Поиск по сайту
Audi Q7 (4M) 2016-2024 Owners Manual

Украшения сету XVII-XIX вв.

Культуру сету характеризует обилие серебряных украшений. Для сету украшения по своей значимости и высочайшем семиотическом статусе не только украшения. Они в максимальной степени сохраняют и передают этнически значимую информацию, дают возможность проследить культурные контакты и взаимодействия, внутренние и внешние процессы, происходившие в культуре сету.
Старинных украшений сету сохранилось единичные экземпляры, они представляют бесспорный интерес и их отдельное рассмотрение оправдано. Сету в конце XX в. не помнят и не «узнают» своих старинных украшений. Их названия сохранились в старинных песнях, но не известна форма украшения. У части украшений не сохранились названия. Единичные украшения сохранились в музеях и в частной коллекции. Подлежавшие рассмотрению украшения относятся к концу XVII — первой половине XIX в. По способу ношения они относятся к категории шейно-нагрудных и нагрудных украшений.
Общее название шейно-нагрудных украшений было юте-, кате-, колме-, неля-, вийе ринна, т.е. одно-, двух-, трех-, четырех-, пятинагрудные (рядные). Их можно разделить на группы:
1.  Одно- или двухрядное ожерелье из крупных серебряных бус яйцевидной формы (иногда в составе со стеклянными бусинками синего и желтого цветов), с подвесками разной формы. Народное название хельмекырд, бусинный ряд.
2.  Трехрядное ожерелье из цепочек, имеющее в своем составе листьевидные подвески. Народное название лехекырд, лиственный ряд.
3.  Однорядная цепочка, состоящая из крупных серебряных бус овальной формы с орнаментом рельефных шариков в комбинации с цепочкой. Подвески из крупных монет. Названия не известны.
4.  Виракырра. Форма украшения не известна.
5. Нагрудники на льяной и кожаной основе с нашитыми монетами. Название не известно.
Шейно-нагрудные украшения
\.Хелъмекырд, бусинный ряд состоит из одного, редко двух рядов бус. Их количество в одном украшении колеблется от десяти до тридцати и более бусин (рис. 1). Подвески к хельмекырд разнообразной формы. В одном украшении они могли быть в различной комбинации:
а)  литые кресты с процветшими концами,
б)  литые кресты с процветшими концами и листьевидными подвесками,
в)  литые кресты с процветшими концами и одним крестом из тонкой жести,
г)  литые кресты с процветшими концами и крупными монетами,
д)  литые кресты с процветшими концами и подвесок из монет в ажурном ободке,
е)  литые кресты с процветшими концами и листьевидными привесками, прикрепленными к бусам при помощи крупных серебряных бусин,
ж)  листьевидные подвески, прикрепленные к ожерелью при помощи крупных серебряных бусин.
Слово хельмес (бусина) имеется в восточных и западных прибалтийско-финских языках1, что говорит об их древности. Наиболее ранние металлические (бронзовые) бусины разной формы в юго-восточной Эстонии относятся к раннему железному веку. Две бронзовые бусины найдены в круглом кургане среднего железного века в Линдора2. Две бронзовые бусины обнаружены также в могильниках води3. Серебряные бусы вошли в комплект украшений эстонских женщин в средние века. Они были различной формы и разных размеров, достигая иногда диаметра 6 см. По своей форме они были круглыми, овальными, яйце- и дынеобраз-ными, и двуконическими. Бусины были гладкие, с орнаментом рельефных шариков или с прямыми или спиралевидными бороздками. Искусствовед X. Юпрус называет орнамент рельефных шариков «куриной» или «гусиной» кожей. Находки кладов, в составе которых вместе с монетами XVIII в. встречались и мелкие бусы, орнаментированные «куриной» и «гусиной» кожей, на территории Эстонии указывают на продолжительность традиции их ношения. X. Юпрус считает, что ношение бус в Эстонии вновь оживилось под влиянием католического паатер4, т.е. четок.
Сетуская хельмекырд из бусин яйцеобразной формы, их срединная, соединительная часть в виде рельефного пояска покрыта насечкой. Размеры бусин в ожерелье обычно увеличиваются к центру. Украшение сетуских бус рельефными шариками И. Маннинен и X. Юпрус считают наиболее поздним вариантом развития эстонских бус с этим орнаментом5. В отчетах эстонских ювелиров под годом 1764 бусы с орнаментом рельефных шариков известны под названием «краузе кораллен»6.
