Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

На супрядки ходили друг к другу по очереди -«по чередам». «Бывало, ходили по очереди по де­ревне. У куго девушка есь — тот йдё[т] на супрядку и держит свою» (Пл., Передкино 4167-32); «Раньше супрядки же были. Севбдня — у меня, примерно, в маем доме, завтра — в другом доме, и вот сабирали-ся с прялкам, с везаньем» (Гд., Чернёво 4675-02). Могли также «откупать» на всю зиму избу у вдов и стариков, «расплачиваясь» тем, что помогали им на жнивье или мыли избу к большим праздникам — Па­схе и Троице. Такая изба носила название «откуп­ной».’4»
В старину девушки пряли под лучину, в более позднее время освещали дом керосиновыми лампа­ми. «Супрядка называлась — с делам сидели. Пряли там, вязали — кто што делал. У кружок увсё сажав­ши, тут лампа горит. Не электричество — лампа, да ешшё и с лучиной, (бывало [сидели]. Это ещё до ме­ня было. И всё равно все скапивши» (Гд., Тупицино 4666-12). Каждая из участниц супрядки вносила свою лепту в организацию коллективного труда -девушки давали по полену дров для отапливания избы, «в очередь» покупали керосин.
На супрядках девушки пряли лен и шерсть. Однако допускалась и другая рукодельная работа -вязали крючком и на спицах головные платки, нос­ки, вышивали, шили вручную: «…кто вяжет, кто прядёт, кто што делает!» (Гд., Чернёво 4675-07); «…пряли, вязали, вот кружева таки вышивали» (Пл., Передкино 4167-32). В селах, расположенных на побережье Чудского озера, девушки вязали сети для рыбной ловли.
Как правило, в каждой деревне собиралось не­сколько супрядок (обычно две или три): на «ма­ленькую» супрядку ходили девочки-подростки де-сяти-тринадцати лет, на «старшую» — девушки на выданье, «невесты». «Средняя» или «середовая» су­прядка состояла из девушек лет шестнадцати, име­новавшихся «средёхами», «середохами». В одной
деревне могло собираться и пять супрядок: «боль­шие», «середохи», «подсерёдошники», «кипяток» [самые шустрые] и «маленькие» (Пл., Староверский Луг 4164-14). Девочки-подростки на супрядках учи­лись прясть, и им поручалось прядение грубого льна. Старшие девушки выполняли сложную рабо­ту, требующую больших навыков, умений, мастер­ства. Они обычно пряли «кужель» — нити на тонкое полотно. Монотонная работа на супрядке скраши­валась пением «далявых» песен.
Широко распространен обычай «МАЛЬЦЕВ ЗАЗЫВАТЬ», «мальцев приманивать» — звать на гулянье парней из окрестных деревень, так назы­ваемых чужаков. Девушки шли на крыльцо, на гум­но, «на загумёнки», на «сухрёстки» (перекресток дорог) или кричали в печную трубу, дымник, окно: «Чужаки, чужаки! Ня спйтя, к нам идйтя!» — выкри­кивали имена парней (Пл., Горбово 4167-43; Гряз-ково 4166-04; Запесенье 4162-11). Прикликая чужа­ков на беседу, пели лирические песни раннего исто-рико-стилевого слоя: «Лучше я сама, красная де­вушка, себе сдивовалась» и «Рано-рано наше ло-дворьице зарастает».141 «Ребят зазывают. Выйдут на улицу, "Саму" заору[т] — так ешшё чужаки прий-дут, ребяты» (Гд., Выселок Жуковский 4657-12). «Девки, пойдёмте на улицу мальцев зазывать, пес­ни петь, "Рано". И ребята заходили к девчонкам на супрядку-то» (Гд., Тупицино 4666-12). Девушки га­дали на приход чужаков — кидали за спину веник и примечали: если он упадет «комлем» по направле­нию к ним, то непременно придут чужаки (Гд., До-бручи 4673-25).
С приходом парней на супрядку начиналось МОЛОДЕЖНОЕ ИГРИЩЕ. Чтобы девушки ско­рей закончили работу по льну, парни озоровали -поджигали кудель. «Каждый к сваей дёвачке садит-ца. Надоест глядеть, как ты прядёшь — вазьмёт спичку, чурнет и зажгёт эту куделю. Куделину са-жгут са льном, на улицу в снег выкинут: "Давайте, девки, танцы [начинать], хватит прясть!". Ну, тагда прялки вон — и танцы» (Гд., Чернёво 4675-02). На супрядках играли в поцелуйные игры: в «ремешок», «в монаха», «в голубя», «на ерши», «на марки».
Имеются сведения, что девушки РЯДИЛИСЬ на супрядках. «На супрядках нарядютца. Вот эта­кую юбку сделаю[т] — што хужи! И пашли. Штаны надевали девчонки — хохот адйн, знаишь. И вот и ходю[т], смяютца» (Гд., Выселок Жуковский 4657-24). На супрядки специально приглашали деревен­ских музыкантов: гармонистов или гусляров. Не­отъемлемую часть гуляний составляли вечерочные припевки, хороводы, пляски. Из-за спора, кому на­чинать кадриль («Ненова»), из-за девушек на гуля­нье или после него могла начаться ДРАКА между «своими» и «чужаками» (Гд., Партизанская 3154-19; Стр., Зарябинка 3126-01; Могутово 3141-17).
ЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Заветные праздники связаны С ПОЧИТАНИ­ЕМ СВЯТЫХ МЕСТ — источников, камней, пещер, мест жития и упокоения монахов-пустынников. Особенно много сведений о молебнах на святых ко­лодцах («ключиках», «кипунках»), озерах. По заве­ту проводились МОЛЕБНЫ, КРЕСТНЫЕ ХОДЫ «на дождь», «от пожаров», с целью защиты посевов от града, от падежа скота.
В северной части Струго-Красненского района ежегодно в Воздвижение совершается ПАЛОМНИ­ЧЕСТВО на могилу пустынножителя Мардария (в народе называют Мандарием).142 Рядом с могилой иеромонаха находятся часовенки в виде маленьких домиков (прежде они висели на стволах деревьев, сейчас сделана новая часовня и укреплена на стол­бе, врытом в землю). При посещении святого места могилу украшают цветами, кладут поминальную еду — выпечку, конфеты. На часовенку вешают по­лотенце, зажигают лампады, свечи, читают молит­вы, просят «Мандария» о здоровье. Такая же часо­венка находится на берегу ручья — у кладбища, по­явившегося здесь в послевоенное время.
В последние годы на могилу пустынножителя приезжает батюшка из Псковской духовной семи­нарии. Молебен проходит на могиле и у ручья, из которого после берут святую воду, в ручье купают­ся — «тепло, как летом», «тело горит, пока до дому идёшь». Чтобы не болеть, одежду оставляют на бе­регу (в настоящее время ею обвязывают стволы и ветки деревьев, вешают на кустах) или бросают в ручей — «болезнь свою оставляешь». В ручей опускают деньги, на которые потом покупают лам­падное масло и свечи.
Между могилой монаха и речкой находятся свя­той источник и дерево. По рассказам, омовение во­дой из источника может помогать в восстановле­нии зрения, «ключ» называется «глазным». Сейчас он пришел в запустение. У корней ели, находящей­ся недалеко от «ключика», лежат камни. Во время паломничества люди подходят к дереву и касаются его больными частями тела — прикладываются ко­ленями, головой, берут в руки камни и водят ими по кругу и крест-накрест по больным местам. У корней дерева лежит большое количество гребней и расчесок, оставшихся с прежних посещений. Вокруг ели, на веточках мелких деревьев также висят зуб­ные щетки, гребенки, расчески, головные платки.143
На БОГОМОЛЕНЬЕ К ПЕЩЕРЕ у д. Трутне-во Гдовского района ходят по завету в шестую пятницу после Пасхи. Путь к святому месту дол­жен пролегать «пешом», поэтому, чтобы дойти до Трутневской пещеры, в старые времена из дома «за день уходили» (Гд., Мда 3136-62); «завет дан в ста­рину — пешом ходить» (Гд., Сельце-Горка 3134-50).
К пещере шел крестный ход от Кунести, сейчас — от Ветвеника. В последние годы в крестном ходе уча­ствуют священнослужители из г. Гдова, батюшка служит молебен на святом ключике у входа в пеще­ру и на ручье, проводит обряд крещения. На камне со «следком» Богородицы, на берегах реки, у вхо­да в пещеру молящиеся ставят свечки, дорожки устилают листьями папоротника в виде следков-лесенок.
По рассказам местных жителей, ручей у пещеры течет «наоборот», «напротив солнца» (Гд., Полна 4683-15; Ямм 4681-04). После освящения воды в ру­чье берут святую воду, «сдяваются» и купаются. Снятую с себя нательную одежду (рубашки, платки, чулки — у кого что болит), полотенца оставляют на противоположном берегу ручья или кидают в ручей по завету, «чтобы болезнь ушла». Считают, что ку­панием в ручье и молитвами можно исцелить жен­ское бесплодие. При посещении святого места в ру­чей кидают медные деньги.144
Известно, что после посещения святого места «обязательно поес[т]ь надо» — один человек «по­был» и не поел, ему во сне приснилось, что так нельзя делать (Гд., Мда 3136-62). По рассказам жителей разных деревень, раньше «после моле­нья» и «до вечера» на высоком берегу реки прохо­дило большое гулянье. «Столько миру там! Каче­ли были, гармошек нанясу[т]» (Гд., Сельце-Горка 3134-50). В настоящее время этот обычай не со­блюдается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное