Традиционные обряды псковских селений
— Величание хозяев, заклинания на урожай (богатые хозяева; «роди, Боже, жито»)
— Работники — хозяева (угощение работников; величание хозяев; скупые хозяева; похвала — хула; требование угощения; «любые — нелюбые» гости)
— Припевание пары
УКАЗАТЕЛЬ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН И ПРИПЕВОК
— Предназначенность, ожидание-приуготовление; весть, намерение, выбор
— Доля невесты / молодухи (разлука, слезы, печаль, жалобы; родители — чужая семья, «своя — чужая» сторона; «лихой — согласный» муж)
— Невеста / жених — сирота: призывание родителей («наделить — есть кому, благословить — некому»)
— Расставание невесты с «девьей красотой», с подругами, с родителями, с родной стороной; проводы, наказы, наставления
— «Князев поезд»: сборы, наставления — наказы, «дорога — путь» (поездка за невестой, «зять у ворот», отправление к венчанию, дорога в дом жениха; встреча молодых)
— Благословение / наделение, соединение брачной пары
— Свадебный стол (пир): хвала, величание — «честь», «благодарство» («князь — княгиня», свадебные «чины», гости — «застолье»)
— Припевание пар («жених — невеста», «супружеские пары», «холостые парни — девушки»)
— Отношения сторон жениха и невесты (сваты — свахи, дружки — подружки; хвала — хула)
УКАЗАТЕЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ И БАЛЛАДНЫХ ПЕСЕН
— Песни «молодецкого» цикла (исторические события, персонажи; рекрутчина; гибель молодца на чужой стороне; мать и сын; молодец на чужбине, в беде, в нево-ле;молодецкая гульба, женитьба, разлука с милой)
— Песни о «девьей воле» (тоска-печаль об утраченной воле, красоте, девичьем житье, о родной стороне; расставание с родными — с матерью, отцом, братом; девица -молодец: дума-выбор, надежды, разлука с милым, горе, измена, обида)
— Песни о женской доле (обращение к родителям — жалобы на жизнь в «чужих людях», горе, встреча — расставание с родными — «гости дорогие»; несчастливое замуже-
ство, несогласная семья — муж: на чужой стороне, старый, «неудалый» муж, муж-пьяница, жена постылая, самовольная; измена)
— Лирические песни балладного содержания: брат у сестры не ночует, всю ночь протоскует; сестры провожают брата («отец сына со двора согнал»); сестра (вдова) не принимает брата (братьев); сестра — нежеланная гостья у брата; «дочка-пташечка»; сестра и братья-разбойники; мать-грешница и сыновья-корабельщики; брат брата убил; муж-разбойник убивает брата жены; несчастье в доме: жена родила, сама умерла; отец и дети-сироты; «муж: жену губил»; муж убивает жену по навету; молодец избавляется от «нелюбой» жены («нов-корабль»); жена мужа зарезала; муж-пьяница — выкуп коня; братья пропили коня, казну, молоду жену; солдатка (вдова) и неузнанный муж (сын); молодцы обманом увозят девушку; молодец тонет (девушка проклинает реку)
— Песни с литературной образно-поэтической основой (девица — молодец: разлука с милым, обман)
КАТАЛОГ ХОРОВОДНЫХ И ПЛЯСОВЫХ ПЕСЕН
— Обрядовые хороводы с балладными сюжетами (сестра ждет брата в гости; гибель молодца на чужой стороне; сестра и братья-разбойники; молодец — девица — об-ман;«муж жену губил»; молодка на чужой стороне — не-любый муж, муж-разбойник)
— Девичье гулянье (девья воля, ожидание судьбы — предстоящего замужества; своя семья: отец — мать, брат -сестра; девица — молодец: радость — печаль, надежды, разлука, обман — худая слава)
— Молодецкое гулянье (разудалые забавы, похвальба, обещания; поиск «судьбы», суженой; намерение жениться; расставание)
— Жена (молодица) — муж (добрая семья, согласное — несогласное замужество, нелюбый муж — старый, сердитый, нерадивый, пьяница-«ярышка», разбойник; непокорная, норовистая жена; чужая семья: свекор — свекровь, деверь — золовка; родительский дом — замужняя дочь на чужой стороне.молодица — «мил дружок», «гульба»)
— Хороводно-обрядовые игры календарно-обрядового, брачного, праздничного, бытового содержания
— Выбор пары. Вечорочные («беседные»), поцелуйные припевки (припевания)
— Хороводные, плясовые песни-заклинания календарно-обрядового, праздничного, брачного содержания
— Плясовые «набирушки», шуточные песни, небылицы
В Указателях (см. Приложение 1) собрана и систематизирована информация о всех, рассредоточенных в различных частях «Обзора…», поэтических текстах календарно-обрядовых, свадебных, лирических и балладных песен. В квадратных скобках содержатся отсылки на номер части (римская цифра) и номер текста (арабская цифра). Курсивом даны перекрестные отсылки на сходные поэтические мотивы и сюжеты, встречающиеся в других текстах, при этом приводятся номера по соответствующим Указателям.
