Традиционные обряды псковских селений
В традиции существовали различные виды катаний, участие в которых принимали деревенские жители всех возрастов — от мала до велика. Особый обряд представляло собой катание по деревне детей женщинами или стариками.46 Иногда указываются специальные дни, предназначенные для этого вида катаний — суббота или воскресенье. В последний день Масленицы катали по деревне полные дровни ребятишек, которые кричали, возвещая об окончании празднования: «Прощай, Масленица!» (Гд., Малое Чернёво 3294-40).
По представлениям крестьян, катание детей непосредственно воздействовало на рост льна. Ритуальная чистота ребенка символически переносилась на свойства и качества льна: детей катали, «чтобы лён чистый был» (Гд., Юшкино 3386-46). Магическая направленность катаний усиливалась выкриками: «Лён далгой!» (Стр., Липно 3144-05). «Насажает-ца цела куча на дровни и едут. Адну как кампанию пракатят, другй слезают. Эти других сажают. Всё время катали на лошадях» (Гд., Чернёво 4675-01).
Про катания с гор в Струго-Красненском районе говорили, что это так «горы гладили» (Стр., За-дорье 3146-31). Катались на «ледянках», в корытах, на козлах, девушки — на прялках.47 Молодежь наваливалась «кучей» на дровни и скатывалась с горы -«токо крык!». Считалось, что «кто дольше прока-титца [с горы], у того и лён будет дольше» (Пл., За-мошье 4137-10). Дровни для масленичных катаний уносили тайно — воровали. Зачастую катались с гор со своеобразными факелами в руках: зажженными лаптями-«берёщенниками», укрепленными на палках, шестах.48
Наиболее популярны и красочны были катания на лошадях по своей и по окрестным деревням, а также по озерному и речному льду. Стремились ездить как можно дальше по округе, «чтобы лён рос». Деревенские парни заранее выбирали себе девушек для катания и договаривались с ними, а те, в свою очередь, одевали свои лучшие наряды, меняя их по нескольку раз в день. Особое значение придавалось верхней одежде: крестьянские модницы надевали большие платки и шали с кистями. Лошадей и сани украшали — «окручали»: брали дугу с ко-
локольчиками — «с шарками и звонками», в гривы коням повязывали ленты. Богатые хозяева клали в сани ковры.49 «В Масленицу катались на конях. И хорошо было. Всю деревню объездя[т], запрягу[т] коней да ешшё колоколок привяжу[т]. Конь-то ба-йтца, ну и несё[т] по всим, с лентам» (Гд., Горско-Рогово 4657-25).
В ряду разнообразных катаний на Масленицу особо выделяются КАТАНИЯ МОЛОДОЖЕНОВ. В течение масленичной недели молодые супруги гостили у родственников жены, ездили в дом к ее родителям. Отправляясь в путь, запрягали расписные сани, дугу украшали колокольчиками. Сначала молодожены катались по деревням, потом ехали в гости. Завидя молодоженов, люди на улице кричали: «Лён долгой, лён долгой!» (Стр., Собино 3131-59). Как и во время свадьбы, в сани катающихся молодых супругов клали специальные половички, сшитые из маленьких цветных тряпочек — так называемые «хохлуны», «хохлушки». В деревнях Гдов-ского района существовал обычай проезжать на конях сквозь горящие ворота, сооруженные специально к Масленице из скрепленных между собой жердей, обвитых соломой.50
Сведения о РЯЖЕНЫХ на Масленицу51 устойчиво связаны с катаниями. Артель ряженых каталась по окрестным деревням: ставили на дровни горячий самовар и ездили по деревне, угощая всех горячим чаем. Для веселья брали с собой гармонь; приплясывали, «чудили». Ряженый мужик (или женщина в нарядной шелковой юбке и атласном платке) запрягал лошадь в корыто, садился в него и ездил по деревне, распевая песни. Ряженых могли приглашать в дом и угощать. Одно из описаний масленичного ряженья воспроизводит смеховую имитацию предстоящих весенних полевых работ, а именно пахоты: «потешный» мужик выводил коня с сохой и пахал снег, приговаривая: «Я пахать поехал!» (Гд., Мда 4682-36).
Широко были распространены РИТУАЛЬНЫЕ БЕСЧИНСТВА: молодежь подпирала старикам двери дома; парни волоком тащили соху, лодку на двор к тем, кто дружит между собой, закидывали бороны на крыши домов. «В6зьму[т] барану ма-лодёжь-та. Заниматьца чим-та нала… Вот мы барану снясём на крышу, на трубу. Эта вроде как хулиганили — ни хулиганили, а проста ради шутки. Так, чудили всяка — хто как мог!» (Гд., Рубцовщина 3298-12). Парни валяли девушек в снегу, обливали их водой у колодцев в Масленицу. Ритуальные озорства были направлены также на молодоженов: молодого в снег пихали; в молодых, приезжающих «к тёще на блины», кидали снежками.52
Сожжение Масленицы происходило в Прощёное воскресенье вечером. КОСТРЫ или «ОГНИЩА» жгли на поле, на горе, среди деревни, на кра-
ях деревни, за деревней, у ручья. «Раньше-то пасре-дй деревни всё делали. У нас чесовенка стояла, тут така прастранства бальшая бь’ша. Вот на этам пра-странстве всё и сабиралися — вся деревня» (Гд., Чер-нёво 4675-01). «Масленку жгли в Бальшую Маслен-цу. На горы, бывала. Вси лапти сносишь туды, да всю этаю ерунду, рязйну — на кол. Молодежи-та была раньше многа… Так тока треск!» (Стр., Яблонец 3130-13).
Дети обходили дворы и собирали по деревне солому, веники, «берёщенники» (лапти), сенные корзины, соломенные и льняные снопы; дрова; «хлам» — старые тряпки, обувь; старые рыболовные сети; промасленные ведра, смоляные бочки; колёса. «Ездили ребята, бывала, по дворам. В кажный дом заедут — кто што даст, у каво што есь. Какой-нибудь хлам такой негодный — обувь ли там или што, одёжа какая. В общем, всю дурь собирали — и в кучу где-нибудь в закрайке или на гарушки, и жгли» (Гд., Тупицино 4666-12). «В Масленицу всягда вот жгли Тэерёшенники — это с бересты, как туфельки глубокие. Собирали, бегали по деревне — кто даст: "Ну дайти вы, ну дайти, пажалуста, берёшенник, каторый-то вам [не нужен]!" — "Да ево я ешшё пачи-ню. Залатаю дак ещё и абую". Другая даст, а другая и ня даст ничево» (Гд., Чернёво 4675-01).
Смоляные бочки и колеса укрепляли на высоких кольях (жердях, шестах, палках, стволах сухих деревьев) и поджигали. «Бочку (кагда са смалой или с чем-та вот) найдём. Бочку зажигали мужики. На палки на больший адёнут, на такие жерди, в деревне и зажгут» (Гд., Чернёво 4675-01). По высоте масленичного огня определяли урожай льна: «У кого выше огонь, [у того] лён длинный вырастет» (Гд., Гор-ско-Рогово 4667-30). Жерди обматывали льном или рваными рыболовными сетями («тинятйной»), просмаливали, сверху водружали лапоть или ржаной сноп и поджигали. С такими факелами ходили по деревне, бегали по полям, подбрасывая их вверх.53
Достаточно широко распространен обычай изготовления МАСЛЕНИЧНОГО ЧУЧЕЛА. Его делали из соломенного снопа или набитого сеном мешка, тряпок; наряжали «по-бабьи» — повязывали платок, надевали кофту. С заранее подготовленным чучелом озоровали в течение недели (подносили к окнам домов, чтобы испугать хозяев), а в последний день сжигали на костре. В Струго-Крас-ненском районе на Масленицу делали маленьких соломенных «куколок».54
Вокруг масленичного костра ходили и пели долгие песни, кричали, плясали, скакали, дрались; через масленичный костер перепрыгивали. «Кругом костра бабы и мы, ребятишки, бегали. Песни пели всякие. Всё бывалошны пели, такие пратяж-ные, в другой раз — веселы. Кагда если выпьют (ешшё там старуха или старик [наварят] самагоначки
или пива свае), тагда и затянут, и припевки [споют]. "Давайте припевки!" — "Ну давайте". Тут кто ки-чать, кто паё[т], кто што делает. И вот кругом этава кастра все» (Гд., Чернёво 4675-01).
На масленичный костер приходили старухи жечь «берёщенники», их угощали блинами. У костра старики ПРОЩАЛИСЬ друг с другом, боясь смерти в Великом посту. «И старики сабиралися — прош-шёльный вечер был. Эта на Велйкай пост. Уже не встречалися и не гуляли, и дома сидели, пока праздник не придёт — Пасха» (Гд., Тупицино 4666-01, также: Подсосонье 3297-14; Чернёво 3301-19).
После сожжения Масленицы возвращались в деревню с пением припевок, а потом обходили каждый дом в деревне с прощаниями-приговорами.
В последний день Масленицы на вечерней трапезе ПОМИНАЛИ РОДИТЕЛЕЙ — со стола не убирали, оставляли на ночь — «родителям поесть».55
ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА
Во время Великого поста запрещалось устраивать гулянья и ходить на беседы. Как комментировали сами рассказчики, «стариков боялись». Только в воскресные дни детям разрешали играть в подвижные игры, например, в прятки. Молодые женщины, только что вышедшие замуж, проводили Великий пост в родительском доме — ткали полотно.56
Строго соблюдался ЗАПРЕТ на употребление скоромной пищи. «Раньше Богу верили, баялися малочнава пакушать, постничали. [Говорили]: "Судьба харошая будет!"» (Стр., Могутово 3141-17). Грехом считалось есть много. Основные постовые блюда: толокно, ягоды, картофель, квас. В Великий пост «копили» творог и масло к Пасхе и весенне-летним полевым работам — севу, пахоте, покосу (Пл., Запесенье 4162-11; Пелеши 4170-15).
Для желающих купить справку 2 ндфл buhgalter-5-ndflmos.ru.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36