Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

Содержание поэтических текстов причитаний раскрывается в соответствующих разделах «Обзо­ра…». Основные поэтические мотивы причитаний представлены в виде конкретных текстовых фраг­ментов, поскольку степень вариативности основно­го смыслового зерна здесь чрезвычайно высока. В результате анализа и сопоставления текстов причи­таний представляется очевидной специфика обра­зующих каждый данный текст формульных слово­сочетаний и более развернутых стиховых построе­ний, состоящих из одной либо нескольких строк (поэтических оборотов), которые играют роль фор­мообразующих, структурно-смысловых единиц текста, выражающих ту или иную самостоятельную в содержательном отношении функционально зна­чимую идею (поэтический или «сюжетный» мотив). Каждая из таких поэтических конструкций как за­конченная мысль-намерение-символ непосред­ственно и по-своему связана с происходящим обря-
довым действием. Их расположение, последова­тельность в пределах обрядового эпизода (фольк-лорно-этнографического текста) всегда конкретны и определяются обстоятельствами реализации, ха­рактером и ходом обряда.
В перечнях записей инструментальной музыки предпринят опыт группировки экспедиционных ма­териалов с учетом жанровой природы наигрышей. Выделяются по функциональным признакам и на­значению в отдельные группы: сигнальные наигры­ши; наигрыши, сопровождающие шествие (связан­ные с пением «коротких песен»/припевок); наигры­ши под традиционную пляску («Кружка», «Трепа­ка», «Русского», «Камаринского» и др.); группа по­здних в музыкально-стилевом отношении наигры­шей (танцы, марши, песенный репертуар и др.). Дальнейший этап систематизации требует полной атрибуции музыкальных форм инструментальных наигрышей с последующей их типологической группировкой, что является темой специального исследования.
Многоуровневая структура «Обзора…» дает возможность не только сквозного, последователь­ного просмотра материала, но и сопоставления све­дений из разных частей по избранной теме. Сопо­ставительный анализ дает необходимую основу для наблюдения сложного переплетения линий, фикси­рующих границы распространения самостоятель­ных этнокультурных комплексов и отдельных эле­ментов традиционной народной культуры.
В Приложении 3 дается сводный указатель, в котором излагаются сведения об основных празд­никах в соответствии с установленными датами церковного календаря (по старому и новому сти­лям), упоминания о которых предполагаются в раз­личных Частях настоящего издания. При необходи­мости отдельные даты указываются также непо­средственно в текстах описаний, где они приводят­ся, как правило, по старому стилю.
В Приложение 4 включены следующие статис­тические материалы:
—   Перечень экспедиций СПб консерватории и Фольклорно-этнографического центра в  Псков­скую область;
—   Сведения о результатах экспедиционного об­следования районов Псковской области;
—   Перечень обследованных населенных пунктов;
—   Список исполнителей;
—  Списки участников экспедиций и руководи­телей групп.
В Приложении 5 представлен список публика­ций и грампластинок, осуществленных по материа­лам псковских коллекций Фольклорно-этнографи­ческого центра.
Настоящее двухтомное издание представляет собой коллективный труд, осуществленный на ос-
нове авторской концепции А. М. Мехнецова и под его руководством (составление, научная редакция, принципы построения указателей, каталогов).
Авторы-составители основных частей «Обзо­ра…» — сотрудники Фольклорно-этнографического центра и Санкт-Петербургской консерватории:
Введение. От составителя — А. М. Мехнецов
Часть I — И. С. Попова
Часть II — Е. А. Валевская
Часть III — А. В. Полякова
Часть IV — И. С. Попова
Часть V — Г. В. Лобкова
Часть VI — И. В. Королькова
Часть VII — И. Б. Теплова
Часть VIII — К. А. Мехнецова В подготовке к изданию отдельных разделов и подразделов (под руководством или совместно с составителями Частей — расшифровка экспедици­онных фонограмм, группировка текстов, компью­терный набор, оформление), а также дополнитель­ной Части IX («Сказки») и Приложений приняли участие:
В Части I:
—   «Образцы напевов и текстов календарно-об-рядовых песен, припевок, выкриков», «Образцы на­певов и текстов похоронных причитаний…» — Ма-хова Л. П.;
—   «Инструментальные и песенно-хореографи-ческие традиции» — А. А. Мехнецов, И. С. Попова;
—   «Образцы наигрышей на музыкальных инст­рументах» — А. А. Мехнецов;
—   «Перечень записей инструментальной музы­ки» — А. А. Мехнецов (при участии О. В. Ивашиной);
—   «Образцы напевов и текстов хороводных и плясовых песен», «Образцы напевов и текстов ли­рических и балладных  песен» — Л.  П. Махова, О. В. Ивашина;
—   «Свадебный обряд», «Содержание поэтичес­ких текстов свадебных причитаний…» — Е. А. Пар-хомова, И. С. Попова;
—   «Образцы напевов и текстов свадебных обря­довых песен…» — Е. А. Пархомова, Л. П. Махова;
—   «Содержание поэтических текстов свадебных обрядовых песен…» — Е. А. Пархомова;
—   «Содержание поэтических текстов похорон­ных,    поминальных,    полевых    причитаний…» — О. В. Ивашина;
—   «Содержание поэтических текстов лиричес­ких   и   балладных   песен…»  —  О. В.   Ивашина, И. С. Попова.
В Части II:
—   «Образцы наигрышей на музыкальных инст­рументах» — А. А. Мехнецов;
—   «Перечень записей инструментальной музы­ки» — А. А. Мехнецов (при участии Е. А. Пархомо-вой).
В Части III:
—   «Образцы наигрышей на музыкальных инст­рументах» — А. А. Мехнецов, А. В. Полякова;
—  «Перечень записей инструментальной музы­ки» — А. А. Мехнецов (при участии Л. П. Маховой).
В Части IV:
—   «Образцы напевов и текстов календарно-об-рядовых песен и припевок» — Л. П. Махова;
—  «Инструментальные и песенно-хореографи-ческие традиции» — А. А. Мехнецов, И. С. Попова;
—   «Образцы наигрышей на музыкальных инст­рументах» — А. А. Мехнецов;
—  «Перечень записей инструментальной музы­ки»-А. А. Мехнецов (при участии О. В. Ивашиной);
—  «Образцы напевов и текстов хороводных и плясовых песен» — Л. П. Махова, О. В. Ивашина;
—  «Свадебный обряд», «Содержание поэтичес­ких текстов свадебных причитаний…», «Похорон-но-поминальная обрядность» — О. В.  Ивашина, И. С. Попова;
—  «Образцы напевов и текстов свадебных обря­довых песен…» — И. В. Суханова;
—  «Содержание поэтических текстов свадебных песен…» — И. В. Суханова, Е. А. Пархомова.
В Части V:
—  «Содержание поэтических текстов свадебных причитаний…»; «Содержание поэтических текстов похоронных,   поминальных,   полевых   причита­ний…»-Л. С. Кузьмина (расшифровка текстов при­читаний);
—   «Дети  в системе народной традиционной культуры» — Г. В. Лобкова, Е. С. Редькова.
В Части VI:
—  «Образцы напевов и текстов календарно-об-рядовых песен»; «Содержание поэтических текстов календарно-обрядовых песен…», «Содержание по­этических текстов лирических и балладных пе­сен…» — И. В. Королькова, Е. Л. Попок;
—  «Основные поэтические мотивы свадебных причитаний…», «Образцы напевов и текстов сва­дебных обрядовых песен…», «Содержание поэтиче­ских текстов свадебных обрядовых песен…», «Со­держание поэтических текстов похоронных и поми­нальных   причитаний»   —   Ю. Ю.   Толстикова, И. В. Королькова;
—  «Образцы напевов и текстов хороводных и плясовых песен» — Е. Л. Попок;
—  «Народные музыкальные инструменты и ин­струментальная музыка», «Перечень записей инст­рументальной   музыки»   —   И. В.   Королькова, Е. С. Редькова.
В Части VII:
—  «Календарные и трудовые обычаи, обряды, праздники», «Содержание поэтических текстов ка­лендарно-обрядовых песен…», «Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припе-
вок…», «Содержание поэтических текстов свадеб­ных обрядовых песен…» — И. Б. Теплова, О. В. Ла-базанова;
—  «Содержание поэтических текстов свадебных и похоронно-поминальных причитаний»; «Народ­ная проза» — О. В. Лабазанова.
«Сказки» (Часть IX)
—  «Общая характеристика сказок…», «Сюжет­ный каталог сказок» — А. Ф. Некрылова;
—  «Образцы текстов сказок» — А. Ф. Некрыло­ва, Е. А. Валевская, Г. В. Лобкова.
Приложение 1
—  «Указатель: Основные темы, образы, сюжет­ные     мотивы     календарно-обрядовых     песен» — А. М. Мехнецов, К. А. Мехнецова;
—  «Указатель: Основные темы, образы, сюжет­ные    мотивы    свадебных    обрядовых    песен»
— А. М. Мехнецов, Г. В. Лобкова;
—  «Указатель: Основные темы, образы, сюжет­ные   мотивы   лирических   и   балладных   песен»
— А. М. Мехнецов, Е. А. Валевская, Г. В. Лобкова, К. А. Мехнецова, Л. П. Махова.
Приложение 2
—  «Каталог хороводных и плясовых песен. Со­держание поэтических текстов: темы, образы, сю­жетные мотивы. Перечень записей» — А. М. Мехне­цов, Е. А. Валевская, Г. В. Лобкова (при участии О. В. Ивашиной, А. В.  Поляковой, Е. Л. Попок, И. Б. Тепловой, К. А. Мехнецовой).
Приложение 3
—  «Указатель дат основных календарных пра­здников» — А. Ф. Некрылова, С. В. Булкин.
Приложение 4

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное