Поиск по сайту

Великая отечественная война

«Партизаны очень много делали, чтобы парализовать же­лезнодорожный транспорт фашистов. Однако он все же функционировал.
— Как это удавалось немцам?» — задавал себе вопрос пар­тизан-подрывник, на счету которого не один десяток удачных подрывных действий, Петр Игнатьевич Игнатьев. И сам себе отвечает: «Немцы бросали все силы для восстановления раз­рушенного полотна, мостов. И вот какой коварный способ применяли при этом: брали специально заложников, жен­щин, детей, и выставляли их на дороге у мест проведения вос­становительных работ, прикрываясь таким образом живым щитом на случай налета партизан. Естественно, в таких усло­виях партизаны не могли помешать восстановлению в целях сохранения наших людей».
«Рельсовая война» сыграла огромную роль в деле разгро­ма немецко-фашистских захватчиков.
ПОДПОЛЬЕ
Жестокие репрессивные меры и, как устрашающий при­мер — сожжение деревень и расстрел жителей в деревнях Ма-лагино и Масловка не поставили людей в состояние полной покорности и подчинения силе. Сопротивление нарастало. Начали организовываться подпольные группы. В основу сво­ей деятельности они ставили: вредить врагу, информировать население, добывать данные о дислокации и перемещении войск, проводить диверсии.
Организовалась такая комсомольско-молодежная группа и в Красногородском районе. Первое время (1942 г.) группа не ставила задачи организовать подполье. Главная их цель была пробраться к партизанам. Доходили слухи, что в районе действуют партизаны. На самом деле организованной парти­занской группировки в районе еще не было.
10-я Калининская партизанская бригада, в зону деятель­ности которой входил Красногородский район, появилась только в ноябре 1942 г. В районе действовала лишь небольшая группа из 8 человек.
— «Восьмерка».
Лишь в конце 1942 г. через связного А. С. Степанова бы­ло передано задание Подпольного райкома ВЛКСМ при 10-КПБ, который возглавляла Мария Григорьевна Авдохина (кличка Сауликова), организовать комсомольскую подполь­ную группу. С этого момента группа организационно офор­милась. Был избран руководитель — Николай Иванович Иль­ин, бухгалтер МТС. Ipynna разбилась на звенья (пятерки), была налажена связь со штабом 10-КПБ и работа пошла более организованно.
Инициатором создания группы была учительница 1раин-ской школы Екатерина Гончарова. Первоначально в нее вхо­дили: Александр Вишняков, Екатерина Гончарова, Владимир Полянский, Владимир Севастьянов, Алексей Сергеев, Нико­лай Ильин, Александр Геацинтов.
Каждый член группы принимал клятву (письменно), где было записана и подпольная кличка. Например, Е. Гончарова имела кличку «Катря».
В программу своих действий группа вписала:
— Получение от партизан и по радио информации, пере­печатка и распространение этой информации через листовки.
— Написание листовок-призывов (не сдавать хлеб, скот, шерсть, не подчиняться приказам по вербовке в Германию, не вступать в полицию, не поступать на службу к немцам и дру­гие призывы).
— Сбор оружия и боеприпасов.
— Сбор данных о враге: расположение и схемы огневых точек и оборонительных сооружений, движение войск и гру­зов.
— Снабжение бланками паспортов «Айсвай» — вид на жи­тельство, для военнопленных, солдат, вышедших из окруже­ния, тех, кто уклонялся от угона в Германию.
Делалось это через Ваталеву М. В., которая работала на­чальником паспортного стола.
— Проведение диверсионных актов.
— Работа по освобождению военнопленных и направле­ние их в партизаны.
Был порядок такой, что военнопленные, прежде чем пе­рейти в партизаны, должны были давать клятву (письмен-
но). Эти клятвы группа переправляла в штаб партизанской бригады.
Программа широкая, комсомольцы старались, рискова­ли, но многого из задуманного, особенно по диверсиям, осу­ществить не удалось. Были намерения взорвать склад ГСМ в МТС, не удалось. Готовили взорвать молокозавод, но посту­пила команда — не проводить операцию.
При содействии и непосредственном участии Анатолия Васильева из д. Поповка были совершены операции по раз­грому имения Станкеево (там Анатолий работал), а также взрыв мельницы в д. Поповка. Летом 1943 г. в Красногород-ске было много войск, среди них были чехи, поляки, фран­цузы. Группа получила задание вести работу среди этого контингента, чтобы склонить переходить в партизаны. Име­лись специальные пропуска для них, вели работу. Много удалось сделать с точки зрения передачи информации о про­тивнике, по распространению листовок, по информации на­селения.
На складах в Красногородске и в имении Лямоны было сосредоточено много зерна, разработали операцию по взрыву и поджогу складов. Получили уже взрывчатку, но осуществить опять не удалось. Начались аресты. Группа провалилась и бы­ла разгромлена. Массовые аресты начались 18 сентября 1943 г. Почти одновременно были арестованы большинство из чле­нов группы, составляющие ядро. Н. И. Ильин, его сестра Ни­на Ильина, Нина Лебедева, Александра Александрова, П. И. Мацкеев, его дочь Валентина, Петр Добрынин, Тимофей Дмитриев, Валентин Алексеев, Бубнов (беженец). Алексеев и Бубнов входили в состав звена старших подпольной группы. Причина провала заключалась в отсутствии опыта подполь­ной работы, излишняя доверчивость. В группе оказались пре­датели-осведомители. Считают, что им был А, С. Степанов, заведующий Лукинской школой. Он являлся связным между группой и партизанами (через Орлова). В то же время общал­ся с заведующим народного образования Прудовским, сот­рудничавшим с немцами. Степанов впоследствии ушел в пар­тизаны и там находился до освобождения района. В 1946 году
был осужден на 10 лет за сотрудничество с немцами. Были и другие осведомители.
Арестованных подпольщиков вначале держали в тюрьме в Красногородске, затем направили в Опочку, а далее в лагерь Моглино под Псковом.
После полного разгрома группы Н. Ильина, молодежь все же не смирилась с положением дел. В начале 1944 г. была предпринята попытка создать новое подполье.
В группу вошли:
Василий Тарасов и его брат Владимир, Александр Макси­мов, Юрий Вальковский, Тамара Иванова, Владимир Се­вастьянов из д. Реченки, Александр Геацинтов, Василий Его­ров — врач больницы, муж и жена Бойковы Иван и Мария из д. Сайды Горшановского сельского Совета. Участвовал в группе священник Никольской церкви отец Борис. Костяком группы были братья Тарасовы, Александр Максимов и Юрий Вальковский.
Связь с партизанами 10-КПБ взял на себя В. М. Тарасов. Группе не удалось сделать больших дел, но она установила связь и явку с партизанами, передавали в бригаду медикамен­ты, средства, собранные от прихожан церкви. Эти деньги очень были нужны. Партизаны пересылали их в тыл, за что получали благодарности.
«Василий Михайлович, — писал из Новгородской области бывший заместитель командира по разведке 1-го отряда 10-КПБ М. А. Семенов, который руководил группой и давал задания, — в числе основных подпольщиков до прихода к нам были вы. Деньги, которые поступали от вас, красногородских подпольщиков, мы упаковывали и самолетом пересылали за линию фронта. За эти передачи мы неоднократно получали благодарности».
Подпольщики также собирали нужные сведения о дисло­кации и перемещениях войск, военных грузов, вплоть до за­рисовок и подготовки схем. Доводили информацию до насе­ления о положении на фронтах В. О. В., готовились к прове­дению диверсионных актов в поселке.
И в этот раз Гестапо стало известно о существовании груп­пы. Об этом вовремя сообщили надежные люди и было при-
нято решение немедленно уходить к партизанам, что и было сделано. С врачом Егоровым ушли в партизаны еще два врача из бывших военнопленных: терапевт Камшилов и хирург по имени Леонид, они забрали с собой лекарства.
Бургомистр им дал даже лошадь с повозкой. Доверяли. Все влились в отряд Рожко, который дислоцировался в дерев­не Островки Горшановского сельского Совета. Пришлось забрать и родителей. Кто выдал? Так и осталось неустанов­ленным. Есть предположение, что это мог сделать отец Бо­рис. В Красногородске он появился неизвестно откуда. У не­го были некоторые выступления в поддержку оккупационно­го режима. Говорят, что это делалось с целью конспирации, но не доказано. После освобождения района он был осужден и отбывал срок.
Уже после ухода группы удалось успешно провести опера­цию по уничтожению немецких складов в Красногородском.
Таковы были действия красногородских комсомольцев и молодежи. Больших дел не удалось совершить, но и то, что предпринималось и было осуществлено, имело большое зна­чение. Надо учитывать, что люди рисковали жизнью. Это бы­ли настоящие патриоты своей Родины, боровшиеся с врагом всеми доступными способами.
Непосредственно в группах комсомольского подполья — Ильина и Тарасовых, было задействовано более SO человек, 23 из них были арестованы, из них 14 расстреляны или погибли в концентрационных лагерях.
Судьбы сложились по-разному: многие погибли, многим пришлось перенести неимоверные трудности и остаться в жи­вых, пройдя через лагеря смерти, часть ушли в партизаны и продолжали борьбу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове на протяжении трех дней будет проводиться фестиваль исторической реконструкции
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • Смерть отца
  • Иллирийский, этрейский, эсперантский…
  • Интересное