Украшения сету XVII-XIX вв.
3. Однорядная цепочка из крупных серебряных бус и цепочки, к которым прикреплены крупные монеты-подвески. Название этого украшения не известно. Более ранние монеты в украшении западноевропейские, поздние — русского происхождения. Хронологический разрыв между самой ранней и самой поздней монетой составляет в этом украшении 155 лет. В украшении имеются испанские монеты 1623 и 1626 гг. Филиппа IV, талеры Объединенных провинций северной Голландии 1641 и 1649 гг., датский шиллинг времен Кристины V 1695 г. Русские монеты относятся к петровскому времени 1704 г. и Екатерины II к 1778 г. (определение Маури Киудсоо, Эстония). Это украшение известно в одном экземпляре и имеет сетуское происхождение. Украшение можно датировать второй половиной XVIII в.
Экспедиция Эстонского Национального Музея в 1912 г. обнаружила у жителя д. Хельби старинную монету, которую он соглашался продать лишь за значительную сумму. Покупка не состоялась, но в дневнике сохранился рисунок, монету посчитали шведской. Повторный осмотр рисунка помог уточнить монету: это немецкий талер 1648 г. Старинные западноевропейские монеты среди сету были не редкостью до 1940-х гг., им придавали из-за старины и изображению на них мужских голов «особые» значения, объяснить которые в конце XX в. уже не могли (п. м. автора).
4. Виракырд, виракырра (множ. ч.) представляют особый интерес, так как сохранилось лишь его название, встречаемое в старинных песнях сету, и не известно, каким было само украшение. В 1903 г. о виракырра упоминает Я. Хурт, заметив, что его носили девушки вокруг шеи и что это было многорядное ожерелье из бус21. Слово виракырра, по данным диалектологического словаря, отмечено во множе-
ственном числе и означает в Сетумаа бусы22. Вторую часть этого сложного слова кырд мы находим в названиях некоторых других сетуских украшений: например, хельмекырд, лехекырд, ристикырд, каалакырд. В этом контексте слово кырд означает ряд, т.е. ряд бус или цепочек, к которым прикреплены подвески.
Сетуское слово вира вероятнее всего можно объяснить от водского вирка, йоно, хельминауха-ряд, бусы23 и от ижорского вирга, вирка, — бусинный, или верга — девять рядов, девять цепочек24. Водское слово вирка отмечено уже во второй половине XVIII в. у Федора Туманского25. Описание вирка следующее: «сия вирка состоит из трех ниток, первая нитка покороче состоит из весьма крупных в большой орех змеиных голов, перемешанными с черными камнями; и на одном висит крест, что называют рисси, другая нитка длиннее состоит из зеленых и красных каменьев и она нитка лентой привязана к поясу»26. Из дальнейших названий этого украшения у води известно риссивирка и параллельно ристивир-ка27. Напомним здесь о сетуском ристикырд и латышское верзе (длинный) ряд, украшение228. Слово вирка имеется в эстонском, ливском, карельском и вепском языках в значении «профессия», «обряд», «ряд», «шеренга». В диалектах эстонских островов оно встречается в форме виирг, виира — ряд29. В значении украшения слово вира, вирка встречается только у сету, води и ижор. Вероятно, это указывает на древнее родство или общее происхождение этих народов в древности от чудских племен к северу от Чудского озера, но, возможно, и на более поздние контакты сету с водью и ижорой. Наличие общих черт в культуре сету, води и ижоры подтверждают и данные языковедов, фольклористов и этнографов30. Сохранившееся в старинных песнях сету виракырд означает ряд бус, т.е. бусинный ряд.
Интерес представляет недавно обнаруженный в фондах Эстонского национального музея рисунок старинного костюма сету середины XIX в. Название сорра вирра кырд дано тонкой двурядной цепочке. Рисунок очень мелкий и нечеткий, поэтому форма украшения неопределима. Словом сора назывались в первые десятилетия XX в. небольшие серебряные бусы (п.м. автора). Сибирские сету помнят, что сора — стеклянные бусинки желтого цвета (п.м. автора). Сора в языке сету означает желток. Из других объяснений сора — маленькие бусинки (эст), цора цвета яичного желтка; крупный песок; сиру-песок, песчинка(фин), осколок камня, раздробленный (эст), суро, сора, зернышко, зерновые (морд)31. Возможно, так назывались пастовые бусы у сету.
Нагрудные украшения, нагрудники
Известные сегодня сетуские нагрудные конусообразные фибулы суур сылъг выполнены из серебра. Фибула суур сылъг, единственное нагрудное украшение сету, была в готовом виде перенята от эстонцев. Самая ранняя из сетуских фибул относится к 1808-1818 гг.32 Их изготовляли в городах Эстонии, откуда и происходят наиболее ранние сетуские фибулы.
Уже в середине XIX в. конусообразная сетуская фибула, претерпев изменения в размере и декоре, была полифункциональным, этнознаковым предметом и символом фертильного (детородного) возраста у сету33. Конусообразную фибулу укрепляли в центре груди, она была нагрудным украшением, но фактически ничего не скрепляла, т.е. не была функционально связана с покроем одежды.
Фибула —древний и многофункциональный предмет культуры, известный на территории финских племен с древнейших времен. Их носили эстонцы, финны, карелы и поволжские финны. Имеющиеся их названия указывают на общие корни:
мордовская — сульгам, сульгамо, марийская — шелькама, чувашская — шельгеме, финская — сольки, общеэстонская — сыльг. Слово сылъг, очевидно, финно-волжского происхождения. К. Редей восстанавливает форму солке34. Возможно, оно относится к носителям культуры текстильной керамики, т.е. ко второй половине II тыс. до н.э. — первой половине I тыс. до н.э., что не противоречит данным о появлении финно-угров в Восточной Прибалтике с приходом туда племен текстильной керамики, говоривших тогда на диалектах, принадлежавших финно-угорскому языковому единству35.
Нагрудники
Так как именно с фибулой суур сылъг связано наибольшее число обрядов, то естественно предположить, что до появления конусообразных фибул из серебра женщины сету украшали себя каким-то центральным нагрудным украшением, изготовленным из материалов, не сохранившихся до наших дней, поскольку могли быть из более доступных, но менее стойких материалов, таких, как ткань и кожа, возможно, дерево или береста. Примером таковых могут быть ранее не известные нагрудники из Псковско-Печорского монастыря и Печорского музея. Два из них обнаружены во время ремонтных работ в пещерах Псковско-Печорского монастыря, служивших местом захоронения не только монахов, но и жителей окрестных деревень. Один приобретен Печорским музеем от коллекционера из Старого Из-борска. Они представляют собой нагрудники на льяной и кожаной основе, с нашитыми на них монетами. Один из них, на льняной основе, полуовальной формы, покрыт мелкими псковскими монетками как чешуйками, зрительно образуя панцирное покрытие. Дополняют нагрудник несколько более поздних монет первой половины XIX в.36 Это доныне единственное известное нам украшение сету с использованием псковских монеток. Другой нагрудник, также на льняной основе, по своей форме напоминающий латгальские шейные гривны, покрыт монетами XVIII — первой половины XIX в.37 Нагрудник на кожаной основе по монетам можно считать изготовленным в первой половине XIX в. Сохранился он не полностью и форма его неопределима. Эти три нагрудника датируются первой половиной XIX в. По некоторым специфическим чертам их можно отнести к более ранним украшениям сету. У всех украшений на льняной и кожаной основах монеты укреплены реверсом, т.е. по такому же принципу, как и монеты в более поздних и многочисленных сетуских ожерельях. Интереснейшая деталь, характеризующая старинное нагрудное украшение, состоит в том, что часть монет имеют совершенно стертые изображения. Это можно объяснить известным среди сету и поныне обычаем соскабливать с монет в украшениях серебро для лечения и при обрядах плодородия. Следуя традиции дарить (отдавать) свои украшения в монастырь, сету продолжали ее и в течение всего XX в. Считаю возможным включить нагрудники в ранее не известные и редкие украшения сету.
Интересно, что у сетуской нагрудной конусообразной фибулы нет археологических предшественников в самой Сетумаа, так как в археологических находках отсутствуют ее предполагаемые прототипы. В связи с этим возникает вопрос о причинах появления общеэстонской конусообразной нагрудной фибулы суур сылъг в комплекте сетуских украшений и замена ею более древнего сетуского нагрудника.
Переход от нагрудника к нагрудному украшению был безусловно сложным процессом. Он прослежен у народов Поволжья, где наблюдается процесс перехода куска ткани, несущего функцию защиты груди, в особое нагрудное украшение38. Следует обратить особое внимание, что, превращаясь в украшение, нагрудники начинают изготовляться из других материалов.
Конусообразная фибула суур сыльг ничего не скрепляла и служила лишь украшением, с которым было связано наибольшее число обрядов. Она укреплялась в центре груди и была символом замужних женщин фертильного возраста. Девушки их не носили. Таковыми являлись и матерчатые нагрудники поволжских финно-угров.