Вадим Борисов, Леонид Бородин, Игорь Шафаревич, Игорь Хохлушкин.
и направленная лично против С. Войцеховского и меня. На нас возво дилась клевета, что мы называли его агентом КГБ, и даже «рьяно», хотя мы его никогда так не называли. И делался вывод, что мы сами агенты, а доказательство — нас еще не убили, хотя мы воюем против коммунизма. Непостижима эта топорная угроза убийства из-под пера священника, но не менее странно: как редакторы эмигрантских журналов решились такое печатать? Ведь их тоже не убили, а они тоже считали, что воюют против коммунизма.
А еще о. Дудко заявлял, что Войцеховский и я — агенты сионизма, и тут уже более грубой советской агитки нельзя было и придумать. Редакция «Посева» это место изъяло, но в журнале о. Киселева все осталось.
На некоторых редакторов эмигрантской прессы это письмо, в котором, кстати, о. Дудко отрицал какое-либо и чье-либо давление, произвело очень сильное впечатление. Так, редактор «Нового русского слова» А. Седых (Яков Моисеевич Цвибак) принял эту агитку за крик сердца, та, как он мне потом говорил, отказался печатать в своей газете только из-за меня.
При той истерии, которая была возбуждена вокруг о. Дудко в эмиграции, да еще при поддержке широко известных личностей, несмотря на очевидный характер советской агитки, «Ночи бессонные» могли сойти за «крик души». Сможет ли мой журнал пережить этот удар,я не знала. Будущее должно было показать…
Я хорошо помню теплый июньский день, воскресенье. Когда я выходила из церкви после богослужения, ко мне подошли и спросили, знаю ли я о выступлении о. Дудко по советскому телевидению? Он там отрекся от всех своих прежних крамольных высказываний, обругал некоторых своих эмигрантских почитателей поименно, например, профессора Небольсина из США, назвав их провокаторами, призвал объединяться вокруг советской власти, данной России от Бога (несть власти аще не от Бога). Это снова был оглушительный удар, но уже с другой стороны. После церкви я поехала на машине к дальней части огромного Английского парка, постепенно переходящего в лесок. Оставив машину у входа в парк, я пошла гулять по лугу под деревьями. Карманов в платье у меня ие было, а таскать сумочку не хотелось, и я держала ключи от машины в руках. Все еще точно оглушенная неожиданным поворотом дела, я шла, погруженная в свои мысли, и вдруг заметила, что ключей у меня в руке нет: я их где-то обронила. Ключи были в маленьком зеленом
футлярчике, и искать зеленый предмет в зеленой траве было не так легко, а мое внимание все еще не вернулось в нормальную жизнь. Вдруг ко мне подбежал молодой человек, один из моих студентов, японец: «Что вы ищете?» Я сказала. Он: «Я найду!» — и, активно принявшись за поиски, вскоре торжествующе принес мне ключи. Это маленькое происшествие вернуло меня в повседневную жизнь.
Журнал был, конечно, спасен, но никто не извинился. И Солженицын не прокомментировал столь скандальное развитие событий. Больше того, весной 1981 года на съезде в Вашингтоне, о котором речь ниже, ко мне подлетел о. Киселев, и я, конечно, спросила его, почему он напечатал тот пасквиль. Он забормотал, что этого хотел главный редактор, и фазу же ретировался. Как трудно людям принять ответственность за свои поступки, даже священникам. Тот же главный редактор, который якобы был ответствен за печатание, Г А. Хомяков, позже позвонил мне в Мюнхен и хотел пристроить какую-то свою статью в моем журнале. Я и его спросила о том же, он как-то странно взвизгнул и положил трубку. И он бежал от ответственности.
А Леонид Бородин, талантливый писатель, не раз арестовывавшийся в СССР, в своем романе «Расставание» разгромил о. Дудко, еще когда последний служил и «диссиденствовал», и задал наш же вопрос: как ему это позволяют? Имен он в романе не называет, но слишком ясно, о ком идет речь. Моя рецензия на этот роман Л. Бородина напечатана в № зб «Голоса зарубежья». Были ли письма Бородина ко мне его письмами? Не знаю. Не знаю также, отчего советская власть развенчала кумира эмиграции, тем самым отрезвив ее. От имени журнала могу принести ей за это благодарность.
Отмечу еще, что после падения советской власти о. Дудко сотрудничал с национал-коммунистической газетой «День», а сейчас он духовник наследницы газеты «День» — красно-коричневой газеты «Завтра».
10 марта 2О02 года по российскому радиоканалу «Слово» было интервью с о. Дмитрием Дудко по поводу его 8о-летая. В этом интервью юбиляр сказал страшные вещи. Он не только заявил, что коммунисты спасут Россию, что они приняли Бога — снизошли, так сказать, что ему из всех современных политиков больше всего нравится Зюганов, но… определяя свою позицию принципиально, священник Дудко поставил поистине дьявольский знак для своей страны: он назвал идеалом политического деятеля… Сталина. «Я его
люблю, — воскликнул Дудко, — он создал такую империю, какой не было и у царей!» И этим «священник» (без кавычек я не могу употребить этого слова по отношению к такому человеку) Дудко взял на свою совесть десятки миллионов невинно убиенных, замученных, погибших от искусственного голода, в том числе и детей. Взял на свою совесть надругательство над святынями, разрушение церквей, гибель православных священников!.. Вот куда заводят «Ночи бессонные»…
В конце 1980 года на Западе появился странный человек с придуманной фамилией, чего он не скрывал (поэтому я не буду ее называть), не скрывал и своего прошлого в качестве советского разведчика на Ближнем Востоке. Потом он якобы переменил свои убеждения, сбежал на Запад. Он связался с А. П. Федосеевым, тесно с ним сотрудничал и вскоре устроил невероятную вещь: широкий съезд в Вашингтоне в здании сената под названием «Свободная Россия». Патронировал этот съезд сенатор Лоуренс Макдональд.
Здесь необходимо небольшое отвлечение. Американцы, как правило, не верили в то, что есть какая-то скрытая антикоммунистическая Россия, как не верил этому Гитлер, и потому ему пришлось кончить жизнь самоубийством (американцам это, конечно, не грозит). Единственный американский политик, который говорил о внутренне свободной подпольной России, был кандидат в президенты в 1964 году Барри Голдуотер. За это его буквально затравили, полностью исказили его образ, сделав из него, члена Лиги по поддержке цветных граждан Америки, расиста, чуть ли не фашиста. Тогдашний редактор «Нового русского слова» Марк Ефимович Вейнбаум сказал потрясение : «Я сорок лет журналист в США и никогда еще не видел, чтобы какого-нибудь политика так отчаянно травили, так клеветали, переворачивали каждое его высказывание, вырывали фразы из текста и переиначивали их». В эту дикую травлю включилась и европейская пресса. Мне приходилось говорить с редакторами крупных консервативных газет в 1ермании. Они знали, что Голдуотер совсем не такой, каким его представляют. Я их спрашивала, зачем же они печатают клевету. Ответ был странный: у нас не заказной журнализм, какие статьи нам присылают наши американские корреспонденты, такие мы и печатаем. Обещали, что будут другие авторы и другие статьи. Но они не появились. В советском журнале «Вопросы философии» потом было написано: «Мы покон-
чили с Голдуотером, теперь черед Джонсона». И с ним тоже покончили: он не кандидировал на второй срок. А за сим последовал крах американцев во Вьетнаме… Но вот появился сенатор Л. -Макдональд, который поверил, что есть и антикоммунистическая Россия.
Меня попросили выступить на вашингтонском съезде. Я уже не помню тему, которую мне предложили, но она меня не интересовала, и я в свою очередь предложила другую — о взаимоотношениях СССР и Китая. Тогда еще популярна была теория вражды между этими странами, весь мир гремел предсказаниями: скоро, скоро Китай избавит Запад от угрозы Советского Союза. Одни провозглашали красный Китай самым страшным врагом и предсказывали, что из страха перед Китаем СССР отдаст Вьетнам под протекторат США. Другие же думали, что СССР завязнет в войне с Китаем так же, как США завязли во Вьетнаме, но с худшими для себя последствиями: СССР развалится. Амальрик в своей книжке «Просуществует ли СССР до 1984 года» предсказывал войну СССР с Китаем, в которой СССР так же завязнет, как США во Вьетнаме. Появлялись не только статьи, но и наскоро сфабрикованные книги о том, что Африка уже под влиянием Китая, что Советский Союз свое влияние всюду теряет и очень боится Китая и пр. и пр.
А в то же самое время 90% поставок советского оружия во Вьетнам шло через Китай! Но кому нужны факты, если есть такие прекрасные иллюзии? «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Только никем не услышанные миссионеры, долго жившие в Китае, говорили о китайской игре теней.