товарищей. Каждый участник боя, родственники погибших, кому довелось через многие годы побывать в Красногородске, благодарны его жителям, кто бережно следит за захоронениями.
Аналогичный, но более жестокий и трагичный бой приняла небольшая группа артиллеристов 2-го дивизиона 63-го артполка 30-й Гвардейской стрелковой дивизии из 34 человек на подступах к д. Ширяево, у местечка Старый Двор.
Вот что рассказывает участник боя, бывший начальник штаба 2-го артдивизиона В. Ю. Волков.
— Батареи дивизиона 16 июля переправились на другой берег реки Великой и взяли направление на Ширяево — Мо-зули, но на подходе к д. Исаки (Опочецкий район) колонна остановилась. В баках машин на исходе горючее, — доложили водители. Командир артдивизиона гвардии капитан С. М. Максимцев приказал:
— Из всех автомашин слить горючее и заправить два «Студебеккера». К ним подцепить две 76-мм пушки. Остальным десяти орудиям оставаться в деревне Исаки, ждать, пока подвезут горючее.
Капитан решил хотя бы двумя орудиями оказать поддержку ушедшему вперед стрелковому полку. Будучи начальником штаба дивизиона, я обеспечивал выполнение приказа. В кузова автомашин погрузили снаряды, разместили огневые расчеты и около двадцати бойцов из взвода управления. Это разведчики, телефонисты, топографы, санинструкторы. По проселочной дороге автомашины направились вслед за пехотинцами. Миновали селения Макушино, Мишнево. Не доезжая хутора Старый Двор, у поворота на деревню Марьино, остановились на полянке. Бензин в баках «Студебеккеров» кончился. Гвардейцы 96-го стрелкового полка, которых мы обогнали, прошли мимо в направлении деревни Ширяево.
Был теплый день. Мы расположились завтракать. Прошло около двух часов. В районе деревни Марьино послышалась стрельба. Посланный начальник разведки гвардии лейтенант Н. И. Толкачев с группой разведчиков быстро вернулся и взволнованно доложил:
— Прямо на нас из деревни Марьино движется колонна немцев.
Впоследствии из опроса пленных было установлено, что это пробивались из окружения к своим остаткам 33-го пехотного немецкого полка под командованием подполковника Апперата.
Гвардии капитан С. М. Максимцев приказал развернуть орудия и прямой наводкой бить по приближавшемуся врагу.
Снаряды рвалась прямо в гуще колонны, сея смерть и панику в рядах фашистов. Поблизости оказались окопы и воронки от авиабомб, оставшиеся от проходивших здесь боев в 1941 году. В них штаб дивизиона и бойцы взвода управления заняли круговую оборону и одновременно прикрыли орудия с флангов. Пушки вели по врагу беглый огонь. Сначала осколочными гранатами, а когда гитлеровцы пытались прорваться к орудиям, отбивались картечью. Место, где орудия заняли позицию, было неудобным для обороны. Вплотную окружал лес и кустарник. Немцы скрытно приближались к пушкам и вели по орудийным расчетам прицельный огонь. В первую очередь погибли от вражеских пуль командиры орудий гвардии сержанты Г. Т. Морозов и М. М. Покидаев. Редели и орудийные расчеты. Их тут же заменяли разведчики и телефонисты. Они вместе с водителями машин подносили ящики со снарядами. Вскоре снаряды кончились и орудия умолкли. Возле пушек вместе с бойцами орудийных расчетов лежали сраженные командир батареи гвардии лейтенант П. В. Невзоров и командир дивизиона гвардии капитан С. М. Максимцев. Занимавшие оборону в воронках гвардейцы взвода управления теперь уже из карабинов и автоматов отстреливались от наседавших фашистов.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28