Литые процветшие кресты в хельмекырд относятся к нательным, они встречаются только в этом украшении. Их можно датировать XVII — началом XVIII в. В общеэстонских украшениях литые процветшие кресты не известны. По уточненной хронологии процветшие кресты в Новгороде датируются 1116-1369 гг.7 В Латвии их изготовляли по русским образцам в XIV-XV вв.8 Интересно, что находки крестов в изученных могильниках Сетумаа весьма малочисленны. Нательные крестики найдены в трех погребениях в могильнике Скудельня, где они датированы XVI-XVII вв.9, и в могильнике Тсиргу10, где находка нательного креста датируется началом XIX в. Случайная находка обломка медного нательного креста с тремя овальными завершениями (XVII в.) известна из полуразрушенного могильника в сетуской деревне Порканова (подъемный материал автора 1979, далее п.м.). Включение крестов в ожерелье у сету вероятнее всего началось под влиянием Псково-Печорского монастыря и церковной культуры.
Крепление листьевидных подвесок ожерелью посредством бусины известно и шире. По такому же принципу крепились листьевидные подвески из Симуна (Эстония) и острова Пакри11, заселенного уже в XII в. эстонскими шведами. Монеты-подвески в ажурном ободке обычны и для остальных эстонцев. Их отличие от сетуских в орнаменте ажурного ободка, которым обрамлены монеты.
Хельмекырд является общим как для сету, так и для эстонцев. Главным различием сетуского хельмекырд от общеэстонского был значительно больший размер бус при одинаковом их декоре. При всех особенностях, при большом размере бус, при разнообразии и различии в форме подвесок хельмекырд — украшение общеэстонское, но с сильными местными особенностями. Сету сохранили и носили это
украшение в своем комплекте вплоть до XX в. Сохранившиеся хельмекырд можно датировать XVII — второй половиной XIX в.
2. Лехекырд, лиственный, ряд вышел из употребления раньше, чем хельмекырд, бусинный ряд, поэтому в фондах музеев они большая редкость. Ожерелье лиственный ряд состоит из трехрядного ожерелья из цепочек с подвесками в виде листьев (рис. 2). Сету считают их листьями черемухи (п. м. автора, 1979). Лиственные подвески имеют форму стилизованного листа растения, их предшественниками считаются монеты с ушком, которые носили в качестве нагрудных подвесок12. Они характерны для эстонских и карельских древностей, где появились в XII в.13 В XI-XII вв. круглые листовидные подвески были распространены в Скандинавии, где они известны в кладах до X в.14 и в Норвегии15. В Эстонии их более широкое распространение начинается на рубеже XII—XIII вв. преимущественно в Северной Эстонии. Подвески были круглые, реже трапециевидные. С конца XIII в. область их распространения продвинулась из Северной в Центральную Эстонию и далее в Южную Эстонию и Северную Латвию. Расцвет листовидных подвесок относится к XV-XVI вв. Их много находят в кладах, что говорит о значительном распространении подобных подвесок у эстонских женщин. Листовидные подвески круглой формы известны в могильниках Ижорского плато, они были распространены и на территории Древней Руси16. Трапециевидные листовидные подвески в курганах
Древней Руси весьма часты в составе височных колец и как украшение к онучам. А. А. Спицын датировал их XI-XII вв.17 В пограничных с Сетумаа территориях листовидные подвески известны в жальниках Сиксали18 и в могильниках водского типа Тартумаа.
Важнейшим различием между древними и средневековыми листовидными подвесками является их размер. Так же, как и остальные украшения, они имели тенденцию к увеличению. В Эстонии носили листовидные подвески вплоть до XVII в. С конца XVII в. распространяются продолговатые подвески в форме листьев дуба. В народе их называли листьями. Они упоминаются в народных песнях эстонцев и сету.
В отличие от сету остальные эстонцы листьевидных подвесок в XIX в. уже не носили. Известные сейчас эстонские листьевидные подвески маленького размера, и использовались в качестве подвесок к небольшим украшениям. Более поздние сетуские листьевидные подвески схожи с эстонскими.
Считается, что листьевидные подвески в костюме сету исчезли раньше, чем бусы. Действительно, на фотографии 1897 г., где 30 женщин сету засняты в полном комплекте украшений конца XIX в., листьевидные подвески отсутствуют полностью. Как рудимент одну листьевидную подвеску могли носить и в начале XX в., но уже в составе другого украшения. Следует заметить, что территория сету является самой восточной окраиной распространения листьевидных подвесок.
В Латвии листьевидные подвески использовались в качестве подвески к сердцевидной фибуле. Среди украшений Швеции мы видим сердцевидную фибулу с подвесными листьями, а также застежку с подвеской листьевидной формы19. Интересно, что листьевидные подвески в нагрудных и других украшениях носили и лопари, но у них они были мужскими украшениями20.

Читаи те про дмв терапия.

Страницы: 1 2 3

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Сайт White Bone
  • Исследование верхнего Киева
  • Активистки из Красного Креста проводили встречи со школьниками Пскова
  • Ювелирное ремесло средневекового Пскова
  • Интересное