Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

Запреты на еду распространялись и на детей. «А вить, бывало — вот Вялйкой пост, так маленько­му-то рябёнку — и то не даё[шь]. Кашу варили и эти пёначки не дадут (й)им, а высушут и вот — в Паску только. До самой Паски детям-то и тово не дава­ли!» (Гд., Выселок Жуковский 4657-16). Взрослые так объясняли детям, почему нельзя есть скором­ную пищу в пост: «Нельзя, доченьки, молочко есть, [иначе] вам Боженька ушки отрежет!» (Стр., Ябло-нец 3115-21).
?> «Чистый понедельник»
Первый день Великого поста назывался «Чис­тый понедельник». В Гдовском районе в этот день, а иногда и всю первую неделю поста, катались на лошадях. Считалось, что в «Чистый понедельник» необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший, долгий лен (Гд., Спицино 3295-38).
?> «Средокрестье»
В народном календаре отмечено «Средокре­стье», приходящееся на середину Великого поста. В этот день пекли «кресты» (обрядовое печенье в ви­де креста) или круглые лепешки, на которых реб­ром иконы выдавливали крест. Выпечку ели сами, скармливали скотине в Егорьев день или лошади, когда начинали пахать и сеять.57
?J- Евдокия, Алексей
С периодом ранней весны связаны ПРИМЕТЫ НА ПОГОДУ. На «Авдокйю» — «ёси петушок напьёт-ца, то в Ягория коровушка, бычок наёстетца трав­кой» (Стр., Яблонец 3115-21). «Если в Алексей, зна­чит, заморозит мороз, то ешшё две недели пройдёт -тогда мороз [снова будет]. А если в Алексея нет моро­зу, то весна будет хорошая» (Стр., Яблонец 3115-21).
•> «Сороки»
В «Сороки» так же, как и в «Средокрестье», пек­ли обрядовый хлеб и освящали его, выдавливая бо­ковой частью иконы крест. Этот хлеб давали коню перед весенней пахотой, им закармливали коров в Егорьев день. Варили суп с сорока «клёцками», пек­ли небольшие булочки в форме птиц, называвшие­ся «жаворонками», «птичками». Считали, что в «Сороки» должны прилететь сорок птиц. С обрядо­вой выпечкой гадали на судьбу: в одну из булочек запекали монетку и примечали — кому достанется. С этим праздником связаны также приметы на погоду — после праздника должно пройти сорок морозов.58
•> Благовещение
Благовещение — большой праздник, «разрешён­ный день». В этот праздник запрещалось работать на земле (Гд., Полна 4683-09). Чтобы не было убыт­ка, «ничево не надо давать в Благовёшшанье» (Стр., Яблонец 3115-21). В Благовещение и в Пасху нельзя было шить — иначе в лесу «змяёв будешь ви­деть» (Гд., Островцы 3150-20).
Из всех праздников, приходящихся на период Великого поста, только в Благовещение было раз­решено гулянье на улице или в откупленной избе -пели припевки под гармонь, плясали «во кружок», водили кадриль, танцевали краковяк, польку (Пл., Кошелевицы 4135-09; Стр., Яблонец 3115-21).
В Гдовском и Струго-Красненском районах на Благовещение (или начиная с этого времени) кача­лись на качелях с пением припевок. Качели уста­навливали в гумнах, в сараях: на цепи укладывали длинные доски, на которые садились девушки, а парни вставали в полный рост по краям досок и с силой раскачивали качели.59
Существовала примета: «чтобы крови было больше» и «щеки были красные», в Благовещение ели клюкву.60
?j- Вербное воскресенье
Неделя перед Страстной называлась «Вёрьбна неделя», а воскресенье на этой неделе — Вербное воскресенье, «Вербница». Накануне ломали веточ­ки вербы и вереса, а в воскресенье освящали их в церкви. Освященная верба хранилась в красном уг­лу, за иконами, или в хлеву, под потолком, «чтобы корова не достала». С веточками вербы в Егорьев день первый раз выгоняли скотину в поле. По вер­бе «примечали» погоду: если на ветке мало «шише­чек», то в текущем году не будет урожая.61
С освященной веткой вербы «ВЕРБОВАЛИ». Основными исполнителями обряда, «вербовщика­ми», были дети и подростки. Рано утром они обхо­дили дворы. Зайдя в дом, похлестывали хозяев по спине с приговорами:
«Вербуй, Вербйца, красная девица! Не я тебя вербую, Христос тебя вербует. Я тебе бёленьку верьбйнку оторву, А ты мне в Пасху — красное яичко!»
(Гд., Крутое 4653-24).
Все дома, в которых «повербовали», снова об­ходили в Пасху, и каждый хозяин непременно ода­ривал «вербовщиков» пасхальными яйцами.62
Существовали и другие варианты обряда: «сте­бали» вербой старух (Гд., Духнова Гора 3299-44), или мать хлестала вербой своих детей — будила их рано утром, чтобы они были здоровыми весь год.
«Утром этай вербой будют:
Верба-вярбйца, Што-то свербйтца На красное яичко, На тёпленьку лепёшечку!
Придёт мамуша ребят будить и гаварй[т]. Вер­бочкой стёбае[т] и говарй[т]» (Гд., Выселок Жуков­ский 4657-16).
•> «Чистый четверг»
Из всех дней Великого поста наиболее насыщен обрядовыми действиями «Чистый» (или Великий) четверг. Он назывался в народе также «колдаваш-ным», «колдованным» или «грешным» днём.
По народным представлениям, в «Чистый чет­верг» КОЛДУНЫ «бегали на сухрёстках» (перекре­стках дорог), «ворожейки колдовали».63 Основной вред от колдовства — порча скота и молочных про­дуктов. Для того, чтобы колдуны не ходили, в Ве­ликий четверг совершали магические действия-обе­реги, читали заговоры.
С этим днем связан ЗАПРЕТ на начало полевых работ (Гд., Полна 4683-09). Повсеместно соблюда­лись запреты на любую домашнюю работу и посе­щение гостей. «Это считалось уже — грёшнай день. Надо, например, не работать в этот день, потому што в церквах служба была, и не рабочай день был. Празнавали, што грех в Великий четвёрьг работать.
А в Чистый четвёрьг адйн к аднаму не ходя[т] ни за чем. Это уже закон так. Если б и нады мне, но я всё равно не пойду в этот день к человеку. Или там те­бе надо, то же самое — не пойдё[шь]» (Гд., Тупицино 4666-14).
На Великий четверг хозяйки с утра ходили в лес, делали новую «рогатку» (приспособление для взбивания масла), а затем, вернувшись домой, сби­вали («вертели») масло. Его называли «четвёреш-ным» и считали целебным. Свекровь умасливала им голову своей невестке или обоим молодым во время свадьбы.64
Охранительную и лечебную функцию имела также «четверговая» или «четверёжная» СОЛЬ, на которую нашептывали в Великий четверг «воро­жеи». Ее хранили в течение года в красном углу, за иконами, а для лечения разводили две-три щепотки в воде. Приготовленный соляной раствор пили са­ми, опрыскивали больного, дверные петли в доме, а остатки выливали на улицу с приговором: «Откуда вы, боли, ко мне пришли, туда и уходите».
Накануне Великого четверга хозяин обходил дом и все хозяйственные постройки в направлении «на восток» и опрыскивал их водой, в которой бы­ла разведена «четверговая соль».65
К Великому четвергу были приурочены магиче­ские действия, направленные на благополучие до­машней птицы: знающие люди обходили дом и двор, чтобы куры неслись, закармливали кур, «что­бы ястреб кур не клевал». Ночью хозяйки ЗА­КАРМЛИВАЛИ всю домашнюю скотину сеном.66
На Великий четверг совершалось множество ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ОБРЯДОВ. Повсеместно к Великому четвергу мыли дома и чистили печные трубы. Утром в «Чистый четверг» ходили умывать­ся на речку или умывались дома из серебряной по­суды или рукомойника, в который клали яичко или серебряные монеты. До восхода солнца ходили за вересом в лес. Придя домой, его запаривали и мы­лись в бане. Веточки вереса разжигали, и дети ды­шали дымом, обладающим целебными свойствами. Чтобы не было блох, пол в избе посыпали снегом.67
Ночью на Великий четверг и утром, когда ходи­ли за «рогатками» для сбивания масла, примечали погоду на лето, делали предсказания на урожай. Считали, что если на небе много звезд, то в лесу бу­дет хороший урожай грибов и ягод.68
ПАСХАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
В народе готовились к празднованию Пасхи за­ранее. За неделю до Пасхи специально приглашали мыть избы к празднику — «на избовые». Делали ще­лочной раствор — «зольную воду» и терли пол, сте­ны и потолок соломенными мочалками (Пл., Пеле-ши 4170-15).
В канун Пасхи шли на службу в храм — «ХРИС­ТА ДОЖИДАТЬ». «Вот мы на Паску хадйли — суда, в цёркву. Эту ночь стайм здесь, в церкви. А наутра приходим. Сонце чуть встаёт и мы приходим дамой: "Христос воскресе!"» (Гд., Гвоздно 4657-59). Если оставались дома, то вся семья молилась, дети вместе со взрослыми. Ровно в двенадцать часов ночи глава семьи выходил на улицу и стрелял из ружья, возве­щая тем самым, что «прилетел Христос».69
Пасхальная неделя называлась Святой неделей. В этот период времени строго соблюдались запреты на любую работу. «На Пасху в цёркву сходишь. С цёрквы придёшь, поспишь малёнька, уже там — со-биратьца надо [на гулянье]. Гуляли целую неделю. С воскресенья до воскресенья праздновали. Ничёво не делали» (Гд., Гореко-Рогово 4657-26). Антонина Степановна Таланина рассказывала, что в Пасху «палец о палец не обтукнешь; до обеда спишь, по­том — на зыбку, на качели»70 (Стр., Липно 3132-24).
Возвещая всему миру о воскресении Христа, всю пасхальную неделю звонили в колокола. От Пасхи до Вознесения на улице в различных ситуа­циях пели тропарь «Христос воскресе». Всю Свя­тую неделю батюшка обходил дома прихожан, слу­жил МОЛЕБНЫ по домам и на полях (от падежа скота, «на дождь»).71

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное