Традиционные обряды псковских селений
Важным этапом сельскохозяйственных работ летнего периода был СЕНОКОС. Покосы делили между собой при помощи жеребьевки. Начинали косить после Иванова или Петрова дня. По имеющимся сведениям, до Петрова дня косили огороды, а после него — переходили на луга.115
На покосе проводили целый день, «с солнца до солнца», даже обедали в поле. Носить обед «в луга» полагалось молодухам. Во время обеденного перерыва возвращались в деревню только молодые женщины, имеющие маленьких детей. Однако даже грудного ребенка могли брать с собой в поле: колыбель ставили на специальные приспособления -«россошки».116
На сенокосе так же, как и на навозных толоках, существовало строгое распределение трудовых обязанностей. «Женщины, постарше которые, аны сгребали в копны сено. Мы на лошадях копны возили, вехи делали и на эти вехи складывали копны сена. [Вехи] — это сломанные большие ветки с лист-
вой, огромные ветки срубались. И делали крест-накрест их, штобы подвязать вожжи к капнё и капну перетащить к стогу» (Гд., Чернёво 4675-01).
Во время перерыва и на обеде, «когда вот (сколька там?) два стога сметаем, шли к речке опо-лоснутьца» (Гд., Чернёво 4675-09). Парни «баловались, озоровали» — обливали девушек, бросали их в речку. «Если парни есть, значит обязательно девчонкам предстоит купание. Проста неожиданна вазьмут и кинут» (Гд., Чернёво 4675-01). Так же поступали с молодухой, первый раз пришедшей на сенокос.
Во время работы на толоке, сенокосе и по пути домой девушки и женщины пели «долгие» песни, плясовые песни «с кичкам», припевки под балалайку.
К празднику Казанской иконы Божьей Матери стремились закончить сенокос. В связи с этим праздником записан сюжет былички о том, как, нарушив запрет, люди работали в праздник, и все сено унесло ветром.117
ЛЕТНИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ
Иванов день назывался в народе Иван, «Цветной Иван», «Венишный Иван» (единично — Пл., Заозерье 4147-06). Рассказы о традиционных народных гуляниях в ночь накануне Иванова дня, поверья, связанные с этим праздником, различные магические действия зафиксированы повсеместно на территории северных районов Псковской области.
Широко распространены поверья о РУСАЛКАХ, о разгуле КОЛДОВСКОЙ СИЛЫ в иван-скую ночь, отраженные в сюжетах быличек: баба в длинной рубахе на клюке (или метле, кочерге) прожинает рожь, собирая спор; колдунья (или одно из воплощений колдовской силы — змея) отнимает молоко укоров.118
Эти представления отразились в обрядовой практике Иванова дня. Оберегая домашних животных от колдунов, около хлева клали камень, «иван-скую» траву, над дверью вешали «колючего деда», «колкушу» (репей). Так же как и на Егорьев день, коровьи рога «замыкали замком» от «сглаза» и «зверя».’19
Повсеместно распространена информация о кострах в ночь на Ивана — «ОГНИ ЖГУТ»: «…вё-цером, уж стемнеет и кастры жгу[т]» (Гд., Велику-ша 4674-04). Судя по сведениям из Плюсского района, костры жгли в период от Иванова до Петрова дня. Единично зафиксированы такие наименования иванских костров, как «купало» (Гд., Чудская Рудница 3118-21) и «колужье» (Пл., Запесенье 4161-07).
Костры жгли на горах, на берегах рек, озер, за деревней, на лугах, озимом поле, в специально отведенных местах молодежных гуляний. Жгли «лагуш-ки», «баклаги» — смоляные ведра и бочки, укрепленные на жердях; колеса, старые веники, соломенные чучела. Ребятишки бегали с зажженными «мазилками» (факелами).120 «На Ивана кастры жгли -где-нибудь за деревней. Это как обычай был, што на Ивана кастёр жгли. Каку-нябудь смоляную бочку. И молодёжь собиралась, гуляла» (Гд., Великуша 4674-04). «Хто чево принесёт такова, штобы горело, был бы огонь ясный» (Гд., Тупицино 4666-01).
У костров разворачивалось большое ГУЛЯНЬЕ, которое длилось всю ночь до рассвета — «до белого дня». На гулянье собирались жители из окрестных деревень, пели песни, «в круги ходили», играли в горелки, плясали. Около костра проходила совместная трапеза — ели картошку, огурцы, пили водку.
Через костер прыгали, а в конце гулянья огонь растаскивали.121 «Агонь гнятйли [жгли], дров насй-ли. Разгнётим — скакаим, бёгаим. Наломим пала-чек, накладём — и патолше, и патоньше, янй и горят. Бёгаим вокруг агнй! <…> И через [него] ребятишки прыгаю[т]. Ребятишки идут и мы идём. Всё такой рост — по двенадцать, по тринадцать [лет] хадили» (Гд., Лобановщина 4684-29).
В иванскую ночь девушки СОБИРАЛИ ЦЕЛЕБНЫЕ ТРАВЫ, цветы, траву «иван-да-марья».
Широко бытуют поверья о цветущем папоротнике: если увидеть его цветок в ночь на Ивана, то сбудется любое желание.
В иванскую ночь (иногда также и в петровскую) девушки ГАДАЛИ. В основном, загадывали на замужество, на жизнь или смерть, на желание — сбудется или нет.
— Загадывали на сон: двенадцать «иванских цветков», иногда вместе с папоротником, клали под подушку (так же поступали с расческой, сковородником) — что приснится.
— Загадывали на траву «богатку» («божанку», «богатик», «богачку»). Закладывали нераспустившиеся цветы под «матицу» (центральную балку дома) и примечали: если они распустятся — к хорошей жизни, если же нет — к плохой, «к смерти»; чей цветок быстрей завянет, тот первый умрет.
— Гадали на суженого-ряженого: двенадцать цветков ставили в рюмку в «больший» угол (к иконам) и приговаривали: «Суженый мой, ряженый, приди мой букетик подержать!».122
— Гадали с венками, свитыми из пяти любых цветов — «васильки, и ромашки, и папартник обязательно» (Гд., Чернёво 4675-10). Кидали венки в ручей и смотрели: если венок зацепился за кустик — девушке не выйти в этом году замуж, «задержишься на целый год»; если венки поплыли по реке — зна-
чит, что «кто-та вабщё атсюда уплывёт, выйдет куда-то на дальную старонку замуж» (Гд., Чернёво 4675-10). В других случаях смотрели: поплывут венки вместе или врозь (Пл., Гривцево 4172-09).
В нескольких деревнях Гдовского района описаны интересные девичьи гадания в поле. После захода солнца девушки шли в ржаное или льняное поле, несли с собой украденную рассаду капусты и там сажали: если приживется, то девушка выйдет замуж. Или ложились навзничь и, закинув руки за голову, заплетали косу — «делали плёточки», «косы» от корешков растений растущей ржи, льна, травы: «…са льна, лён-та длиннай, вот и плетут дяв-чонки». «Прячут плётачку. Надо што-то загадать, што в карты гадают: "Што мне буде[т]?"» (Гд., Лобановщина 4684-29). Гадали как старшие девушки, так и девочки-подростки. Девушки на выданье чаще загадывали на замужество, а младшие — сбудется или нет желание. Утром или вечером следующего дня (после захода солнца), либо через три дня шли смотреть: если коса расплетется, то девушка выйдет в этом году замуж, желание сбудется. «Утром придут — у каго коса расплетёная? (Й)на если расплетена — [девушка] замуж выйдя» (Гд., Великуша 4674-04).123
В Иванов день ХОДИЛИ В БАНЮ и первый раз парились свежими берёзовыми вениками. В «иванский веник», обладавший магический силой, добавляли цветы травы «иван-да-марьи», листья папоротника или делали его из двенадцати трав, собранных в ночь на Ивана. Таким веником парились для того, «чтобы здоровье было». С первым новым веником девушки гадали на замужество: выходя из бани, кидали его за спину — куда комлем упадет, туда и замуж выйдешь.124
По одним сведениям, перед Ивановым днем заготавливали новые БЕРЕЗОВЫЕ ВЕНИКИ, поскольку считалось, что после Иванова дня «лист состарится», по другим — только после праздника начинали заготовку веников на новый сезон (Пл., За-мошье 4137-04; Заозерье 4147-06).
По традиционным народным представлениям, Петров день — это «пуп лета», «самая жара», день, в который «меняется солнце», поворачиваясь «к зиме» (Гд., Крутое 4653-27). С этим днем связана примета: «Петру и Павле дня убавлю, а ночи прибавлю» (Пл., Замошье 4137-04).
В этот день женщины и девушки собирались на ГУЛЯНЬЕ — шли на высокие места и пели «долгие» и «гулевые» песни, «ходили в кружки».125
В Плюсском и Гдовском районах в петровскую ночь ЖГЛИ КОСТРЫ, которые, как отмечалось, были «меньше», «беднее», чем иванские (Пл., Плюс-са 4135-10). У костра устраивали СКЛАДЧИНУ, жарили яичницу.126 «Вот мы, маладёжь, вечерам са-бирались. Брали агромную, самую бальшую ска-
вародку и (вот сколька нас есть человек) мы несли из дома яйца. Хотя бы по два — там самое малое, по два яичка, и мы тащим эти яйца. И каждый свае яйцо бил об край, выливалось в эту скавародку — такая мешанина была. Вот пасолим, и прямо на костре жарили яйшницу и ели. Называлось — "складчина". И в эту складчину мы несли, кто што может. Несли из дома и хлеб, и там што-то ещё, и мясо, и шпик резаный (капчёный или какой — неважно), всё несли. Так, штобы нам повеселйтьца, штобы нам паиграть у кастров» (Гд., Чернёво 4675-10).
В другом варианте обряда парни ОБХОДИЛИ ДЕРЕВНЮ, прося в каждом доме по яйцу, а потом собирались за деревней у реки на гулянье, жгли костер и жарили яичницу; у костра пели, плясали, дрались (Пл., Посолодино 4146-07).
Массаж лингама услуги и сервисы в москве массаж лингама москва.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36