Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

—   Кидали валенок на перекрестке и смотрели, в какую сторону замуж выйдешь. Примечали, как ко­рова в хлеву лежит — если головой к двери, то вый­дешь замуж.
—  Дугу (оглобли) клали на улице и переводили через нее коня. Если он зацепит дугу ногой — в этом году будет много свадеб.34
КРЕЩЕНИЕ
Этот праздник замыкал святочный период, по­этому к Крещению или его кануну приурочивались некоторые гадания и ритуальные бесчинства моло­дежи, упомянутые выше.
В канун Крещения — Крещенскую Коляду — по­минали умерших: варили овсяный кисель или горо­ховую кутью и выносили на мороз — «КОРМИЛИ МОРОЗА».35
В народной традиции основная символика праздника связывалась с представлениями о маги­ческой силе креста и крещенской воды. В этот день
ПЕКЛИ «КРЕСТЫ» или круглые лепешки с выдав­ленными на них крестами, которые в Егорьев день скармливали скотине. На Крещение «ЗАКРЕЩИ­ВАЛИСЬ»: рисовали кресты мелом на окнах, две­рях дома и хлева, «чтобы не ходила нечистая сила». Изготавливали крестики из лучинок, украшали их цветными ленточками и бумажными цветами, ста­вили их в сарай, хлев, подвал дома, к колодцам (или кидали в колодцы), «к изголовью» крещенской про­руби в качестве защиты от колдунов и бесов.36
Повсеместное название крещенского обряда ос­вящения воды и купальни на реке или озере -«ИОРДАНЬ» или «ВОДОКША». Крещенскую про­рубь вырубали в форме креста и после освящения воды купались, чтобы снять грехи. Те, кто «окру-чался» (рядился) на Святки, окачивались водой са­ми или их насильно обливали, поскольку ряженье считалось большим грехом.37
Освященная в Крещение вода называлась «свя­той водой» и считалась целебной в течение года. Ее использовали для лечения людей, домашних живот­ных. Крещенской водой подмывали корову после отела, поскольку первое молоко — «поганое». «Ха-дйли за святой водой на Крешшёнье. Коровка-та тёлитца, так падмывали коровку ётай водой. <…> Пёрьвый раз молока ня брали, пока святой водой не помоем. Вь’шою[т] корову — всю хрябтйну и хвост, вот тогда молочко-та брали» (Гд., Подоле-шье 3141-32).
В Крещение устраивали «ЯРМАРКИ НЕ­ВЕСТ». Девушки на выданье вставали в ряд вдоль дороги или на холме в своих лучших нарядах; жени­хи высматривали себе невест на «Водокше». После Крещения начинали ездить «в сваты».38
СРЕТЕНИЕ
Праздник Сретения Господня в народной тради­ции ознаменован представлениями о том, что в этот день происходит поворот годового времени — «солн­це на лето, зима на мороз» (Гд., Тербачево 3297-12).
МАСЛЕНИЦА
Неделя, предшествующая Масленице, называ­лась «заговенна неделя» или «Маленькая Маслени­ца», а масленичная неделя — «Большая Масленица». «Эта неделя, говоря[т] — вот это "Маленькой Мас­леницы" неделя. Васкресёнье отбудя, отпразнуют, а потом вот — "Большая Масленица"» (Гд., Тереб 4656-02). «Заговенами», «Заговенным воскресень­ем» или «Маленькой Масленицей» назывался так­же последний день недели, предшествующей масле­ничной. Суббота на этой неделе почиталась как ро­дительский день — ходили на кладбище поминать умерших родственников.
Девушке, не вышедшей в этом году замуж, в за­говенье заплетали в косу белую ленту (Гд., Путько-во 3149-59).
Основные гулянья проходили с четверга или пятницы масленичной недели. «С четверьга уже на­чинаю^] адйн к одному в гости хадйть» (Гд., Тереб 4656-02). Последний день масленичной недели на­зывался Прощёное («Прощальное») воскресенье, «Прощальный день», «Прощальный вечер», «Про-щеванный день», «Большая Масленица».
На масленичной неделе происходили традици­онные ГОСТЕВАНИЙ. Среди них особое значение придавалось установлению отношений родства мо­лодого мужа с родственниками жены — теща и тесть приезжали в гости к зятю (родители невесты гости­ли у жениха), а молодожены к теще. Гостевания со­вершались в заговенье, четверг или пятницу на масленичной неделе.39 «Ёдя жанйх к тёшши в гости в Заговенна воскресенья. Кончитца заговенна неде­ля, так в воскресенья жанйх ёдя к тёшши в гости. А в маслену неделю, то уже тёшша ёдя с тестям к же­ниху в гости» (Гд., Подолешье 3141-34).
Необходимый компонент традиционного госте­вания молодоженов — обрядовая трапеза, которая дала название ритуалу: ЗЯТЬ ПРИЕЗЖАЛ «НА БЛИНЫ» или на яичницу с салом — «на селянку».40 «"На яйшницу" молодые ездят к свайм, к маме. Ведь раньше не жили у маток, всё жили у свёкров. Поедут вот к матери к родной [на Масленицу]» (Пл., Староверский Луг 4183-28). По тому, как мо­лодой муж ел традиционное угощение, примечали -«честная» ли у него жена. «Тётка яйшницу поста­вит. Нада ведь с краишку черпать, а он — посереди­не. То — уже девка порчена. Это так молодой ест -молодой доказыва[ет] родителям» (Пл., Старовер­ский Луг 4183-28).
