Традиционные обряды псковских селений
ния, соотносится с другими элементами системы кодировки смысловых начал совершаемого обрядового действия. Принципиально важно здесь то, что основу каждого ряда специфических средств и форм передачи, восприятия и закрепления информации составляет образно-смысловая сущность сообщения. Именно мыслимое содержание происходящего события, преломляемое в художественных образах, и языковой характер различных по своей природе знаковых систем оказываются стержневой составляющей — тем вектором, который непосредственно сводит данное обрядовое событие и художественную форму (как структурообразующий элемент обряда) с исходными, порождающими его причинами. На этой основе реализуется в естественных пределах самостоятельных единиц структурного членения обряда совокупность смыслоне-сущих элементов (в том числе — относящихся к сфере материальной культуры) в целостном явлении текстового порядка, которое мы и рассматриваем как фольклорно-этнографический текст.
Следовательно, и самый общий план группировки и описания явлений обрядового фольклора выстраивается с учетом целевых установок, содержания и специфики конкретных обрядовых действий, а также функциональной соотнесенности художественных форм с характером и структурой основных обрядовых циклов, среди которых мы отмечаем:
— цикл аграрных и других хозяйственно-производственных обрядов;
— система общих годовых и местных традиционных праздников, памятных событий;
— цикл семейных обрядов — свадебный, ро-дильно-крестильный, похоронно-поминальный обряд и др.
Соответственно, специальные аспекты наблюдения, показывающие внутрисистемные уровни связей и обусловленности форм обрядового фольклора, охватывают:
1. Содержание, форму и назначение фольклор-но-этнографического текста в связи с конкретной обрядовой ситуацией (например: свадебные, похоронные и другие причитания-голошения, песни-жалобы, окликания, группы текстов благопожеланий, величаний, припевки и т. д.);
2. Структурно-типологические особенности художественной формы, характер смысловой нагрузки и функциональности системы средств выразительности (в том числе — форм сложно образованных, смешанных видов — словесно-музыкально-хореографических и др.) в определенном обрядовом контексте.
Наблюдения такого плана позволяют установить прямые, непосредственные или косвенные (детализирующие, дополняющие) связи художествен-
ной формы с основным содержанием происходящего события, а также фиксируют другие (вспомогательные, производные) уровни содержания самого обряда. Одновременно, вместе с особенностями морфологии фольклорно-этнографического текста, раскрывается чрезвычайно тонкая, гибкая, возникающая на основе подвижной иерархической со-подчиненности сфера взаимодействия различных по природе языковых систем — основных смысло-выразительных элементов художественной формы.
В рамках поставленных в «Обзоре…» задач, предполагающих описание всего фонда экспедиционных материалов по Псковской области, эта проблема решается в самом общем виде — без привлечения данных специального исследования. Тем не менее, включение в «Обзор…» сведений, касающихся содержания, назначения, обстоятельств бытования и функций форм обрядового фольклора, а также представление основных типологически значимых образцов дают возможность проследить роль отдельных языковых комплексов, выразительных средств и приемов формообразования фольклорных текстов в контексте той или иной группы обрядов.
Развитая система обрядов календарно-земле-дельческого круга, включающая широкий диапазон художественных форм, в которых находит выражение образно-смысловое начало отдельных сторон содержания конкретных обрядовых событий, во многих отношениях определяет и структуру, и характер местных традиций народной культуры Псковской области в целом. Не останавливаясь здесь на характеристике всех образующих эту систему обрядов (см. соответствующие разделы «Обзора…»), отметим наиболее важные сведения, полученные в ходе экспедиционных исследований.
Среди явлений, привлекающих особое внимание своеобразием художественных форм, выделяются структурно значимые моменты весенне-летнего периода, в которых с особой силой осуществляются смыслополагающие доминанты обрядового контура каждого из эпизодов самого продуктивного этапа жизни русского земледельца:
— весенние (масленичные, пасхальные) песен-но-хореографические формы обрядовых шествий -обозерская (псково-печорская, гдовская) традиция, сохранившая до недавнего времени (на памяти старожилов — участников обрядовых шествий) древне-славянские обычаи ритуального обхода, связанного с культом предков, обереговой и продуцирующей магией, предполагающей благополучие рода, племени, общины — ранний пласт лирических и хороводных песен балладного характера, исполняемых с движением «на проход», «тынком»;
— цикл сложно организованных («слово — действие — предметный ряд — пространственно-времен-
ные обстоятельства») заговорно-обрядовых форм Страстной недели (Великий или «Чистый» четверг)
— повсеместно распространенные сакральные формы обеспечения ожидаемых позитивных результатов в жизненно важных сторонах и видах персональной практической деятельности (здоровье, богатство, успех…) — заговоры, зовы, выкрики и др;
— весенне-обрядовое возжигание костров, дифференцированное в местных псковских традициях в связи с поворотными датами крестьянского календаря (Масленица, Пасха, Иванов день);
— пасхальные обходы дворов («волочебники»)
— ритуальное воздаяние, жертвование — разделение достатка, благопожелания (выкрики, скандирование кратких поэтических формул); в южных и центральных районах Псковской области — специфические песенные формы — «волочебные»;
— обряды первого выгона скота (Егорьев день)
— продуцирующая магия сезонной смены вегетативного периода и характера трудовой деятельности, связанной с животноводством — акционалъная сторона «пастушеских» обрядов, заговоры, песни-заклинания, система сигнальных наигрышей на рожках (жалейках), деревянных трубах;
— «родительские» поминальные обряды, окли-кания-жалобы («голошения»-причитания) на кукушку, заклинания сил природы — культ предков, постижение пограничных состояний и логики отношений мира живых и мира мертвых — распространенные на весь весенне-летний период (до Петрова дня) полевые причитания, песни-жалобы;
— иванские, «купальские» обряды (культ солнца, лес — поле — река), колдовство — специфические образно-тематические, сюжетные группы песен, поверья, обычаи, акционалъная сторона иванских обрядов, очистительная, охранительная магия, костры;
— коллективные («общинные») полевые работы — «помочи», «тблоки» («навозные», «пожин-ные» и др.) — взаимные созидающие коллективные усилия, благодарные отношения; благопожелания, иагическое воздействие во имя достижения успеха
— тематические циклы музыкально-поэтических форм, непосредственно связанных с пожинными обрядами, фиксацией пространственно-временных границ (поле — дом, свое — чужое, дорога — отчуждение), окликание «родителей», культ хлеба («спора»), празднично-обрядовые формы, припевания пар (тема «молодец — девушка»).
Материалы «Обзора…» позволяют судить и о динамике соотношения, подвижности структурообразующих элементов системы каждого из обрядовых комплексов в широких пределах их бытования на территории Псковской области. В частности, последовательное описание местных обычаев псковской Масленицы показывает важную роль элементов, имеющих общерусское распространение:
— разнообразные формы катаний (на конях, с гор на санях, «ледянках» — «на долгий лён»), качаний на «зыбках»;
— празднично-ритуальные шествия, процессии, ряженье, ритуальные «бесчинства»;
— ритуальные огни (жгут костры, соломенные чучела, пуки соломы, веники, «отопки» на жердях, колеса, «мазницы» и т. п.);
— празднично-обрядовые формы семейных, общинных, групповых связей и отношений — поминальный стол (блины, кутья), обрядово-игровые действия с участием молодоженов и оставшихся холостыми в этом сезоне парней и девушек (катание молодоженов, «тёщины блины», «шелуга» и др.); последние перед Великим постом супрядки, братчины-застолья («кирмашй», «брыксы», «Овласий»), гулянья («вечера»).
Их распространенность дает основание предполагать некую условную модель специфически масленичной обрядовой системы. Однако номенклатура, порядок и формы бытования, обязательность отдельных компонентов системы в местных культурных традициях значительно различаются, что придает местным формам масленичной обрядности своеобразный характер и прямо указывает на подвижность, эволюционную динамику структурных элементов обряда. Устойчивой и неизменной остается семантика различных по форме, но общих по смысловой направленности обрядовых действий.
Смысловой ряд ведущих элементов масленичного обрядового цикла можно представить в следующем виде:
Детальное описание контейнер купить 20 футовый тут.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36