Традиционные обряды псковских селений
— Кидали валенок на перекрестке и смотрели, в какую сторону замуж выйдешь. Примечали, как корова в хлеву лежит — если головой к двери, то выйдешь замуж.
— Дугу (оглобли) клали на улице и переводили через нее коня. Если он зацепит дугу ногой — в этом году будет много свадеб.34
КРЕЩЕНИЕ
Этот праздник замыкал святочный период, поэтому к Крещению или его кануну приурочивались некоторые гадания и ритуальные бесчинства молодежи, упомянутые выше.
В канун Крещения — Крещенскую Коляду — поминали умерших: варили овсяный кисель или гороховую кутью и выносили на мороз — «КОРМИЛИ МОРОЗА».35
В народной традиции основная символика праздника связывалась с представлениями о магической силе креста и крещенской воды. В этот день
ПЕКЛИ «КРЕСТЫ» или круглые лепешки с выдавленными на них крестами, которые в Егорьев день скармливали скотине. На Крещение «ЗАКРЕЩИВАЛИСЬ»: рисовали кресты мелом на окнах, дверях дома и хлева, «чтобы не ходила нечистая сила». Изготавливали крестики из лучинок, украшали их цветными ленточками и бумажными цветами, ставили их в сарай, хлев, подвал дома, к колодцам (или кидали в колодцы), «к изголовью» крещенской проруби в качестве защиты от колдунов и бесов.36
Повсеместное название крещенского обряда освящения воды и купальни на реке или озере -«ИОРДАНЬ» или «ВОДОКША». Крещенскую прорубь вырубали в форме креста и после освящения воды купались, чтобы снять грехи. Те, кто «окру-чался» (рядился) на Святки, окачивались водой сами или их насильно обливали, поскольку ряженье считалось большим грехом.37
Освященная в Крещение вода называлась «святой водой» и считалась целебной в течение года. Ее использовали для лечения людей, домашних животных. Крещенской водой подмывали корову после отела, поскольку первое молоко — «поганое». «Ха-дйли за святой водой на Крешшёнье. Коровка-та тёлитца, так падмывали коровку ётай водой. <…> Пёрьвый раз молока ня брали, пока святой водой не помоем. Вь’шою[т] корову — всю хрябтйну и хвост, вот тогда молочко-та брали» (Гд., Подоле-шье 3141-32).
В Крещение устраивали «ЯРМАРКИ НЕВЕСТ». Девушки на выданье вставали в ряд вдоль дороги или на холме в своих лучших нарядах; женихи высматривали себе невест на «Водокше». После Крещения начинали ездить «в сваты».38
СРЕТЕНИЕ
Праздник Сретения Господня в народной традиции ознаменован представлениями о том, что в этот день происходит поворот годового времени — «солнце на лето, зима на мороз» (Гд., Тербачево 3297-12).
МАСЛЕНИЦА
Неделя, предшествующая Масленице, называлась «заговенна неделя» или «Маленькая Масленица», а масленичная неделя — «Большая Масленица». «Эта неделя, говоря[т] — вот это "Маленькой Масленицы" неделя. Васкресёнье отбудя, отпразнуют, а потом вот — "Большая Масленица"» (Гд., Тереб 4656-02). «Заговенами», «Заговенным воскресеньем» или «Маленькой Масленицей» назывался также последний день недели, предшествующей масленичной. Суббота на этой неделе почиталась как родительский день — ходили на кладбище поминать умерших родственников.
Девушке, не вышедшей в этом году замуж, в заговенье заплетали в косу белую ленту (Гд., Путько-во 3149-59).
Основные гулянья проходили с четверга или пятницы масленичной недели. «С четверьга уже начинаю^] адйн к одному в гости хадйть» (Гд., Тереб 4656-02). Последний день масленичной недели назывался Прощёное («Прощальное») воскресенье, «Прощальный день», «Прощальный вечер», «Про-щеванный день», «Большая Масленица».
На масленичной неделе происходили традиционные ГОСТЕВАНИЙ. Среди них особое значение придавалось установлению отношений родства молодого мужа с родственниками жены — теща и тесть приезжали в гости к зятю (родители невесты гостили у жениха), а молодожены к теще. Гостевания совершались в заговенье, четверг или пятницу на масленичной неделе.39 «Ёдя жанйх к тёшши в гости в Заговенна воскресенья. Кончитца заговенна неделя, так в воскресенья жанйх ёдя к тёшши в гости. А в маслену неделю, то уже тёшша ёдя с тестям к жениху в гости» (Гд., Подолешье 3141-34).
Необходимый компонент традиционного гостевания молодоженов — обрядовая трапеза, которая дала название ритуалу: ЗЯТЬ ПРИЕЗЖАЛ «НА БЛИНЫ» или на яичницу с салом — «на селянку».40 «"На яйшницу" молодые ездят к свайм, к маме. Ведь раньше не жили у маток, всё жили у свёкров. Поедут вот к матери к родной [на Масленицу]» (Пл., Староверский Луг 4183-28). По тому, как молодой муж ел традиционное угощение, примечали -«честная» ли у него жена. «Тётка яйшницу поставит. Нада ведь с краишку черпать, а он — посередине. То — уже девка порчена. Это так молодой ест -молодой доказыва[ет] родителям» (Пл., Староверский Луг 4183-28).
Из ОБРЯДОВОЙ ЕДЫ на Масленицу повсеместно пекли блины, лепешки, ватрушки, ели творог, готовили «сырницу» (творог с маслом, переложенные слоями), жарили яичницу, варили кисели (клюквенный и овсяный), гущу, молочную кашу, холодец.41 «Блины пяклй. Всегда блинам угашшали адйн адно-ва все. Тоже с блинам бегали па деревне. Ребятишки па пять лет вот такй, па восемь. Кричали: "Масленица блинов нам дала!"» (Гд., Чернёво 4675-01).
С блинами связаны традиционные ГАДАНИЯ на замужество. «На Масленицу-то пекли блины да бегали с блинами. "Кто блин-то переймёт от меня?" — идёшь так па деревне. Кто там выйдет, блин-та вазьмёт, како фамйлие? — такой муж будет» (Гд., Гвоздно 4657-59).
В Гдовском районе на Масленицу устраивались «БАБЬИ СКЛАДЧИНЫ», к которым обязательно варили пиво. Народная поговорка так описывает характер праздничного гулянья на складчине: «Мерка скачет, засека плачет».42
Интересны народные эсхатологические представления, связанные с обычаем СМОТРЕТЬ НА МОЛОДОЙ МЕСЯЦ. «Всегда на масленой недели должен месяц народйтьца. А если не кончился месяц, то, бывало, она [старуха] говарйла: "Ой, в старом месяцу-та нам смерть всим!". Боялася, что месяц ни народитца на Масленай недели. "Нам, — га-варй[т], — смерть всим!" А к чаму? Я и не знаю. <…> Я с ей жила, так она говорй[ла]: "Хадй ты, погляж, — говорй[ла], — народивший месяц-та?"» (Гд., Подо-лешье 3141-34).
По молодому месяцу примечали погоду: «И она [старуха] по мёсицу погоду всю узнавала, кака погода [будет]. Вот народитца месяц и какй-та там гор-бовйнки [на месяце]. Если вот такой крутой — то к морозу, а если эты роги-та отлогий — то тепло будя, тёплый месяц. Как-то к тяплу — ён как пальцем про-ведётца — народитца-та. Как отлогий, а горбовйнка на серёдке — то ёта мороз буде[т]. Вот так ёна как-та узнавала. Говорила, роги отлогий: [то] отлогай вёрьхнай рог бывае[т], то нйжнай отлогай. [Значит], сперьва буде[т] тепло, а потом буде[т] [мороз]. На-рождаетца, так вот эта к благой погоды, погода нехорошая будя. И он как в тумани, и снег буде[т] и мало святить будя» (Гд., Подолешье 3141-34).
В народе Масленица характеризуется как «ГУ-ЛЕВбЙ ПРАЗДНИК». Каждый вечер на масленичной неделе собирались на ИГРИЩА. Девушки и женщины надевали на гулянье праздничную одежду: атласные платки, серебряные «цепки», шубы, выходили на гору, на деревенские «кресты» (перекрестки дорог), ходили вдоль деревни, «по луговине» с пением «долгих» песен. Чинное и неспешное гулянье продолжалось до солнечного заката. Самые развернутые гулянья были связаны с заговеньем перед Масленицей и последним днем масленичной недели — Прощёным воскресеньем.
Песни, исполнявшиеся во время гулянья, получили название «гулевых песен».43 К их числу относятся лирические и хороводные песни. «И вот, гу-лявые песни там пёяли. Песни гулявые — эта отдельна для Масленой. Гуляли парам, в кружок. Парам пойду[т] в кружок, а в кругу там пляшу[т]. Мальцы сабярутца — пляшу[т] "Русскава" в кругу. А эта гу-лявы, пад гулявы песни пляшу[т]» (Гд., Подолешье 3141-34). Изредка встречаются упоминания о качелях в Масленицу (Гд., Малое Чернёво 3294-27). Среди сюжетов лирических песен, приуроченных к Масленице: «Не одна во поле дорожка», «Снежки белы и пушисты» и др.
В Гдовском районе имеются сведения о ЯРМАРКАХ на Масленицу, на которых «высматривали невест» (например: Гд., Зигоска 3308-16).
«МАСЛЕНИЦА-КАТАНИЦА» (Гд., Желча 3134-05) — всю масленичную неделю катались. Общераспространенная мотивация масленичных ката-
ний связана с урожаем льна: чтобы лен рос большой, долгий (длинный), чистый, хороший.44 Начинали кататься с «Маленькой Масленицы» или с четверга масленичной недели, а особенный размах катания принимали в последний день. В Гдовском районе была распространена традиция катания на лошадях в «Чистый понедельник» или даже всю первую неделю поста — «на долгий лён».45 Ритуально-магическими функциями, направленными на повышение урожайности льна, обладали также формы праздничных состязаний — катания «наперегонки» (Стр., Зовка 3115-30).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36