Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

По окончании обхода каждая из хозяек могла забирать вербные ветки и относить их «в жито» — на свою полосу, где были всходы озимой ржи. Дела­лось это для того, чтобы зерна ржи были такие же крупные, «как у вербы шишечка». Женщины-хозяй­ки «скакали», «прыгали» через прутья, воткнутые на поле, чтобы «лён высокий рос»; стремились под­прыгнуть повыше, чтобы не захватить вербные ве­точки подолом.95 «Эта на поли, в Егорий. Была така примета. Хто-нибудь вторне[т] прут: "Прыгай­те, бабы! Штобы лён высокий рос"» (Пл., Алексино 4143-03). Прутья, которыми выгоняли коров, хозяй­ки могли также приносить в дом, ставить в красный угол.
В Гдовском и Струго-Красненском районах по­сле обхода в поле устраивалась СКЛАДЧИНА, гу­лянье. Об этом говорили так: «замачивали роги ко­ровам», «рога обмывали», «рога мочили», «подой­ники замачивали», «подойники опрыскивали».96 Гулянье проходило на поле, непосредственно после обхода или вечером в чьей-нибудь избе, «штобы ра-га у каров были крепкие». «"Рагй замачивают" — га-варят, што эта "рагй нады замачйть", штобы каро-вы харошии были» (Гд., Тупицино 4666-01). «Мы все: хозяйки, весь народ — вот проводим [скот] в по­ле, а потом соберёмсе всей артелью и угостймсе. В Ёгорий "роги замачивали". Сабиралися в чью-ни­будь избу, гуляли» (Гд., Выселок Жуковский 4657-
18). По одному из свидетельств, праздничное гуля­нье в Егорьев день не обходилось без драки (Стр., Щир 3131-02).
В основном гулять собирались женщины — «БА­БИЙ ПРАЗДНИК» (Стр., Замошье 3147-51). «Рань-ши-то у нас деревня большая была — и туда край был, и суда. Двадцать две коровы было, так двад­цать две бабы было. <…> И старый бабы хадйли. Сколько тут было много жёншчин старых! И вси хадйли, как-то были дружный» (Гд., Старое Заго­рье 4657-55). «Соберёмся. По маленькой, по стопоч­ке выпьем артелью — бабы. Семнадцать-восемнад-цать женщин — вси с каровам. А и опять песни! Самы по себе уже» (Гд., Новая Зубовщина 4656-38).
На складчине женщины плясали, «терлйкая» «под язык» (имитировали голосом наигрыш на му­зыкальном инструменте), или приглашали музы­канта; пели и «хорошие» песни, и «страмные».97 На гуляньях водили хороводы, пели лирические песни. «Пастухи погоню[т], а жёншчыны вси домой и вот с этым пёснем. И паю[т]. С поля иду[т] и паю[т]. Спер­ва вот эту "Саму" — што "Сама красна дёвица-та", а потом вот эту "Дерёвенку" паю[т] и приходю[т] суда, на гору. Вот в этот праздник всегда пели эты песни. И за руки бярутца и пляшу[т]. Тут и паю[т] всякое. Всякий песни уже, другйи. Кругом ходю[т]. И припляхываю[т], да споё[м]. А потом уже идём -по маленькой берём и где-нибудь-от стол ставим на улицы, и садятца все — это "рагй замачивать" — ба­бы. Надо "подойники, рагй замачивать"» (Гд., Ста­рое Загорье 4657-55).
?> «Весенний Никола»
День Николая чудотворца праздновался в неко­торых местах как «коневий праздник». В этот день совершался первый выгон коней в поле. «На Весён-нево Николу только водят коней. Нанимали этава конюха, ещё дед там с ним был. [Выгоняли] на по­жню да на "низ" — там у нас "низ" такой называет-ца» (Гд., Крапивно 4653-41, также: Пл., Нежадово 4134-10).
В Гдовском районе с этим праздником связаны молебны на полях, во ржи.
ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕСЕННИМИ ПОЛЕВЫМИ РАБОТАМИ
Перед ВЕСЕННЕЙ ПАХОТОЙ «святили» ко­ня. На пашне ели благовещенский хлеб или хлеб, выпеченный в «Сороки» и освященный иконой; ку­сочек хлеба давали коню и оставляли в первой бо­розде.
Во время БОРОНОВАНИЯ женщины пели при­певки на полевой голос, голосили на кукушку.
СРОКИ СЕВА злаков различались. «Авёс рань­ше сёили. Авёс гов[о]рйт: "Меня хоть в воду, да в
пору". Параньши вот сёили. Хоть сыравата, но сей ране авёс. А вот ячмень, бывала, мы дажидали пока падсохнет почва. Он не любил, кагда в сырую поч­ву его брасаешь. Залы, бывала, накопим и жйта се­ем, и залой сверху [посыпаем], и патом её прикаты­ваем, подарываем. Вот уже как сухо стане[т], жито, бывало, сейм. У нас всегда родился хлеб очень ха-рашо» (Стр., Могутово 3141-10).
Различными ритуальными действиями сопро­вождались вскапывание огородов и ПОСАДКА ОВОЩЕЙ. «На агароди пёрва закапываишь. С ма­мой выхадйли ещё. Ана всё земельку, бывала, зака­пывала. Гаварйт: "Надо земельку закапать". Ма-лйтву там прачитает. Хлебца там вазьмёт, паедйм там малёнька вроди. <…> "Ну, Госпади, богосла-вй\" — и закоплешь [закопаешь] там, под грядку» (Стр., Могутово 3141-10).
«Первая сажали — марковку пасёишь или там свеклу. Лук так-та рана ни сажали, патаму што он мароза байтца» (Стр., Могутово 3141-10). Перед тем, как сажать картофель, брали несколько клуб­ней и закапывали в землю отдельно от места основ­ной посадки, трижды произнося заговор:
«Садам садить, возам возить, Зароди, Господи, на каждую душу.
А патом будешь сажать и на поле тогда» (Гд., Полна 4681-51).
После посадки картофеля садились на землю для того, чтобы клубни выросли «в колесо» — круп­ные и круглые (Пл., Марьинско 4149-02).
При посадке овощей ОПАСАЛИСЬ «СГЛА­ЗА». «Одна бабка говорила, что: "Если будете са­жать, там, капусту, [например], дак кто мимо пай-дёт да скажет "Помогай Бог!", так "посули". "На три буквы послать" надо, штобы килы не было. На-рость такая, на капусте (на корнях бывают такие круглые шишки) — это называется кила. Капуста не растёт, вянет» (Гд., Полна 4683-11).
Повсеместно НА ПЕРВЫЙ ГРОМ катались по пожне, чтобы не болела спина во время жатвы. «Как гром загремит — ляжишь, через бока катаешь­ся» (Пл., Должицы 4136-08).
ТРОИЦКАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Троицкая родительская суббота — один из глав­ных поминальных дней года. В северно-псковских традициях обряд поминовения умерших мог быть приурочен как к Троицкой субботе, так и к самой Троице и проходить в церкви и на кладбище.
Считалось, что в родительскую субботу в обра­зе птиц (иногда кукушки) ПРИЛЕТАЮТ «РОДИ­ТЕЛИ», садятся на березы и утираются полотен­цем. «Прилятают радйтели на Троицу сматрёть свой дом» (Пл., Замошье 4137-04). «У нас тожа вы­вешивали всегда полотенца. Окно откроют. Нака-
нуне Троицы всягда висит полотенце» (Пл., Алек-сино 4143-04). Если утром полотенце мокрое, а на березке остаются красные пятнышки — это «кукуш­кины слёзки» (Пл., Заполье 4176-05).
Представлениями о посещении домов умерши­ми мотивирован ЗАПРЕТ НА ПОСЕЩЕНИЕ БА­НИ в этот день. «Перед Троицей есть радйтельская суббота. Вот в эту радйтельскую субботу абязатель-на паминают. И в этат день даже не ходят в баню, а заранее баню топят, патаму што могут "залить гла­за своим родным". А всегда ходят толька вот нака­нуне — перед радйтельскай субботай» (Гд., Чернёво 4675-08). В Троицу запрещалась и другая работа по дому — нельзя было мыть полы и стирать (Гд., Пол­на 4682-45).
В Плюсском районе, готовясь к Троице, подме­тали «заулок» дома свежими березовыми вениками (Пл., Замошье 4137-04). «Накануне Троицы ходили за берёзкам, ставили берёзки кругом дома и посы­пали дорожки песком. Эта всё говорят, што родите­ли прилетают якобы в этат день» (Пл., Алексино 4143-03). Обряд посыпания песком могил и доро­жек к дому или вокруг него в виде «лесенок», «сту­пенек», «тропочек», «чтобы родители ходили», бы­тует локально — на территории Плюсского района. Из разноцветного песка (красного, желтого, бело­го, сизого) делали различные фигуры (ёлочку, чело­века), надписывали — «Пресвятая Троица».98
К Троице УКРАШАЮТ БЕРЕЗКАМИ «и в до­ме, и везде; выставляют у калитки, некоторые даже целые деревья вырубают, "аллейки" ставят» (Гд., Чернёво 4675-10). Отсюдаи название Троицы -«бе-рёзочный» праздник — «берёзы освещают все места» (там же).
За березками шли в свое поле или в лес, там го­лосили. Их ставили вокруг дома, под окошками, у крыльца, внутри дома — к иконам. Считали, что ко­личество березок должно быть таким же, как и чис­ло умерших родственников." «Всё говорят, што вроде прилетает душинька, на берёзку садит. Я вот всё ставлю, вот — сколька у меня-то умерши, я всим па берёзки ставлю» (Пл., Вир 4155-17). Записана бы-личка о том, что женщине в Троицу в красном углу дома привиделся покойник (Пл., Запесенье 4162-14).
По березовым веткам примечали погоду: если они засохнут на второй день, то это означало, что будет хороший сенокос (сухое лето, сухая осень), не высохнут — плохой. Считалось, что троицкая берез­ка может защитить дом от пожара. На третий день после Троицы березовые ветки клали в сенной са­рай в качестве оберега от грызунов или сжигали.100
В родительскую субботу или в Троицу ходили ПОМИНАТЬ УМЕРШИХ в церковь. По одному из описаний, на службу шли босыми (Пл., Заполье 4176-24), после богослужения отправлялись поми­нать на кладбище. Придя на могилу, сначала «опа-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное