Поиск по сайту

В буднях великой стройки

В 1925 году в Порхове открылось отделение Всесоюзного акционерного общества «Льноторг», В задачу этой организации входила не только закупка продукции, но и повышение культуры выращивания льна. В 18 деревнях были заложены опытно-показательные участки и делянки по селекции льна.
Налицо были положительные сдвиги, происшедшие в народном хозяйстве уезда. По сравнению с 1913 годом возросли размеры посевных площадей и поголовье скота. Были пущены в ход все существовавшие ранее промышленные предприятия и мастерские. На кожевенном заводе по сравнению с довоенным уровнем выработка продукции возросла в 2 раза. Успешно шли дела на Порховском меховом заводе — одном из самых крупных предприятий губернии.
Большое событие произошло в Порхове 17 мая 1925 года — в этот день здесь открылся первый в СССР новый льнозавод.
…Рано утром на берегу реки Шелони собралась огромная толпа. Радостная весть взволновала не только жителей города. На торжество прибыли сотни крестьян Пор-
ховского и делегации соседних уездов. Из Москвы и Ленинграда приехали журналисты.
Собравшихся пригласили осмотреть завод.
Большой сарай полон льнотресты, закупленной у местных крестьян. Они довольны — цена была предложена сходная. К тому же сколько времени потребовалось бы на обработку сырья руками!
— А что в соседнем сарае?
— Простите, это не «сарай», а цех,— поправляет ведущий экскурсию мастер завода.— Здесь идет сортировка тресты.
Дальше мочильное отделение: 17 железобетонных бассейнов заменили традиционные деревенские мочила. В горячем цехе обработка сырья ведется проточной водой — от этого качество льносоломки будет намного выше. В сушильный цех треста подается на лифте, тут действует система воздушного подогрева…
В первом часу начался митинг. «Такой завод — нам большая подмога!» — единодушное мнение крестьян. «День за днем мы будем крепить смычку между городом и деревней, день за днем будем приближать все наше льноводство к механизации» — такое обещание дали на митинге рабочие и специалисты нового предприятия. Оценка прессы: «Заводы рациональной обработки тресты, подобные Порховскому, крайне необходимы как для завоевания советским льном мирового рынка, так и для общего укрепления нашего развивающегося социалистического хозяйства».
Спустя два года в районе родилось еще одно крупнор предприятие. В шести километрах от Порхова в совхозе «Нестрино» был организован первый в СССР птичий рассадник Госторга. Здесь выращивали американскую породу кур «Род-Айленд» и породу «Леггорн». Ежегодно Госторг отправлял из рассадника до 40 вагонов кур. В Нест-ринском рассаднике проходили практику студенты Тими-
рязевской академии и Ленинградского сельскохозяйственного института.
Важной вехой на пути строительства социализма в стране стал 1929 год, когда был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства. Порховичи вместе со всем народом встали на трудовую вахту пятилетки. Вскоре началось Всесоюзное движение ударников и рационализаторов. На всю страну стало известно имя П. П. Гельштейна, рабочего порховского совхоза «Поло-ное». Он сконструировал новую машину для очеса головок льна, производительность которой была в 3 раза выше подобных заграничных машип, а стоила она в 10 раз дешевле. Псковский завод «Металлист» приступил к серийному выпуску этих машин.
По новому административно-территориальному делению в 1927 году Псковская губерния вошла в Ленинградскую область и была поделена на два округа. Порховский район вошел в состав Псковского округа. Изменились границы района: из него выделились в самостоятельные административные единицы Дновская и Солецкая волости.
В декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) принял решение о переходе к сплошной коллективизации сельского хозяйства.
Коммуписты Порховского района развернули эпергич-пую агитационную и организаторскую работу.   В   дерев-
иях проводились собрания и беседы, агитаторы рассказывали об опыте коллективного ведения хозяйства, уже накопленном совхозами, некоторыми коммунами и товариществами по совместной обработке земли. К концу марта 1928 года в районе было уже 90 коллективных хозяйств. В апреле — мае организовались еще 2 коммуны и 9 сельскохозяйственных артелей. По направлению обкома ВКП(б) в район приехали двадцатипятитысячники — ленинградские рабочие-добровольцы, чтобы помочь местным коммунистам успешно провести коллективизацию. Многие из них стали первыми председателями артелей, руководителями МТС, преподавателями сельскохозяйственных курсов.
Рождению колхозов всеми силами препятствовали кулаки. Они жгли колхозные скирды, не раз травили общественный скот, срывали поставку государству сельскохозяйственных продуктов, жестоко расправлялись с активистами. В 1930 году кулаки зверски убили агитатора Пор-ховского райкома ВЛКСМ Василия Завьялова. Они хотели запугать население, особенно молодежь, которая вступала в комсомол и первой шла в колхозы.
Но ничто не могло ослабить в людях стремления к новой жизни.
…Деревня Большие Луки мало чем отличалась от других порховских деревень. Те же крытые соломой избы, за гнилыми заборами нищета бедняцких семей. А рядом — крепко сколоченные дома местных кулаков, у которых на полях и дворах чуть не полдеревни батрачило.
Но вот наступили новые времена. Сначала девять семей деревенских бедняков — Николаевы, Ефимовы, Ли-сенковы, Матвеевы и другие — объединились в колхоз «Заря». На всю артель — две лошади да пять мешков семенного зерна. С чего начинать хозяйствовать?
Государство оказывало колхозам большую материальную помощь. Артели получали беспроцентную   семенную
ссуду, денежный кредит. Весь скот — и общественный, и личный — на два года освобождался от налогового обложения. За успехи в выполнении плана весеннего сева Порховский район был премирован машинно-тракторной станцией.
«Железные кони» появились и на полях колхоза «Заря». Благодаря помощи государства колхозники сумели запахать и засеять все земли. В 1930 году «Заря» имела всего 90 гектаров посевов. За год посевные площади увеличились до 237 гектаров. К осени 1932 года последние восемь середняцких хозяйств вошли в колхоз. 400 гектаров земли имелось теперь у «Зари». Своими силами колхозники построили скотный двор с силосной башней, свинарник на 140 голов.
Ежегодно хозяйство перевыполняло государственные поставки по мясу, молоку, хлебу. Достаток пришел в дома колхозников.
Новая жизнь советской деревни помогала бывшим батракам стать настоящими хозяевами своей судьбы. Она раскрепощала души людей, открывала в них такие способности,  о   каких  они  сами  не   подозревали.    Нагляд-
ным  примером  тому  могут  служить  судьбы сотен  пор-ховичей.
Мария Аристова родилась в бедняцкой многодетной семье. Когда в деревне Хрычково создали колхоз, девушку назначили заведующей детскими яслями. А вскоре комсомольское собрание постановило: просить правление колхоза направить Аристову на курсы трактористов в Псков. Решили, да и все. Никто с ней и не говорил предварительно. Маша растерялась:
—  Не девчоночье это дело… Я трактора боюсь…
—  Ты что, о Паше Ангелиной не слышала?
—   Слышала…
После окончания курсов Мария Аристова стала в Пор-ховском районе первой девушкой-механизатором, а затем руководителем одной из первых на Псковщине женских тракторных бригад. В 1937 году в районе работали механизаторами 40 женщин и девушек.
В конце 30-х годов на всю страну стало известно имя порховской колхозницы Минны Карловны Таппо. Возглавляемое ею льноводческое звено выращивало невиданные ранее урожаи — до тонны льноволокна с гектара. Минна Карловна была делегатом II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, в числе других знатных людей она представляла Ленинградскую область на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов. В 1937 году бывшая батрачка, льноводка порховского колхоза «Красная береза» была избрана депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
Народная артистка СССР Вера Петровна Марецкая вспоминала, что в процессе работы над ролью Александры Соколовой в фильме «Член правительства» найти ключ к пониманию характера своей будущей героини ей помогла встреча с Минной Карловной Таппо, приехавшей в столицу на сессию…
Неузнаваемо изменился Порховский район за годы первых пятилеток. Успешно работали заводы — овяинно-шубный, маслобойный, льнозавод, 30 мастерских стройматериалов, 6 торфопредприятий, несколько местных электростанций. Крепли колхозы и совхозы. Машинно-тракторный парк двух МТС — Порховской и Удохской — насчитывал более ста тракторов, десятки зерновых комбайнов и автомобилей.
Многое было сделано для развития культуры и народного образования. В 78 средних, семилетних и начальных школах района обучалось около 10 тысяч ребят. В Пор-хове открылись два средних специальных учебных заведения — школа медсестер и библиотечный техникум, работали Дом культуры, два кинотеатра, четыре заводских клуба. На территории района были санатории «Хилово» и «Холомки», четыре больницы, 2 поликлиники, 22 фельдшерских пункта.
Порховичи не жалели труда для того, чтобы сделать родной край еще богаче и красивее.

Подробная информация Юридическое агентство urbah.ru здесь.

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Общественный банк Жукова.
  • Сборник дореволюционных публикаций
  • Из искры возгорится пламя!
  • А как же выглядел в ту старину Порхов?
  • Интересное