Из ОБРЯДОВОЙ ЕДЫ на Масленицу повсемест­но пекли блины, лепешки, ватрушки, ели творог, го­товили «сырницу» (творог с маслом, переложенные слоями), жарили яичницу, варили кисели (клюквен­ный и овсяный), гущу, молочную кашу, холодец.41 «Блины пяклй. Всегда блинам угашшали адйн адно-ва все. Тоже с блинам бегали па деревне. Ребятишки па пять лет вот такй, па восемь. Кричали: "Масле­ница блинов нам дала!"» (Гд., Чернёво 4675-01).
С блинами связаны традиционные ГАДАНИЯ на замужество. «На Масленицу-то пекли блины да бегали с блинами. "Кто блин-то переймёт от меня?" — идёшь так па деревне. Кто там выйдет, блин-та вазьмёт, како фамйлие? — такой муж будет» (Гд., Гвоздно 4657-59).
В Гдовском районе на Масленицу устраивались «БАБЬИ СКЛАДЧИНЫ», к которым обязательно варили пиво. Народная поговорка так описывает характер праздничного гулянья на складчине: «Мерка скачет, засека плачет».42
Интересны народные эсхатологические пред­ставления, связанные с обычаем СМОТРЕТЬ НА МОЛОДОЙ МЕСЯЦ. «Всегда на масленой недели должен месяц народйтьца. А если не кончился ме­сяц, то, бывало, она [старуха] говарйла: "Ой, в ста­ром месяцу-та нам смерть всим!". Боялася, что ме­сяц ни народитца на Масленай недели. "Нам, — га-варй[т], — смерть всим!" А к чаму? Я и не знаю. <…> Я с ей жила, так она говорй[ла]: "Хадй ты, погляж, — говорй[ла], — народивший месяц-та?"» (Гд., Подо-лешье 3141-34).
По молодому месяцу примечали погоду: «И она [старуха] по мёсицу погоду всю узнавала, кака пого­да [будет]. Вот народитца месяц и какй-та там гор-бовйнки [на месяце]. Если вот такой крутой — то к морозу, а если эты роги-та отлогий — то тепло будя, тёплый месяц. Как-то к тяплу — ён как пальцем про-ведётца — народитца-та. Как отлогий, а горбовйнка на серёдке — то ёта мороз буде[т]. Вот так ёна как-та узнавала. Говорила, роги отлогий: [то] отлогай вёрьхнай рог бывае[т], то нйжнай отлогай. [Значит], сперьва буде[т] тепло, а потом буде[т] [мороз]. На-рождаетца, так вот эта к благой погоды, погода не­хорошая будя. И он как в тумани, и снег буде[т] и мало святить будя» (Гд., Подолешье 3141-34).
В народе Масленица характеризуется как «ГУ-ЛЕВбЙ ПРАЗДНИК». Каждый вечер на масленич­ной неделе собирались на ИГРИЩА. Девушки и женщины надевали на гулянье праздничную одеж­ду: атласные платки, серебряные «цепки», шубы, выходили на гору, на деревенские «кресты» (пере­крестки дорог), ходили вдоль деревни, «по лу­говине» с пением «долгих» песен. Чинное и неспеш­ное гулянье продолжалось до солнечного заката. Самые развернутые гулянья были связаны с загове­ньем перед Масленицей и последним днем масле­ничной недели — Прощёным воскресеньем.
Песни, исполнявшиеся во время гулянья, полу­чили название «гулевых песен».43 К их числу отно­сятся лирические и хороводные песни. «И вот, гу-лявые песни там пёяли. Песни гулявые — эта отдель­на для Масленой. Гуляли парам, в кружок. Парам пойду[т] в кружок, а в кругу там пляшу[т]. Мальцы сабярутца — пляшу[т] "Русскава" в кругу. А эта гу-лявы, пад гулявы песни пляшу[т]» (Гд., Подолешье 3141-34). Изредка встречаются упоминания о каче­лях в Масленицу (Гд., Малое Чернёво 3294-27). Среди сюжетов лирических песен, приуроченных к Масленице: «Не одна во поле дорожка», «Снежки белы и пушисты» и др.
В Гдовском районе имеются сведения о ЯР­МАРКАХ на Масленицу, на которых «высматрива­ли невест» (например: Гд., Зигоска 3308-16).
«МАСЛЕНИЦА-КАТАНИЦА» (Гд., Желча 3134-05) — всю масленичную неделю катались. Об­щераспространенная мотивация масленичных ката-
ний связана с урожаем льна: чтобы лен рос боль­шой, долгий (длинный), чистый, хороший.44 Начи­нали кататься с «Маленькой Масленицы» или с четверга масленичной недели, а особенный размах катания принимали в последний день. В Гдовском районе была распространена традиция катания на лошадях в «Чистый понедельник» или даже всю первую неделю поста — «на долгий лён».45 Ритуаль­но-магическими функциями, направленными на по­вышение урожайности льна, обладали также фор­мы праздничных состязаний — катания «наперегон­ки» (Стр., Зовка 3115-30).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное