Традиционные обряды псковских селений
колдовским миром (они, по местным поверьям, пережинали рожь, отбирая спор).132
Материалы по жатвенной обрядности из центральной и южной частей Гдовского района свидетельствуют о распространении на этой территории уникального, насыщенного значимыми деталями, целостного фольклорно-этнографического комплекса, имеющего ритуально-символическое наименование — «БАБУ РЕЗАТЬ». На периферии традиции — Плюсский, Струго-Красненский районы, а также Добручинская, Вейнская и бывшая Гвозднен-ская волости Гдовского района — зафиксированы лаконичные фольклорные тексты-формулы, непосредственно включенные в трудовой процесс окончания жатвы и придающие совершающемуся действию мифологическое значение и обрядовый статус. Особое место здесь принадлежало выкрикам императивно-магического характера. «Канчают жать и тагда и кричат: "У-у! У-у!" — вот так, анй -аттуда, мы — атсуда, и кричим — укаимсе. [Выкрикивает:] "Вганяйти Бабу! Заганяйти Бабу! Всё! Зарезали! Зарезали!" — эта кончили жать» (Гд., Добручи 4684-60). «Топёрь кричишь гу-у-улка-гулка: "Ба-а-ба Горбата! Иди к сусёду!". Штобы спйна-та не болела. Што — убяжала б эта Баба-та на другую полосу» (Стр., Добривы 3148-11).
Выкрики в сочетании с трудовыми действиями (срезание последних колосьев) способствовали символическому изгнанию «Бабы» — стихийной природной силы. Одновременно происходило оповещение об окончании жатвы, а также избавление жницы от боли в спине («Горбатая Баба» — подобие согбенной жницы, вместе с «Бабой» изгонялась «горбатость» и снималась боль в пояснице). В некоторых случаях после выкриков следовали закли-нательные обращения к ниве. «Как жнёшь и дожи-наишь послённий сноп, всё, свяжишь ево и лягишь на ево. Вот три раз так кричишь гу-у-улка — гулка! Вот так:
Нива, Нива!
Отдай мою силу!
Я пахала, я боронила, свою силушку ронйла!»
(Стр., Добривы 3148-11).
По материалам из Гдовского района можно представить наиболее полный состав компонентов обряда в их последовании:
— Оповещение, договор: «Где будем Бабу резать? На чьём поле будем Бабу резать?»; «Сёдни будем Бабу зарезать»; «Севодни — Баба! Зарёжим Бабу!» (Гд., Горка 3127-08; Зигоска 3308-17; Усадище 3295-57).
— Приготовления — женщины брали с собой на поле хлеб, пожиночную кашу «густушу» (Гд., Полна 3149-15), тряпочки, ленты.
— Завершение жатвы — заканчивали жать полосу или поле (при коллективной жатве); сжинали по-
следний сноп — «последки»; оставляли на корню пясть колосьев.
— Сбор участников (в отдельных случаях) — зазывали других жниц на одну полосу, кричали: «Бабу резать! Давайти Бабу резать! Бабу резать!» (Гд., Горско-Рогово 3119-38). Все собирались на углу полосы (у дороги).
— Старшая (хозяйка) заплетала косой оставшуюся прядь колосьев на корню — «плела косу» — «плетёнку». Вплетала тряпочку (в основном — красную, новую) — завязывала косу — «Бабу завязывали».
— Женщина срезала последние колосья (макушку), складывала их в сноп; жницы кричали друг другу: «Бабу зарезали! Бабу зарезали!»; «Отрезали Бабы гблаву!» (Гд., Горка 3127-08; Строгино 3298-87).
— Украшали косу — завязывали ленту бантиком (каждый приносил и завязывал свои ленты — Гд., Залахтовье 3134-45) — вставляли в косу цветы: васильки, ромашки и др. (в основном — в деревнях по берегу Чудского озера) — делали «как венок» (Гд., Новинка 3297-63). В трех описаниях обряда указывалось на то, что, завязывая косу тряпочкой, делали подобие головки — «куклу», «кукалку завяжут», «головку сделают», «маковку завяжешь» (Гд., Залахтовье 3134-45; Кятицы 4659-12; Партизанская 3127-42).
— Пригибали косу к земле — «дугой». Имеется несколько указаний на то, что косу специально приклоняли — «в землю вторним», «вперши концом в землю — такой дугой» (Гд., Блянск 3119-27). При этом рассказчицы отмечали, что тонкая и длинная коса из ржаной соломы обычно сама приклонялась к земле. В одном варианте — косу сгибали и привязывали вершину к корням (Гд., Гвоздно, видеозапись).
— Место под косой выпалывали, очищали, утаптывали — «местечка сделаю[т]» (4 упоминания).
— Голосили (одно упоминание): «Галасили, што Бабу зарезали, так нада поголосить по покойнику» (Гд., Горка 3127-08).
— Плясали вокруг «косы» одна или несколько жниц — «топчутся» (мелкий приставной шаг), «скачут»; двигались по кругу против солнца — махали платками (Гд., Горка 3127-21), серпами (Гд., Старое Загорье 3119-52). В одном из описаний пляшущая жница держала в подоле хлеб и огурец, которые потом складывала к косе (Гд., Гаглово 3295-12).
Во время пляски пели трижды: «Баба ты, Баба, выйди за нашего Деда замуж…». Кроме того, пели плясовые, «озорные», «страмные» песни, «подкйки-вали», чудили, заголялись, смеялись и сквернословили. «А пляшу[т]? Хто как хоче[т]! Хто ногам вот так выкидывая, хто в присядку, хто бегая… Там рукам — всяка разна! Хто как хитрей зная. А смеха тут сколька! А руками-та, руками! Да рукам-та, Г оспа-
да, машешь сколька хошь! Рукам тоже волю давали. Бальшу-у-ю волю давали! Хто как! То одна адну спохватя, пакрутятца» (Гд., Островцы 3120-23). Такого рода поведение называлось «дикуясить», «па-дикуясить», «пашаладёть», «поблажёть». «Это ны133 называли — падикуяситьса нада, хто как могя» (Гд., Островцы 3120-23). «И винца и попью[т], и да чудили так, и не то што — так стану[т] и заголятца: и в ково лучши? Загалйся дак пакажй сваю всим -бабам этым. Ростёшутца, так и всё делаю[т], всю похабшину. Дак тыи бабы бьши вясёлыи, до тово дасмяютца, што да дома ни дайтй!» (Гд., Подо-лешье 3141-36).
На поле устраивали обрядовую трапезу:
— Приготовление: брали еду и садились на снопы вокруг косы или рядом с косой (садились на два снопа, сложенные крест-накрест (Гд., Полна 3149-15,16); пекли яичницу «швыруху» и ставили в центр круга (Гд., Подолешье 3142-30); варили кашу из ржаной муки — «густушу».
— Клали кусочки пищи к косе: хлеб и мед (Гд., Низовицы 3135-21); хлеб с маслом; хлеб с солью; по ложке «густуши» (Гд., Полна 3149-16); яйцо; огурец, морковь, яблоки. Поливали косу вином (Гд., Чудская Рудница 3118-50). Еду клали чаще всего в середину косы (к корням), либо вокруг косы, к макушке пригнутой косы (Гд., Блянск 3119-27) — «Бабу накормят». В единичных записях: кусочек хлеба, овощи, яичницу зарывали в землю к корням косы (Гд., Подоспа 4663-29); вокруг косы втыкали в землю палочки и на каждую насаживали по яблоку (Гд., Крутое 4653-08). Приговаривали: «Дай, Бог, нам так жить, как сивддни живём…» (Гд., Залах-товье 3134-45).
— Жницы ели сами (хлеб, огурец), при коллективной работе — готовили кашу «густушу», яичницу, приносили пирог, мед, выпивали по стопочке -«поминали Бабу» (Гд., Горка 3127-08).
Обрядовый комплекс «Бабу резать» мог включать также следующие компоненты:
— Приговоры на возврат силы (сидя или лежа на последнем снопе). «Патом садйлисе ны шапочки, тако пригаваривали:
Где была,
Где пабывала,
Где naccslna,
Где паср…,
Где палежала,
Где пастаяла,
Баба ты, Баба,
Бирягй силу маю!
И дай Бог здоровье!
Сноп-Сноп!"
Вот такй падгаворки падгавариваешь, штббы эта Бог добра счастье дал» (Гд., Островцы 3150-20). В момент произнесения приговора водили кончиком серпа по земле.134
— Гадания. Вставали — смотрели под последние снопы: много ли букашек, т. е. голодным или урожайным будет следующий год (Гд., Залахтовье 3134-45); куда побежали букашки — в ту сторону замуж (Гд., Островцы 3120-23). Молодухи гадали: кто у них родится — мальчик или девочка (Пл., Лышни-цы 4181-20; Стр., Река 3147-34). Сидя на последнем снопе, бросали через голову серп, загадывали — «буду жить или умру» или на замужество. Ставили снопы в «кйласы».
— Благословение. Кланялись, «просили благословения»: «Ну, с Богом, Господи, благаславй… Памагй, Гбспади, Божья матушка» (Гд., Ветеря-3, 3149-30). После этого шли домой. Коса («Баба») оставалась в поле, пока не запашут.
— Шествие по дороге домой. При коллективном окончании жатвы шли с поля с песнями, пляской, обрядовыми бесчинствами, «хвастали», что «Зарезали Бабу». В деревне говорят: «О! Бабы иду[т], песни паю[т] — навёрна, Бабу зарезали!» (Гд., Сельце-Горка 3134-50). В это время пели «весёлые песни», «припляхывали», «кичали», «бывалашные песни» пели, «старинные», подыгрывали «под язык», пели «срамные» («похабные») частушки, хороводные песни (например, «Из-за леса, из-за гор подымалась туча-гром»), протяжные лирические песни (например, «Во поле, во полюшке понапал туман»).1*5 По всем деревням разносилась весть об окончании жатвы.
— На следующий день крестьяне, выходя в поле, примечали — чьи полосы сжаты: «Ой! Баба, Баба зарезана! Баба зарезана!» (Гд., Усадище 3295-28). Дальнейшая «судьба» Бабы-Косы описывалась в бытовом плане: солому коровы съедят; вороны унесут; запашут во время пахоты; хлеб, оставленный для Бабы, птицы склюют, собаки съедят.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36