Традиционные обряды псковских селений
«Холст (мануфактуру) меряли» — спрашивали девушку: «Сколько тебе метров?» — и били столько раз, сколько назовет. «Блины пекли» — хлебной лопатой шлепали девок; «Молотили привязом»; «Сапоги шили». «Просеку прорубали» — девок хлестали плетью из полотенца, в которую вставляли картошину.19
«Свадьба», «женят», «венчали пары»: ряженые водили одну или несколько пар вокруг ступы с приговорами и припевками. У «попа» дуга между ног, он кричал: «Тарза-марза!» — или спрашивал молодых: «По любви берёшь?». Если по любви, то венчал, пел «страмщйну». После этого троекратно стегал соломенными жгутами, приговаривая: «Живите хорошо!». Если «не по любви идёшь», не слушаешься — снова стегал.20
«Рыбу удили»:21 «"Чёрта", бывае[т], привядут. -"Рыбу, рыбу удят!" Приедут в карыте — аднова привядут, а какой-нибудь челавёк в подлавке "чертам" абдёланый. Ну, наряжен каким-нибудь, как будто чёрт. Вот он рыбу-то уде[т] удачкай и потом выте-не[т] оттуда этава "чёрта". Адйн-та человек — "рыбак". Вот и чудит — кидает удочку туды-сюды. Сделана кака-нибудь — сделана палка длинная» (Гд., Тупицино 4666-12).
«Охотники били лося»: двенадцать человек изображали, как «били лося» — стегали плетками, "лось" убежит, его искали и «убивали», шкуру снимали и продавали (Гд., Гнилище 3294-13). «Монашки, поп и цыган» ходили по избам, пели: «Нашу Федору привели к забору» (Стр., Река 3147-31).
Традиция ряженья непосредственно смыкается с РИТУАЛЬНЫМИ БЕСЧИНСТВАМИ МОЛОДЕЖИ. «Ряжены хадйли — стучали в окна, штобы пабеспакоить хазяина, мальчишки на выросте. Вот и я азаровать ходила в шести адцать-семнадцать лет. <…> И девушки, и парни — вместе, какие были в деревне на выросте, падростки» (Гд., Чернёво 4675-07). Подносили к окнам соломенное чучело -«покойника», стремясь испугать участников игрища. Под окна дома, где живут молодожены, ставили соломенные чучела «Мужика» и «Бабы» (Гд., Желча 3134-05; Подборовье 3120-19).
Молодежные бесчинства связаны со следующим набором действий:
— Запирание, замыкание: запирали («заламывали») двери, ворота; замораживали замок в доме, где проходило гулянье; оттаскивали крыльцо от дома; привязывали полено к двери или окну и стучали; забивали — «запечатывали» — колодцы, чтобы нельзя было воды достать; закладывали печные трубы кирпичами и другими предметами — например, опускали в трубу перо, оно крутилось и гнало дым обратно в дом.22 «Вот привяжим нйтачку зара-ние, с камешкам, и начинаем стучать в стекло, штоб хазяин нёскалька раз выскачил и спугалса. [Он] ни-чево не панимаит: стук идёт, а аткуда и што? — не панимаит» (Гд., Чернёво 4675-07).
— Воровство: крали дрова, сани, дровни, бороны, ладьи, «козлы»23 — закидывали их на крыши домов, хозяйственных построек, на деревья; складывали украденное в огромную кучу в деревне; на краденых санях и дровнях катались, после бросали под горой.24 «Да раньше же всяка делали. То дровни унесут, тебе на крышу поставют. Всякие чудеса там творили» (Пл., Толошница 4139-27).
— Разрушение, разъединение: ломали дровни, заборы, разбирали поленницу дров, выпускали из хлева скотину.25 «Или проста сламаим забор. Ат-кроим хлев — выпустим скатйну, штоба ана пагуля-ла па снегу. Ну, а хазяин прасыпаетца — у нево ска-тйна вся на улице. Ну эта, естественна, эта не очень-та приятна» (Гд., Чернёво 4675-07).
Разбирали поленницу и отмечали дорогу между домами «женихов» и «невест»: «вешили» дорогу, «вёшки» ставили.26
Перечень СВЯТОЧНЫХ ГАДАНИЙ очень обширен.
— Слушали на перекрестках («сукрёстках», «су-хрёстках», «хрястах») той дороги, по которой носили покойников на кладбище, а также на выгоне -там, где пасется скот, у кощошни. «Пололи снег» -«очерчивались» ножом, кочергой или мутовкой и набирали в подол снег. После этого слушали, «что прислышится»: выкидывали из подола снег с приговором или ложились на землю вниз, прикладываясь ухом к земле. В какой стороне собаки залают (зазвенят колокольчики или прислышатся другие звуки), туда девушка и замуж выйдет.27 «Идут всем гадать -каму што прислышитца. Адна гаварйт: "Ой, мне прислышилась гармонь, с калакольчикам едут", -значит, ана скора замуж выйдет» (Гд., Чернёво 4675-07). Ценные сведения о гаданиях сосредоточены в быличках-наставлениях о необходимости соблюдения регламента гадания. «[Гадали] вот на пирякрёст-ках. Эта мама рассказывала. Ана и гаварйла: "Если, мало ли, пайдёте, девки, гадать, то всягда — если ляг-лй вы на пиряскрётак, вот эта — ухом на дарогу прям и слушайти, аткуда едут с кылакольчикам. Толька как услышате, што близка подъязжает — саскакивай-те с дароги. [Одна девушка] не саскачйла. Ан, яё за-
давили". Вот правда ли была или нет? Эта мама то-жа рассказывала моя» (Гд., Чернёво 3301-22).
Варианты гаданий-«слушаний» разнообразны.
— Слушали на мусоре: подметали1 пол, выносили мусор на гряды, становились на него и слушали; выходя из бани, вставали на пороге на веник и приговаривали: «Залай-залай, собачка, на свёкровом двору».2&
— «Слухали в колодец — што прислышитца там, в колодцы. Эсли што такоя: "У-у-у!" — это в Питер уёде. А ничово — значит, ничово. Прислышивалась, навёрна» (Гд., Горско-Рогово 4657-24).
— Бегали с «кокорой» (лепешкой, блином) в зубах по деревне (в чужую деревню) и слушали под окнами. Спрашивали имя первого встречного — так будут звать и жениха (или кто первый попадется, тот и жених).
— «Иголку мололи» в жерновах — выслушивали имя жениха.
— Гадали на жениха в бане или риге. Просовывали в дымник, в «баенное окошко» руку или ногу с приговором, обращенным к «суженому-ряженому»; какой рукой схватит, таков и жених будет: «гладкая рука — бедный, мохнатая — богатый».29
— Ловили кота (петуха, таракана), сажали его в мешок и несли на перекресток, там раскручивали и смотрели, куда побежит — туда и замуж выйдешь.30
— Девушки гадали на сонного петуха. «В двянад-цеть ночи, абязательна окала двянадцети ночи, на смене суток, што называетца, адна [девушка] бяжйт в хлев за питухом, приносит этава питуха. Сколько здесь девушек в данный момент? Вот там пять-шесть челавёк сабираютца. Анй по кучкам зярно раскладывают свае, вакруг питуха. Питуха ставят на центр вот в этам круге, где разложены па кучечкам зярно — и чью кучку пёрвай клюнит питух, та девушка, значит, выйдет замуж» (Гд., Чернёво 4675-07).
— Меряли тын, забор, изгороду. Охватывали, широко раскинув руки, изгородь и пересчитывали количество кольев с приговором: «Мешок, засек, мешок, засек…» Если попадалось нечетное количество кольев («мешок» символизировал нищету), то выйдешь за бедного, если четное («засёк» обозначал хлебные закрома), то за богатого. Вариант этого же гадания связан с ритуальным воровством дров, которые также пересчитывали по принципу «парно» — «не парно»: если унес четное количество, то выйдешь замуж, если нечетное, то нет.31
Были также гадания с выбором предметов.
— Клали на стол деньги, уголь, кольцо, ключи, зерно (или хлеб) и подводили по очереди девушек с завязанными глазами, которые кланялись и дотрагивались до какого-либо предмета лбом.
— Предметы накрывали тарелкой и также по очереди вытаскивали, замечая, кому что достанется. Хлеб сулил богатство, уголь — пожар («сгоришь»), кольцо — замужество, ключи — будешь хозяйкой.
— Загадывали на сон — клали в изголовье нож, сковородник; жито, кусочек хлеба, остатки любой еды и приглашали «суженого-ряженого» прийти во сне. Делали под подушкой «колодец» из лучинок и приговаривали: «Суженый-ряженый, прихадй на-пйтьца!» — или: «Прихадй каня пайть!» (Пл., Ко-торск 4160-04; Стр., Кириково 3130-28); клали зеркало и гребенку: «Сужено-снаряжено, приди при-глянутьца и причеса’тьца!» — или: «Приходи, сужено-ряжено, голаву часа’ть!» (Пл., Посолодино 4146-05). Чтобы приснился жених, ложась спать, оставляли носок на левой ноге.32
— Гадали с лучиной в Крещение. Шли к пруду с лучинкой, мочили ее в проруби, ложились на снег и зажигали: если загорится, то будет хорошая жизнь, если нет — плохая. Вариант гадания: лучину мочили и зажигали, а потом смотрели в прорубь, предварительно загадав увидеть жениха.
— Смотрели в кольцо. Девушки шли гадать в баню, в подвал дома. Зажигали свечи, надевали хомут на шею, опускали в стакан «венчальное» кольцо и смотрели — что привидится. Аналогичным образом могли смотреть в колодец.33 Такие гадания считались самыми страшными. «Эта две девушки у настолька рискнули. Ну, анй очень уже девушки засидевшиеся были, што называетца, в невестах. И анй рискнули гадать в бане. <…> Две свечки сзади ставятца на палог, сами садятца на нйзенькаю скамеечку и перед сабой — зеркала. На блюдечка перед сабой лежит кальцо залатоя — неважно чиё. Вот. И, значит, должен паявйтьца образ жениха сзади. Была обмараки, была всё, канёшна. Была очень страшна» (Гд., Чернёво 4675-07).
— Повсеместно распространены гадания на тень — жгли бумагу, лили воск, олово и свинец.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36