Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

III.  Центрально-псковские традиции;
IV.  Традиции Порховского района; V. Локнянско-ловатские традиции;
VI. Традиции верховьев Ловати и Куньи;
VII. Невельские традиции;
VIII. Традиции Себежского района.
Исключение составляет жанр сказок, представ­ленный не в рамках указанных частей, а в допол­нительном разделе (Часть IX), поскольку сказки в вариантах, записанных на территории Псковской области, относятся к явлениям общерусского ха­рактера и не выделяются какими-либо особыми (кроме диалектных свойств самой речи) признака­ми, связанными с той местностью, где они были записаны.
Структура каждой части предполагает единые принципы изложения информации по следующим разделам:
—  общая характеристика традиций по результа­там экспедиционного исследования выделенной территории;
—  сведения о календарных обрядах, праздни­ках, земледельческих ритуалах и трудовых обыча­ях, расположенные в порядке развертывания годо­вого цикла; календарно-обрядовый фольклор;
—  свадебный   обряд;   свадебный   обрядовый фольклор (хоровые и сольные причитания, обрядо­вые песни и припевки);
—  похоронно-поминальная обрядность (описа­ние системы ритуалов; похоронные, поминальные, полевые причитания);
—  песенно-повествовательные жанры фолькло­ра (исторические, балладные и лирические песни, духовные стихи);
—  жанры народной прозы, поверья;
—  народная медицина, заговоры.
Различное местоположение в частях занимает раздел «Инструментальные и песенно-хореографи-ческие традиции», что связано с той значимостью, какую имеют в местных традициях инструменталь­ная музыка, хороводы и пляски.
Духовные стихи содержатся, в основном, в Час­тях VII и VIII, поскольку они распространены именно в юго-западной части Псковской области, тогда как на остальной территории сделаны лишь единичные записи или зафиксированы только вос­поминания о бытовании духовных стихов (см.: Часть IV).
Детский фольклор представлен в экспедицион­ных коллекциях небольшим количеством записей, в чем сказалась специфика методов полевых исследо­ваний 1970-1980-х гг. Вместе с тем, сведения по те­ме «Дети в системе народной традиционной культу­ры», образцы и перечни записей детского фолькло­ра включены практически во все Части «Обзора…».
Центральными задачами, с точки зрения сис­темного описания фактов фольклора, являются, как уже отмечалось, во-первых — исследование форм и характера соподчиненное™ всех элементов структуры фольклорного текста, учитывающее особенности содержания, назначения и вида худо­жественной формы, а также специфических свойств собственной природы языковых средств, их выразительных возможностей, функционально-смысловой нагрузки и положения в той или иной отдельной в жанрово-типологическом отношении группе текстов. Во-вторых — при изучении явлений фольклора в их контекстных связях с другими сто­ронами сложной системы народной традиционной культуры становятся очевидными проблемы струк­турно-типологической систематизации и диффе­ренцированного анализа основных формообра­зующих элементов фольклорно-этнографического текста, представляющего в культурной традиции самостоятельно значимое событие во всей полноте его жизненной необходимости и в разнообразии форм его проявления. С этой целью в «Обзоре…» приводятся подробные (насколько это было воз­можно) описания важнейших обрядов и праздни­ков, трудовых традиций, хозяйственного уклада, а также соответствующих им комплексов художест­венных форм, функционально связанных с опреде­ленными в конкретных случаях жизненными об­стоятельствами.
В основных разделах «Обзора…» особое внима­ние сосредоточено на типических для местных тра­диций образцах песенного фольклора, народной
прозы и, шире — народной словесности (жанровые области, отдельные внутрижанровые группы).
Разделы, посвященные жанрам песенного фольклора, включают сгруппированные в соответ­ствии с музыкальной типологией образцы основ­ных напевов (в инципитной расшифровке) и поэти­ческие тексты. Следом за ними приводятся полные перечни экспедиционных записей, представляющие в авторском переизложении основной корпус со­держания поэтических текстов песен (темы, образы, сюжетные мотивы). При изложении содержания по­этических текстов сохраняются устойчивые словес­ные обороты (при необходимости — с использова­нием местной лексики — см. слова в кавычках), да­ются «разночтения» (лексического и фразового уровней), обнаруженные в вариантах одного текста (см. слова в скобках или фразы, записанные через косую черту). Отдельно приводятся варианты зачи­нов песни (см. заголовок текста), варианты разви­тия сюжета и его окончания. Такая методика изло­жения сюжетов имеет целью раскрыть в обобщен­ной форме содержание поэтических текстов, быту­ющих на данной территории и, одновременно, поз­воляет проследить закономерности построения по­этических текстов песен, с учетом их жанровой при­роды и принадлежности к той или иной местной фольклорной традиции.
При этом даются отсылки от напева к номерам приведенных в перечне поэтических текстов, кото­рые исполняются с вариантами данного напева, а также и от поэтических текстов — к номерам напе­вов, содержащихся в подразделах «Образцы напе­вов и текстов…».
Кроме того, в Приложениях 1, 2 представлены материалы и опыт систематизации поэтических текстов календарно-обрядовых, свадебных, лириче­ских, хороводных и плясовых песен с позиций спе­циального анализа одного из категориальных эле­ментов песенной формы — вербально фиксируемого уровня содержания (темы, образы, поэтические мо­тивы, сюжетные построения) в его отношениях с другими системообразующими элементами фольк­лорного текста.
Предложенные в настоящем «Обзоре…» прин­ципы организации Указателей и Каталога (см. При­ложения 1, 2), а также разделов, посвященных изло­жению содержания поэтических текстов (в Частях I—VIII), раскрывают логику смысловых и компози­ционных связей музыкального и поэтического на­чал песенной формы, обусловленную назначением и жанровой принадлежностью фольклорного текста. При этом оказывается, что те или иные устойчиво повторяющиеся темы, образы, поэтические оборо­ты (в том числе — и формульные) не обязательно же­стко связаны с поэтической системой одной опреде­ленной жанровой группы текстов, где они в согласо-
вании с другими элементами содержания выступают в роли опознавательных признаков именно данной жанровой группы. Как показывают результаты ана­лиза, можно с уверенностью судить о том, что один и тот же сюжетный мотив, поэтический образ или тема (в силу изменившихся в ином контексте на­правлений и характера связей структурных элемен­тов художественной формы) могут соотноситься с содержанием песенных комплексов разных жанров. Ниже мы приводим общую схему рубрикации материалов Указателей и Каталога:
УКАЗАТЕЛЬ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН
КОЛЯДКИ, ВИНОГРАДЬЯ
—   Обход дворов. Колядовщики и хозяева («Пришла Ко­ляда накануне Рождества»; Коляда-«побирашка»; сбор Коляды; благопожелания и угрозы; требование угоще­ния; дары)
—   Величание хозяев: богатый двор, поездка хозяина; ска­зочно-поэтические мотивы
—  Христианские образы, мотивы (купание Младенца-Хри­ста в Ердани; три короля)
ПОДБЛЮДНЫЕ
—   Предзнаменование судьбы (благополучие, богатство; чужая сторона;несчастъе, слезы, болезнь)
МАСЛЕНИЧНЫЕ
—   Встреча Масленицы; масленичная горка, «старое-мо­лодое», наказы — заклинания; проводы Масленицы; Масленица — «обманщица», канун поста
—   Брачные пары: «женихи — невесты», «зятья — молоду­хи», похвала — хула
—   Судьба: «своя — чужая сторона», «проклятое замужест­во», несогласная семья; разлука
ВЕСНЯНКИ
—   Окликание весны
ВОЛОЧЕБНЫЕ, ЕГОРЬЕВСКИЕ
—   Обход дворов. Волочебники и хозяева (славление Хрис­та; благопожелания; «три радости»; требование угоще­ния; угрозы, хула; хозяев зовут с собой)
—   Величание хозяев (волочебники будят хозяев; чудо: цер­ковь, престол, книга; праздники -работники)
—   Брачная тема: девица — молодец (девушка теряет венок; орел — чудесный помощник;величание девушки и ее жениха)
ИВАНСКИЕ, КУПАЛЬСКИЕ, ПЕТРОВСКИЕ
—   Мифологические образы-персонажи. Содержание ку­пальских обрядов (Иван и Марья; ключи, заря, роса; «на Ивана солнце играло»; Иван и Петр; Бог и Илья; мать кличет сына; обереги от колдовства — три «змеи» /ведь­мы; сбор на купальню; «молодухам воли нет»; обход дво­ров, похвала — хула; сбор трав, кореньев; венки)
—   Брачная тема: девушки — «мальцы» (похвала — хула; вы­бор пары; весть о предстоящей свадьбе)
—   Своя—чужая семья (родная — неродная мать, отец-све­кор; сестры — ятровки; дочери — невестки)
—   Женская доля — окликание родителей, жалобы (старый -молодой муж; свои — чужие родители; жалобы сироты)
ЖНИВНЫЕ
—   Поле — дом, семья; дорога с поля домой. Окликание родителей, жалобы
—   Брачная тема: весть о предстоящей свадьбе, выбор па­ры (женихи — невесты; сватовство)
—   Жницы — поле: заклинания на урожай, окончание жат­вы. Жницы — хозяева: величание, угощение (наказы хо­зяев жницам; жатва — война; «нива, отдай мою силу»; похвала — хула жниц; «дожон-рожон», «коза»; «борода»; богатый хозяин; угощение жниц)
ТОЛОЧНЫЕ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное