Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

—   Величание хозяев, заклинания на урожай (богатые хо­зяева; «роди, Боже, жито»)
—   Работники — хозяева (угощение работников; величание хозяев; скупые хозяева; похвала — хула; требование уго­щения; «любые — нелюбые» гости)
—   Припевание пары
УКАЗАТЕЛЬ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН И ПРИПЕВОК
—   Предназначенность, ожидание-приуготовление; весть, намерение, выбор
—  Доля невесты / молодухи (разлука, слезы, печаль, жало­бы; родители — чужая семья, «своя — чужая» сторона; «лихой — согласный» муж)
—   Невеста / жених — сирота: призывание родителей («на­делить — есть кому, благословить — некому»)
—   Расставание невесты с «девьей красотой», с подруга­ми, с родителями, с родной стороной; проводы, нака­зы, наставления
—   «Князев поезд»: сборы, наставления — наказы, «дорога — путь» (поездка за невестой, «зять у ворот», отправле­ние к венчанию, дорога в дом жениха; встреча молодых)
—   Благословение / наделение, соединение брачной пары
—   Свадебный стол (пир): хвала, величание — «честь», «благодарство» («князь — княгиня», свадебные «чины», гости — «застолье»)
—   Припевание пар («жених — невеста», «супружеские па­ры», «холостые парни — девушки»)
—   Отношения сторон жениха и невесты (сваты — свахи, дружки — подружки; хвала — хула)
УКАЗАТЕЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ И БАЛЛАДНЫХ ПЕСЕН
—   Песни «молодецкого» цикла (исторические события, персонажи; рекрутчина; гибель молодца на чужой сто­роне; мать и сын; молодец на чужбине, в беде, в нево-ле;молодецкая гульба, женитьба, разлука с милой)
—   Песни о «девьей воле» (тоска-печаль об утраченной во­ле, красоте, девичьем житье, о родной стороне; расста­вание с родными — с матерью, отцом, братом; девица -молодец: дума-выбор, надежды, разлука с милым, горе, измена, обида)
—   Песни о женской доле (обращение к родителям — жало­бы на жизнь в «чужих людях», горе, встреча — расстава­ние с родными — «гости дорогие»; несчастливое замуже-
ство, несогласная семья — муж: на чужой стороне, ста­рый, «неудалый» муж, муж-пьяница, жена постылая, са­мовольная; измена)
—   Лирические песни балладного содержания: брат у се­стры не ночует, всю ночь протоскует; сестры прово­жают брата («отец сына со двора согнал»); сестра (вдова) не принимает брата (братьев); сестра — неже­ланная гостья у брата; «дочка-пташечка»; сестра и братья-разбойники; мать-грешница  и  сыновья-кора­бельщики; брат брата убил; муж-разбойник убивает брата жены; несчастье в доме: жена родила,  сама умерла; отец и дети-сироты; «муж: жену губил»; муж убивает жену по навету; молодец избавляется от «не­любой» жены («нов-корабль»); жена мужа зарезала; муж-пьяница — выкуп коня; братья пропили коня, казну, молоду жену; солдатка (вдова) и неузнанный муж (сын); молодцы обманом увозят девушку; молодец тонет (де­вушка проклинает реку)
—   Песни с литературной образно-поэтической основой (девица — молодец: разлука с милым, обман)
КАТАЛОГ ХОРОВОДНЫХ И ПЛЯСОВЫХ ПЕСЕН
—   Обрядовые хороводы с балладными сюжетами (сестра ждет брата в гости; гибель молодца на чужой стороне; сестра и братья-разбойники; молодец — девица — об-ман;«муж жену губил»; молодка на чужой стороне — не-любый муж, муж-разбойник)
—   Девичье гулянье (девья воля, ожидание судьбы — пред­стоящего замужества; своя семья: отец — мать, брат -сестра; девица — молодец: радость — печаль, надежды, разлука, обман — худая слава)
—   Молодецкое гулянье (разудалые забавы, похвальба, обе­щания; поиск «судьбы», суженой; намерение жениться; расставание)
—   Жена (молодица) — муж (добрая семья, согласное — несо­гласное замужество, нелюбый муж — старый, сердитый, нерадивый,  пьяница-«ярышка», разбойник;  непокорная, норовистая жена; чужая семья: свекор — свекровь, де­верь — золовка; родительский дом — замужняя дочь на чу­жой стороне.молодица — «мил дружок», «гульба»)
—   Хороводно-обрядовые игры календарно-обрядового, брачного, праздничного, бытового содержания
—   Выбор пары. Вечорочные («беседные»), поцелуйные припевки (припевания)
—   Хороводные, плясовые песни-заклинания календарно-обрядового, праздничного, брачного содержания
—   Плясовые «набирушки», шуточные песни, небылицы
В Указателях (см. Приложение 1) собрана и си­стематизирована информация о всех, рассредото­ченных в различных частях «Обзора…», поэтичес­ких текстах календарно-обрядовых, свадебных, ли­рических и балладных песен. В квадратных скобках содержатся отсылки на номер части (римская циф­ра) и номер текста (арабская цифра). Курсивом да­ны перекрестные отсылки на сходные поэтические мотивы и сюжеты, встречающиеся в других текстах, при этом приводятся номера по соответствующим Указателям.
В Указателях также учитывается вариативность приведенного в «Обзоре…» материала, но на более высоком уровне — здесь отмечены основные вариан­ты и версии сюжетов, а также и сюжетных мотивов (через две косые черты приводятся варианты, а бук­венными обозначениями при цифре — «а», «б», «в»… — указаны версии); в круглых скобках даются особо важные лексические «разночтения» и варианты продолжения (или окончания) текстов.
Содержание календарно-обрядовых и свадеб­ных песен представлено в Указателях основными сюжетными мотивами, сгруппированными по тема­тическому принципу и расположенными в соответ­ствии с принадлежностью к отдельным самостоя­тельным фольклорно-этнографическим комплек­сам (Святки, Масленица и т. д.).
Каждый из выделенных мотивов в обрядовом фольклоре функционально соотносится (на образ­но-смысловом, акциональном уровнях) с опреде­ленным обрядовым действием. Здесь событийной стороной (в известной мере — собственно «сюжет­ной» основой поэтического текста) являются содер­жание и порядок предписанных традицией дей­ствий в контексте конкретной обрядовой ситуации. Этим, возможно, объясняется тот факт, что в про­цессе формообразования песенного текста преобла­дающим принципом становится не логика именно сюжетного развития, сюжетной композиции поэти­ческого содержания, а конструктивный характер связей и отношений элементов структуры худо­жественной формы по типу «обрядовое действие -поэтический оборот, сюжетный мотив». Вероятно, в том же ключе следует рассматривать и важную роль формульных образований (фраз, предложе­ний, словосочетаний), динамичность построения поэтического текста песенных форм на основе принципа образного параллелизма, выступающего в качестве композиционного приема, а также слож­но развитую систему повторов, ритмо-акцентную основу стиха, которые связаны с императивным смыслом обрядово произнесенного слова и др.
Иначе организован Указатель лирических и балладных песен. В силу особенностей жанровой природы, жизненного назначения, целостности, своеобразной обособленности сюжетно-тематичес-кой основы лирических и балладных песен, Указа­тель фиксирует в первую очередь тематическое со­держание песенных групп, которые, на наш взгляд, и образуют структурные единицы внутрижанрово-го членения в области народно-песенной лирики (соответственно основным рубрикам Указателя: «Песни молодецкого цикла», «Песни о девьей во­ле», «Песни о женской доле», «Песни балладного содержания», «Народные песни с литературной об­разно-поэтической основой»). Наш подход к жан­ровой классификации народных песен (в том числе
— к их внутрижанровой группировке) опирается на специфику жизненного назначения, обстоятельства бытования и функции художественной формы как закономерно необходимого и действенного элемен­та народной традиционной культуры. Лирические и балладные песни в этом случае образуют самосто­ятельную область фольклора, суть которой — про­живание той или иной жизненной ситуации, пред­ставленной в поэтическом тексте, и воспитание (че­рез сопричастность в процессе «исполнения — вос­приятия») нормативных реакций на любое событие в широком диапазоне жизненных коллизий, лично­стных отношений и др.
В рамках каждой тематической группы поэти­ческие тексты отмечены общностью образно-смыс­лового содержания, в связи с чем используется и сложная индексация текстов, учитывающая основ­ные уровни группировки: тема — сюжет — версия.
Содержание поэтических текстов хороводных и плясовых песен, записанных на всей территории Псковской области, суммировано в едином Катало­ге, который вынесен в отдельное Приложение 2. Это связано с тем, что большинство текстов хоро­водных и плясовых песен бытует повсеместно на Псковщине и, более того, имеет общерусское рас­пространение, за исключением некоторых обрядо­вых хороводов, зафиксированных преимуществен­но в Печорском, Псковском и Гдовском районах. В Каталоге приводится обобщенное содержание по­этических текстов (при этом группировка текстов выполнена независимо от типа музыкальной фор­мы, внутрижанровой принадлежности, приурочен­ности, но с учетом их образно-тематического значе­ния), даются полные перечни записей и отсылки к вариантам напевов, представленным в различных Частях «Обзора…» (см. «Образцы напевов и тек­стов хороводных и плясовых песен»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное