Великая отечественная война
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
Кто ты есть, человек? Или природе не дано было создать тебя, или материал не тот, из чего надо было тебя сделать?
Не знаю, звучала ли эта фраза, приведенная как эпиграф, где-либо или нет? Она мне приснилась. С вечера обдумывал, как начать главу: «Великая Отечественная», как разместить материал и уже начал писать. Ночь была кошмарной, снились страшные видения: насилия, борьба, убийства, преследование одних другими. Мы вместе с семьей пытались что-то сделать, уговорить нападающих, кого-то пытались спрятать, укрыть от преследующих, слышны были крики, стоны, бурей накатывался страшный ужас.
Наконец мы как бы освободились, кинулись бежать из этого ада от преследователей. Было много народу. На различных предметах, стволах деревьев виднелись изображения людей: где силуэт, где незаконченная скульптура, горельефы. Вдруг откуда-то сверху слышится голос, который громко и отчетливо произнес: «Кто ты есть человек?… Люди были потрясены этой фразой. Я проснулся. Полагаю, что мне приснился образ войны. Мне не пришлось участвовать в боевых действиях, но ужасы войны видел и пережил. А сколько кошмарных снов перевидели участники Великой Отечественной войны, те кто воевали, перенесли ранения, кто пережил лишения, прошли концентрационные лагеря, пережили ужас кровавых расправ, бомбежки.
Вообразить это сложно, но это было. И во всем этом участвовали люди. Одни наступали *- другие защищались, одни были насильниками — другие их жертвами.
Кто ты есть, человек?…
Вопрос философский, но люди задают его. Почему ты так поступаешь, человек со своими сородичами?
«Для солдата война не кончается после победы или поражения, она длится всю жизнь до последнего часа», — говорит великий знаток солдатской души Ю. Бондарев. Она не кончается и для грядущих поколений. Она живет и будет жить в истории. Она будет напоминать людям, обогащать опыт их, она будет жить в них. Великая Отечественная, Вторая Мировая — это особая война. Война, которая во многом повернула мир, это был серьезный поворот в мировой истории. Человечество долго будет жить под ее воздействием и тем более нельзя ни упрощать, ни искажать моменты, давать их с точки зрения изменяющихся политических веяний.
НАЧАЛО
Как и почему возникла Отечественная война, известно.
Наша задача — отразить моменты ее прохождения на территории района, показать последствия, а также раскрыть и передать грядущим поколениям ту долю участия наших людей в общей борьбе народов нашей великой страны.
С первых минут после вероломного вторжения на территорию страны огромной военной силы война стала Отечественной, ибо во весь рост встала задача спасения Отечества, защита его. Угроза была настолько серьезной и всеобъемлющей, что без участия и неимоверных усилий всего народа, «от мала до велика», эту задачу решить было бы невозможно.
В районе сразу сложилось особое военное положение. Началась мобилизация военнообязанных. Мобилизации подлежали 14 возрастов с 1905 по 1918 гг. 18-19-20-21 года были в действующей армии. Из женщин и подростков создавались рабочие группы по строительству оборонительных сооружений. На рубеже реки Лжи и Синей рылись окопы и противотанковые рвы.
Народу было мобилизовано очень много. За одну неделю, например, с 22-го по 29-го июня в Лямонах были вырыты окопы в рост человека, протяженностью 4 километра: 2 км на север и 2 км на юг от деревни, оборудованы огневые точки, противотанковые рвы. Ожидали прибытия тыловых частей. Из работников аппарата управления: РК ВКП(б), исполкомов, Советов, военкомата, НКВД, комсомола создавались
истребительные отряды по борьбе с диверсионными группами, парашютистами, которых противник забрасывал в тыл для дезорганизации и подрывной деятельности. Встал вопрос об эвакуации людей, имущества, скота. Создавались группы по сопровождению скота в тыл. Уже в первую неделю потянулись через Красногородск на Остров или Опочку вереницы беженцев из Латвии и других мест: гнали скот, присоединялись к ним и красногородцы. Воинская часть, находящаяся в поселке, была переброшена под Двинск и там приняла бой. Она разделила участь всей армии первого периода войны.
Мирная жизнь сломалась в одночасье. Все изменилось, многое было непонятно, все было неожиданно, ужасно. Это было время шока и паники.
