Традиционные обряды псковских селений
— продуцирующая магия аграрного цикла, осознаваемая непосредственно («на долгий лён») и как символ жизнедающего импульса, устремленного, направленного движения — начало «новой жизни» (разнообразные формы катаний);
— культ предков, умноженная в совместном («сообща») действии сила обращения к «родителям» — покровителям рода с надеждой на ответное воспомоществование (шествия, процессии — «жизненный путь», «окликания»-жалобы, пожелания-императив);
— отношения с «иным миром», мифическими персонажами-образами («Масленица», ряженые, ритуальные бесчинства, сюжеты и образы, относящиеся к сфере «смеховой» культуры);
— символы сущности огненной стихии — возрождение («передача — восприятие») жизненных сил, энергии в преодолении, «умирании» старого, ветхого; очистительная сила (ритуальные огни, костры);
— круг жизни, продолжение рода (поминальные, брачные мотивы и символы), подтверждение совместной приверженности нормам жизненного по-
рядка и восстановление этих норм, обеспечение продуктивности намерений в достижении общего блага (праздничные формы, застолья, гулянья и проч.).
Именно с манифестацией такого уровня содержания связана вся сфера фольклора масленично-об-рядового цикла и, в первую очередь — музыкально-поэтические и музыкально-хореографические формы, обладающие ярко выраженной публично-демонстративной функцией, предельной степенью обобщения и концентрации необходимой смысловой нагрузки. Естественно, что своеобразие системы художественных форм в обрядовом комплексе отдельных местных традиций, обусловленное преобладанием одних и отсутствием других элементов условной модели псковской Масленицы, подчеркивает значение той или иной характерной для данной традиции черты семантического спектра.
Показательным в этом плане может быть сопоставление круга песен, относящихся к специфически масленичной обрядности юго-восточных и северозападных районов области. Основные темы, образы, сюжетные мотивы песен, непосредственно фиксирующие обрядово значимые моменты масленичного периода в Невельском, Великолукском, Кунь-инском, Локнянском районах и на примыкающих к ним территориях, выделяют аграрно-продуцирую-щий смысл и мифологический аспект событийной стороны обрядового цикла (встреча — проводы Масленицы, масленичная горка), отношения «старое -новое» (девушки — молодицы — старушки), брачных мотивов («своя — чужая сторона», «хмель», «трава-повилица», река «слезовая — медовая» и др.). Особенно значительной здесь является и роль напева-формулы,7 получившего распространение на огромной территории, включающей, кроме отмеченных районов, Новгородскую, Тверскую, Смоленскую области и псковско-белорусское пограничье.
В свою очередь, ведущим элементом смыслового ряда масленичного комплекса в районах Псково-Чудского Обозерья выступает тема поминовения, окликания «родителей», обращения к ним. Получившие воплощение в песнях-жалобах, в песнях балладного содержания образы горя-печали, судьбы, невозвратности пути, расставания воспринимаются как коллективно выраженное сообщение, как общее, совместное «высказывание-действие» с намерением быть услышанными — знак свершения желаемого. Магически направленный характер эти песни приобретают и в связи с особенностями их музыкального строя (структурные и стилевые характеристики музыкально-поэтических форм), приуроченности (по месту и времени), формы и способов исполнения («уличное» звучание, хореография ритуального шествия, пение на возвышенностях).
Так же отчетливо, но уже повсеместно проявляется соединяющее начало, идея сопричастности, а
следовательно — важные в контексте масленичной обрядности функции празднично-обрядовых форм выражения жизненно значимых интересов общины («гостевые» столы, «складчины», гулянья, «вечера» и др.) и, вместе с тем, связанных с ними музыкально-хореографических, игровых, изобразительных видов фольклора. Различия здесь прослеживаются лишь в особенностях характера и роли в системе, местной культурной традиции отдельных структурных элементов обряда.
Исключительно важной стороной народной культуры Псковской области является традиция плачей (причитаний, «голошений»), характерные признаки которой сосредоточены не только в специфической художественной форме собственно причитаний как жанрово определенной группы музыкально-поэтических текстов, связанных с обрядами отчуждения (похороны, свадьба, проводы). Элементы образно-содержательного, языково-вы-разительного порядка, закономерности плачево-повествовательного высказывания охватывают широкий круг функционально самостоятельных явлений песенной культуры Псковской области. Более того, присущие причитаниям мотивы окликания, обращения-императива, диалога, обрядово значимой риторики проявляются как структурный компонент содержания, формы, стиля песен разных жанров обрядового фольклора. Эти наблюдения согласуются с выводами Ф. А. Рубцова относительно «плачевой» интонации как одного из генеральных типов интонирования.8
Ярким признаком псковских традиций плачевой культуры является сложно развитая структура жанра причитаний, которую образуют не только строго регламентированные ритуальные (похоронные, поминальные, свадебные), но и окказиональные формы причитаний-«голошений», фиксирующие в конкретных состояниях-ситуациях необходимость особого, обрядово осмысленного выражения-сообщения: «голошения на кукушку», полевые «голошения» на солнце, ветер, птиц, на расставание-проводы и др. При этом, с точки зрения типологии музыкально-поэтических форм и видов обрядового произнесения текста, местные традиции отличаются своеобразием и самого строя причетного цикла, и стилистики причитаний.
Общий ряд псковских причитаний складывается на основе самостоятельных в композиционном отношении типов сольной (индивидуальной) формы произнесения причетного текста, в которых находят воплощение музыкально-диалектные особенности местных традиций. По экспедиционным материалам можно судить о широком распространении на большей части территории Псковской области (северные, центральные, восточные районы) форм причитаний со стиховой или тирадной орга-
низацией музыкально-поэтического периода и декламационно-повествовательным («сказительским») характером интонирования. Однако в южных районах мы встречаемся с ярко выраженной «кличе-вой» манерой произнесения (собственно — «голоше-иием»), особенности которой находят воплощение в своеобразии интонационно-ладовой и темброво-тесситурной сторон причета (см.: Части VI-VIII).
Другой важной составляющей комплекса причитаний на Псковщине являются так называемые «хоровые» причитания — исполняемая в определенной обрядовой ситуации от лица ритуально выделенного «коллективного персонажа» песенная форма причетного текста.
Универсальность исходных значений «плачевой» интонации и структурно развитая система свадебного обряда в большой мере обусловили многообразие местных форм именно свадебного цикла хоровой причети.
Вместе с причитаниями, условно выражаясь, «классического» строя, связанного с организующей ролью метроритмики тонического стиха в процессе формообразования хоровых причитаний,9 важное место в псковской причетной традиции занимают уже отмеченные выше формы хоровой вокализации («вожоканье»). «Голосовая подводка» как вид коллективного интонирования без слов основного мелодического контура напева (на гласные — «о-о-о…», «и-и-и…») служит не только фактурным элементом музыкально-поэтической формы причитаний и свадебных опевальных, жнивных песен-окликаний, святочных и «толочанских» песен-припеваний пары, хороводных песен. Средствами вокализации -собственно музыкального события — выявляется смысловая сторона обрядового текста. Это обстоятельство, а также особенности бытования причет-но-песенных форм с огласовкой-«вожоканьем», специфические функции, роли, характер участия присутствующих в реализации обрядовой ситуации исполнителей (например — соотношение ролей и функций ведущего, «корифея», произносящего содержательную часть поэтического текста, и «хора», возглашающего, утверждающего «мнение», коллективную волю) указывает на обрядово-магическую сущность происходящего, на особое значение художественной формы и свидетельствует о сохранности до наших дней следов исторически раннего пласта об-рядово-плачевой культуры. Широкое распространение на территории Псковской области такой формы исполнения ставит ее в ряд опознавательных признаков местных музыкальных традиций.
Однако для Псковской области значение при-четно-плачевого комплекса имеет принципиально более общий характер. Именно с выявлением особенностей причитаний связаны и поиски решения проблемы «эпического» в псковской народно-пе-
Кроссовки спецобувь магазины спецобуви.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36