В Указателях также учитывается вариативность приведенного в «Обзоре…» материала, но на более высоком уровне — здесь отмечены основные варианты и версии сюжетов, а также и сюжетных мотивов (через две косые черты приводятся варианты, а буквенными обозначениями при цифре — «а», «б», «в»… — указаны версии); в круглых скобках даются особо важные лексические «разночтения» и варианты продолжения (или окончания) текстов.
Содержание календарно-обрядовых и свадебных песен представлено в Указателях основными сюжетными мотивами, сгруппированными по тематическому принципу и расположенными в соответствии с принадлежностью к отдельным самостоятельным фольклорно-этнографическим комплексам (Святки, Масленица и т. д.).
Каждый из выделенных мотивов в обрядовом фольклоре функционально соотносится (на образно-смысловом, акциональном уровнях) с определенным обрядовым действием. Здесь событийной стороной (в известной мере — собственно «сюжетной» основой поэтического текста) являются содержание и порядок предписанных традицией действий в контексте конкретной обрядовой ситуации. Этим, возможно, объясняется тот факт, что в процессе формообразования песенного текста преобладающим принципом становится не логика именно сюжетного развития, сюжетной композиции поэтического содержания, а конструктивный характер связей и отношений элементов структуры художественной формы по типу «обрядовое действие -поэтический оборот, сюжетный мотив». Вероятно, в том же ключе следует рассматривать и важную роль формульных образований (фраз, предложений, словосочетаний), динамичность построения поэтического текста песенных форм на основе принципа образного параллелизма, выступающего в качестве композиционного приема, а также сложно развитую систему повторов, ритмо-акцентную основу стиха, которые связаны с императивным смыслом обрядово произнесенного слова и др.
Иначе организован Указатель лирических и балладных песен. В силу особенностей жанровой природы, жизненного назначения, целостности, своеобразной обособленности сюжетно-тематичес-кой основы лирических и балладных песен, Указатель фиксирует в первую очередь тематическое содержание песенных групп, которые, на наш взгляд, и образуют структурные единицы внутрижанрово-го членения в области народно-песенной лирики (соответственно основным рубрикам Указателя: «Песни молодецкого цикла», «Песни о девьей воле», «Песни о женской доле», «Песни балладного содержания», «Народные песни с литературной образно-поэтической основой»). Наш подход к жанровой классификации народных песен (в том числе
— к их внутрижанровой группировке) опирается на специфику жизненного назначения, обстоятельства бытования и функции художественной формы как закономерно необходимого и действенного элемента народной традиционной культуры. Лирические и балладные песни в этом случае образуют самостоятельную область фольклора, суть которой — проживание той или иной жизненной ситуации, представленной в поэтическом тексте, и воспитание (через сопричастность в процессе «исполнения — восприятия») нормативных реакций на любое событие в широком диапазоне жизненных коллизий, личностных отношений и др.
В рамках каждой тематической группы поэтические тексты отмечены общностью образно-смыслового содержания, в связи с чем используется и сложная индексация текстов, учитывающая основные уровни группировки: тема — сюжет — версия.
Содержание поэтических текстов хороводных и плясовых песен, записанных на всей территории Псковской области, суммировано в едином Каталоге, который вынесен в отдельное Приложение 2. Это связано с тем, что большинство текстов хороводных и плясовых песен бытует повсеместно на Псковщине и, более того, имеет общерусское распространение, за исключением некоторых обрядовых хороводов, зафиксированных преимущественно в Печорском, Псковском и Гдовском районах. В Каталоге приводится обобщенное содержание поэтических текстов (при этом группировка текстов выполнена независимо от типа музыкальной формы, внутрижанровой принадлежности, приуроченности, но с учетом их образно-тематического значения), даются полные перечни записей и отсылки к вариантам напевов, представленным в различных Частях «Обзора…» (см. «Образцы напевов и текстов хороводных и плясовых песен»).
Качественная печать на холсте стоимость в Воронеже невысока.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36