Традиционные обряды псковских селений
и текстов свадебных причитаний», № 2). В то же время на локнянской стороне (верховья р. Локни с притоками) фиксируется самостоятельный мелодически распетый тип хорового причитания, варианты которого имеют широкое распространение по всей центрально-псковской зоне4 (см.: там же, № 1).
2. Сложная в типологическом отношении система опевальных и величальных (корильных) песен локнянско-ловатской традиции образует, с одной стороны, общее поле бытования группы напевов-формул, получивших распространение на обширной территории, включающей Локнянский, Великолукский, Куньинский районы Псковской области, а с другой стороны, выявляет черты музыкально-стилевого своеобразия этих напевов. В местной традиции они теряют ярко выраженную в вариантах из прилегающих с юга районов ритмическую упругость, декламационность. Здесь их отличительной чертой является мелодизация интонационно-ладовой основы напева, что тесно связывает лок-нянско-ловатскую традицию с новгородским музыкально-стилевым комплексом (см.: Часть V, «Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», № 9). Об этом же свидетельствует и образно-поэтический строй, стилистика группы песен местного свадебного обряда («Ты река ли наша, реченька», «Вечер, вечер, вечериночки», «Сборы мои, сборы» и др.), восходящих по своим структурно-типологическим характеристикам к фольклорным традициям новгородского происхождения (см.: там же, № 1-4, 16).
3. Рассматривая комплекс свадебных песен местной традиции на уровне выявления более общих признаков, мы отчетливо наблюдаем на материале локнянско-ловатской традиции перекрещивание двух систем стихосложения — тонической и силлабической. Имея в виду, что устойчивая фиксация той или иной системы организации народно-песенного стиха будет указывать на связи местной фольклорной традиции с северно- или западнорусскими стилевыми зонами, мы непосредственно касаемся скрытых во времени этнокультурных процессов развития своеобразно местных форм народной традиционной культуры.
Предложенная в «Обзоре…» схема распространения местных традиций Псковской области, наряду с условностью их границ, носит предварительный, рабочий характер, является по существу итогом начального этапа систематизации фактического материала, которым располагает современная фольклористика. Поскольку на этом этапе работы решаются вопросы описания лишь наиболее характерных явлений традиционной культуры, прослеживаемых на территориях, отмеченных общностью сложившихся связей и тяготением к местным историко-культурным и административно-хозяйствен-
ным центрам, то становится очевидной и важной необходимость полномасштабной работы и в других направлениях. Основными из них являются: сбор, изучение и публикация экспедиционных материалов по фольклору и этнографии отдельных районов, разработка самостоятельных проблем фольклористики на основе комплексного подхода к явлениям народной традиционной культуры. Именно фактологическая база, полевые материалы, их полнота и достоверность дают возможность объективного изучения и определения всех параметров местных фольклорных традиций. С учетом результатов этой работы более рельефной станет и «фольклорная карта» описываемых территорий, станут доступными научному объяснению факты и закономерности исторической жизни явлений фольклора.
Среди задач, касающихся общей характеристики и выявления опознавательных признаков той или иной местной фольклорной традиции, до сих пор остается проблемной задача определения структуры каждой данной традиции — содержания, порядка соподчиненности и связей ее системных элементов (художественные формы — тексты; виды фольклора — жанры — типологические группы; обрядовые циклы, комплексы — назначение, семантика, функции) в их современном состоянии и в формах, доступных научной реконструкции.
Показательны в этом отношении сложившиеся представления о так называемых «песенных» и «непесенных» районах. Хорошо известен тот факт, что очаговый характер бытования песенных жанров, формирование «песенных центров» — естественный процесс. Но, как показывает практика, классический ряд жанров песенного фольклора не всегда может быть полным и не всегда, в силу разных причин и обстоятельств, их роль в местной фольклорной традиции оказывается определяющей. Принципиально важным условием здесь является склад самой культурной традиции — природа и характер основных образующих традицию форм культуры в их видовом разнообразии, историко-стадиальной типологично-сти, функционально значимых проявлениях.
Так, в частности, на левобережье среднего течения р. Великой, в бассейне ее притоков (рек Утрой, Лжи, Синей, низовий Иссы) — Красногородский и частично Опочецкий, Пыталовский, Островский районы, а также в пределах центрально-псковской зоны в целом мы встречаемся с очевидно непропорциональным соотношением песенных и других видов и жанров фольклора. При том, что на этой территории устойчиво фиксируются основные песенные типы обрядового фольклора (свадебного, ка-лендарно-обрядового циклов), их значение в местной культурной традиции резко снижается и ограничено событиями сугубо локального характера (индивидуального, группового, семейного), и они
не приобретают необходимого масштаба явлений, консолидирующих общественно важные интересы. В качестве доминирующей и централизующей здесь выступает развитая система годовых, съезжих праздников, ярмарок, гуляний и связанных с ними видов и жанров фольклора, в первую очередь — инструментально- и песенно-хореографических, игровых, а также непесенных форм фольклора (сказки, былички, легенды, предания и т. д.). Такое положение не обязательно связано с негативным влиянием внешних обстоятельств на степень сохранности отдельных форм, жанров или фольклорных традиций в целом, как это наблюдается в процессах, затронувших традиционную культуру России XX столетия. В основе сложившегося порядка вещей могут лежать и процессы закономерного, эволюционного характера. В данном случае обращают на себя внимание факты социально-экономической истории края (традиционно малоземельное частновладельческое хозяйство, культивация в конце Х1Х-начале XX веков хуторской формы землепользования и, как следствие — рассредоточение сельских общин, трансформация системы культурной традиции).
Однако это обстоятельство — лишь одно из поясняющих причины и следствия возникновения сложившейся ситуации. Представляется, что в такой ситуации меняется и структура фольклорной традиции: в роли ведущих, функционально связанных с содержанием происходящих событий (праздники, ярмарки, гулянья, гостевые вечера, помочи и другие формы коллективных действий узкого или широкого круга общения), а потому — обязательных, необходимых в данной традиции, выступают художественные формы, относящиеся к непесенным видам и жанрам фольклора. Одновременно важно и то, что их основу составляют сохранившие до наших дней свое архетипическое значение художественно-выразительные комплексы, восходящие к исторически ранним, архаическим пластам восточнославянской и древнерусской культуры. Архетипич-ность здесь отмечается уже на уровне проявления принципа синкретизма в соотношении средств и возможностей взаимосвязанных знаково-вырази-тельных систем словесного, музыкального, хореографического, изобразительного рядов, что и служит основой нормативности тех или иных (в зависимости от содержания и назначения фольклорного текста) форм их согласования и соподчиненности. Здесь берут начало и безусловная, безоговорочная сила эмоционального воздействия, и полисеман-тичность содержания, и широкий функциональный спектр художественных форм, основанных на этом принципе. Свойствами архетипического (в ряду формульных элементов текста) обладает и структурно-типологическая сторона отдельных самостоятельных жанровых разновидностей рассматривав-
мой группы явлений фольклора. В этом отношении в местной фольклорной традиции, в частности, выделяется и привлекает особое внимание, о чем уже было сказано, сложно развитая система музыкально-хореографических форм, в качестве конструктивно значимых элементов которой мы отмечаем:
— мужские сольные и групповые пляски («ломанье») — ритуальное приуготовление к активному силовому действию (демонстрационно-инициирующее, побудительное начало);
— женские групповые и сольные, обрядового происхождения пляски («кружка», «бочком») — ритуальный приставной шаг (ритмо-акцентный императив, усиленный «пришйкиванием», «причйкива-нием», «подгайкиванием») при движении «бочком» по кругу, в сольных вариантах — по развернутой в «восьмерку» «спирали-меандру»;
— характерные (мужские и женские — сольные, парные, групповые) пляски: «Камаринского», «Трепака», «Русского-Барыня»;
— группа святочных песенно-хореографических форм орнаментального и игрового характера;
— праздничные массовые уличные шествия парами, группами (в рядах — «тынком») по замкнутому, вытянувшемуся вдоль улицы и образующему противодвижение кругу.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36