Поиск по сайту

В буднях великой стройки

Страна вступила в полосу мирного строительства. Но мир для молодой Республики Советов достался ценой огромных потерь. Народное хозяйство было разорено — бездействовало большинство заводов и фабрик, разруха царила на транспорте. Война окончательно истощила крестьянские хозяйства.
С чего начинать? На этот вопрос дал ответ X съезд партии, проходивший в марте 1921 года. Съезд принял решение о переходе от политики военного коммунизма к новой экономической политике, в частности о замене продразверстки продовольственным налогом.
Коммунисты Порховского уезда с энтузиазмом принялись за выполнение намеченной съездом программы. Чтобы разъяснить крестьянам сущность нэпа, уком и уис-полком разослали по деревням десятки своих активистов. С радостью узнавали крестьяне о переменах.
Приближался весенний сев — первый послевоенный, а потому особо ответственный. Понимая это, коммунисты все внимание сосредоточили на подготовке к нему. Еще в феврале в Порхове был создан уездный посевком, на который возлагалось руководство подготовкой к весенней кампании. Члены комитета провели по волостям учет всех пахотных земель, зарегистрировали и те участки, что во
время войны пришли в запустение. Их надо было поднимать заново.
Уком партии обратился с призывом к населению создать общественный посевной фонд. Этот призыв был подхвачен рабочими, служащими, крестьянами. Они провели добровольные отчисления части собственного зерна в пользу фонда. К концу апреля на ссыпные пункты поступило около 20 тысяч пудов овса, 5 тысяч пудов ячменя, 2 тысячи пудов гороха. Большую помощь в подготовке и проведении весеннего сева оказали крестьянам порхов-ские рабочие. Металлисты города взялись отремонтировать сельскохозяйственный инвентарь и слово свое сдержали. В мае порховские предприятия послали в деревни отряды рабо’чих. С помощью горожан сельские тружени-чи завершили сев в недельный срок.
Как только закончились посевные работы, уком партии объявил о подготовке к первой уездной сельскохозяйственной выставке. Она должна была способствовать пропаганде лучших приемов ведения хозяйства. За наиболее интересные экспонаты участников выставки награждали: одному вручали новый плуг, другому — пуд сортовых семян… Ценные по тому времени подарки! Но, пожалуй, главной новинкой были Похвальные листы. Их зачитывали вслух при подведении итогов. Крестьянин, вспотев от волнения, шел к столу, где брал дрожащей рукой лист, в котором, как говорится, черным по белому было написано о нем, о его заслугах перед народным хозяйством уезда. Это было ново, все это только входило в жизнь. В дальнейшем уездные сельскохозяйственные выставки стали традиционными.
Уездный комитет партии уделял большое внимание пропагандистской и агитационной работе, просвещению трудящихся. Задачу политической учебы коммунистов и рабочих города взял на себя объединенный партийный клуб, который открылся в Порхове в 1920 году. Теперь
здесь каждый вечер выступали докладчики и агитаторы. Они разъясняли решения X съезда, читали лекции о международном и внутреннем положении страны. Только в мае 1921 года клуб совместно с укомом организовал в городе 10 митингов. В волостях проводились воскресные митинги. Активно действовал Дновский агитпункт. В марте — мае им было распространено 6616 экземпляров политической литературы, 15 542 экземпляра газет, расклеено 1200 воззваний, 150 плакатов, 25 000 номеров стенной газеты РОСТа.
Все большее число людей втягивалось в общественную жизнь уезда. 13 марта 1921 года в Порхове проходила первая уездно-городская женская конференция. Она вынесла постановление: создать на всех предприятиях и в волостях женотделы, которые должны проявлять заботу об улучшении условий труда и быта женщин, налаживать работу детских садов и яслей.
Быстро росла уездная комсомольская организация. В 1921 году в ее рядах насчитывалось около 400 членов. На очередном комсомольском съезде секретарем укома был избран Сергей Корякин, членами бюро — Михаил Бочаров, Василий Филиппов, Павел Назаров, Дмитрий Иванов, Павел Пасечников.
В суровой классовой борьбе и труде на благо нового общества молодежь получала коммунистическую закалку. Газета «Юный пахарь» в те дни писала: «В деревне Мус-цы Порховского уезда выстрелом из обреза убит селькор, комсомолец Дружинин. Селькор Дружинин был убит за то, что в стенной газете разоблачал кулаков и самогонщиков. Но пусть кулачье не думает, что оно устрашит комсомольцев. За дело рабочих и крестьян смерть не страшна. Тысячи новых комсомольцев встанут на место Дружинина».
Уком РКСМ уделял много внимания подготовке молодежи к службе в рядах Красной Армии. При комсомоль-
оком клубе работала политшкола для допризывников. Позднее десятки молодых порховичей были направлены по комсомольским путевкам в кадровую Красную Армию. Ушли и многие активисты укома: Сергей Голубев, Александр Брик — в авиацию, Николай Орехов и Николай Емельянов — на флот, Борис Кириллов и Анатолий Богданов — в артиллерию. Все они впоследствии окончили военные училища и стали офицерами.
В Порхове был открыт комсомольский клуб. Особой популярностью у молодежи и всех жителей города пользовалась «Живая газета», которую комсомольцы организовали по типу получивших широкую известность «сиые-блузников». При клубе работали библиотека, спортивные секции.
В уезде работали 26 пунктов ликвидации неграмотности взрослых. Однако Порховский уезд все еще занимал одно из последпих мест в губернии по грамотности населения. На начало 1921 года здесь насчитывалось более 18 тысяч неграмотных и около 9 тысяч малограмотных. По губернскому плану ликвидации неграмотности в уезде предстояло открыть еще 60 вечерних школ для взрослых.
Отличные результаты давали коммунистические субботники. Рабочие и крестьяне уезда во время субботников весной 1921 года заготовили 21 тысячу кубометров топлива, 28 тысяч бревен для строительства, 12 тысяч пудов ивовой коры. Это был солидный вклад порховичей в развитие народного хозяйства губернии.
Летом 1921 года по всей стране разнеслось известие об огромном бедствии, постигшем районы Поволжья: от засухи погиб на корню урожай. Весь советский народ пришел на помощь голодающим. В июле в Порхов прибыл поезд с детьми из Поволжья. Для них был открыт детдом имени Володарского. В волостях создавались комитеты помощи голодающим (Помголы). В августе из уезда в Татарию и Самарскую губернию было отправлено более 300
тысяч пудов зерна. В фонд помощи голодающим Поволжья порховичи собрали около 4 миллионов рублей.
Война оставила еще одно тяжелое наследие — тысячи осиротевших детей. Не имея крова, они скитались по стране, попрошайничали, воровали. Для беспризорников в уезде были открыты четыре детских дома (два — в Пор-хове) на 180 воспитанников. При детских домах имелись школы первой ступени, библиотеки, мастерские. Для улучшения питания детей земельный отдел уисполкома выделил каждому детдому огородные участки и по четыре коровы. Рабочие порховских заводов помогали наладить работу мастерских для подготовки квалифицированных слесарей, столяров, кузнецов, сапожников.
В условиях нэпа важной ареной борьбы нового общественного уклада с частным предпринимателем стала торговля. Партия ставила задачу ограничить, а затем и вытеснить частника из торговли. Путь к ее решению лежал через потребительскую кооперацию.
В Порхове было создано объединенное потребительское общество, в него вошли рабочие предприятий и бывшие кустари-ремесленники. Благодаря рабочему кооперативу несколько оживился товарообмен между городом и деревней. Только в июле 1921 года кооператив в обмен на железо и косы приобрел в деревнях 237 пудов ржи, 19 — гороху, 77 — овса и 60 пудов картофеля. Впоследствии товарообмен увеличивался.
В деревнях окрепли кулаки. На городских рынках они бойко торговали хлебом, молоком, мясом. Бедняки в одиночку не могли соперничать с ними. Вытеснить кулаков с рынка могли только сельскохозяйственные торгово-сбыто-выа кооперативы. Вскоре процесс кооперирования охватил большинство порховских деревень. К 1925 году кооперативам уезда принадлежало 30 процентов всего товарооборота, а еще через два года их удельный вес в торговле возрос до 70 процентов.
Широкое распространение получила в 20-е годы крестьянская взаимопомощь. Во всех волостях были созданы кресткомы — комитеты крестьянской взаимопомощи. К 1925 году в кресткомах насчитывалось около 20 тысяч членов. Основной доход кресткомов составляли членские взносы, но были и другие источники — от общественных запашек земли и эксплуатации мелких предприятий, переданных волисполкомами крестьянским комитетам. Например, Боровичский крестком имел кожзавод, чистый доход от которого составлял 1500 рублей в год. Крестко-му были переданы 3 мельницы, 3 кузницы, маслобойный завод. Часть средств от взносов и прибылей комитет отчислял в фонд материальной помощи. В 1925 году денежные   ссуды  получили  600 бедняцких  хозяйств.

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Общественный банк Жукова.
  • Сборник дореволюционных публикаций
  • Из искры возгорится пламя!
  • А как же выглядел в ту старину Порхов?
  • Интересное