Фашисты, используя внезапность, опираясь на мощную бронетехнику и авиацию, сходу взломали нашу оборону и быстро продвигались на север, восток и в южном направлении. Наш район находился в зоне действия группы немецких армий «Север», которой командовал фельдмаршал Лееб.
Гитлером была поставлена задача: как можно быстрее захватить Прибалтику, военно-морские базы, а затем Ленинград и Балтийский флот.
Что же на самом деле происходило на этом направлении?
События на Северо-Западном фронте с первых же дней сложились драматически.
Фронтом командовал генерал Ф. И. Кузнецов. Начальником штаба был генерал П. С. Кленов. Фронт имел три армии и два механизированных корпуса. В первом эшелоне действовала 8-я армия под командованием генерала П. П. Сабенни-кова (правый фланг) и 11-я армия, командовал которой генерал Морозов (левый фланг). 27-я армия, части которой располагались в Красногородске, была во втором эшелоне. Командовал армией генерал-лейтенант Н. Э. Берзарин, тот самый Берзарин, который в апреле 1945 года командовал под Берлином 5-й Ударной армией и был первым советским комендантом Берлина (погиб в 1945 г.).
Противник сосредоточил против Северо-Западного фронта весьма крупные силы. В полосе фронта действовала группа армий «Север» и левый фланг группы армий «Центр».
Здесь были сосредоточены две танковые группы немецких войск из четырех, действовавших на Советско-Германском фронте. Немецкая группировка превосходила войска фронта по личному составу и артиллерии. По танкам и авиации было примерное равенство. Однако Северо-Западный фронт располагал всего лишь 206 танками типа Т-34 и КВ. Основную массу составляли легкие танки БТ-7 и Т-26 с небольшим запасом моторесурсов. У немцев же были новые, современные, тяжелые и средние танки: Т-Ш, T-IV.
Наступление началось с Восточной Пруссии.
Мощный кулак 3-й и 4-й танковых групп уже в первый день войны расколол оборону войск Северо-Западного фронта. К ночи передовые части были почти в 60 км южнее Каунаса.
Глубокое вклинивание немецкой танковой группировки требовало от командования принятия энергичных мер. Однако и командование фронтом и командование армиями оказались не в состоянии выработать необходимые решения. Выдвигавшиеся из глубины соединения и части вводились в сражение сходу, без достаточного количества артиллерии и боеприпасов, без авиационного прикрытия. Тяжелые потери понесла авиация фронта. Господство в воздухе, как и на земле, на длительное время перешло к противнику. Директивой ставки № 3 предписывалось контратаковать противника из района Каунаса во фланг и тыл Сувальской группировки противника, разгромить ее и к исходу 24.06 овладеть районом Су-валки. Однако реальной возможности нанесения контрудара фронт не имел. Директиву необходимо было выполнить. Контрударная группировка насчитывала 6 дивизий против 8-ми немецких.
С опозданием и неподготовленными выдвигались в бой дивизии 12-го механизированного корпуса под командованием генерала Н. М. Шестопалова. Лишь 23 июня заняли исходную позицию части 3-го механизированного корпуса генерала А. В. Куркина и сходу перешли в наступление.
Это была одна из крупнейших наступательных операций того периода. С обеих сторон в сражении участвовало свыше 1000 танков, около 2700 орудий и минометов, более 175 тыс.
солдат и офицеров. Были и некоторые успехи. Особенно отличалась 28 танковая дивизия полковника Черняховского.
К исходу 24 июня стало ясно, что разгромить 4-ю танковую группу противника наличными силами не удастся. И на 2-й день продолжающее наступление оказалось безрезультатным. ЭДалось на какое-то время задержать противника 41-го моторизованного корпуса Рейнгардт на Шауляйском направлении, но 56 корпус Маншейна, обойдя контратакующие соединения с юга, получил возможность стремительного броска на Двинск. Группа Гепнера рвалась на восток с намерением форсировать Даугаву сходу.
Последствия первых вражеских ударов для войск фронта оказались катастрофическими. Не имея резервов, потеряв управление, предотвратить отход 8-й и 11-й армий было невозможно. К вечеру 24 июня противник захватил Каунас и Вильнюс. Э. Манштейн стремительно продвигался к Даугаве. К исходу 24 июня его соединения вышли на тыловые коммуникации 11-й армии.
Армии Северо-Западного фронта, не сумев удержаться на промежуточных рубежах, отходили на северо-восток.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28