Традиционные обряды псковских селений
Сведения о РОДИЛЬНО-КРЕСТИЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ немногочисленны и не составили отдельного раздела в данной части «Обзора…». Кратко остановимся на основных моментах обряда, зафиксированных в экспедиционных материалах.
Женщина в период беременности должна была соблюдать некоторые запреты, нарушение которых могло привести к различным неприятностям во время родов: нельзя было выкручивать белье — иначе пуповина обовьет ребенка; переступать через оглобли — в этом случае ребенок будет крикливым. Чтобы у ребенка было чистое личико, женщине нужно было помочиться в «коневье копытце» (конский след) (Гд,, Полна 4683-21). Принимать роды приглашали повитуху — «бабку». Перед началом родов роженице говорили шуточную присказку:
«Не рожай дурачкбв, Рожай умничков. Скакунков-плисунков, Балалаичников. Нету хлеба, ни муки, Балалаичка в руки»
(Пл., Заполье 4177-10).
По старинному обычаю пуповину перерезали на печке, а затем обмывали ребенка в деревянной кадушке. «Штобы натуги ей больши было бы», роженицу заставляли пить сладкую воду (Гд., Андронова Гора 3300-24).
Справляли РОДИНЫ. Приходили женщины, соседи «хадйли с пирагам», «бабка» проведывала «родйху» и младенца, ей дарили подарок. По имеющимся сведениям, ребенка крестили через неделю после рождения. Везти ребенка в церковь могли и родители, и крестные, в зимнее время года батюшка совершал обряд крещения дома. После крещения собирали застолье, на котором крестные родители дарили крестнику подарки, здесь же роженица одаривала «бабку». Спустя сорок дней (шесть недель) после родов «бабка» и крестная «брали молитву» в церкви, устраивали «бал», на который зазывали всех женщин, приходивших проведывать роженицу после родов. Бабы приносили «винця» и гуляли: «Поели выпьют эты женщины, ну и по дирёвни па-шлй с песням, и танцуют там» (Гд., Андронова Гора 3300-24).10
Среди материалов северно-псковских коллекций Фольклорно-этнографического центра особый интерес вызывают сведения по традиционному ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, участию их в календарных обрядах и праздниках, трудовых процессах. Записаны многочисленные образцы материнского фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки) и детских игр.
Крестьянская среда была достаточно строга в вопросах воспитания подрастающего поколения, но способы воздействия на детское сознание опирались на глубокое знание детской психологии и основывались на наглядно-образном восприятии действительности. Если дети слишком шалили, то им говорили: «Знаешь, где Голикова деревня?» — или: «Березовую кашу ел?» — и обещали «накормить» -отстегать прутом, который висел под потолком. Расшалившемуся ребенку говорили: «Нельзя! Боженька ушки обрежет!». Такими же словами запрещали детям есть скоромную пищу в пост. Особенно строго следили за соблюдением правил поведения за столом (Гд., Полна 4683-24).
Велика была роль детей и подростков в различных календарных обрядах и трудовых процессах (подробнее см. Раздел 2 «Календарные и трудовые обычаи, обряды, праздники»). Девочки помогали по хозяйству — сидели «в няньках», пока матери были в поле. Если детей было несколько, то нянчиться с маленькими оставляли старшую дочь. Начиная с 12-13 лет девочки ходили на супрядки. Дети активно помогали взрослым в их повседневной работе: ходили в ночное, пасли коров в поле. С детским пастушеством связано функционирование закличек и детских голошений («лелёканий»).
Важнейшей сферой деятельности детей были игры, в которых «проигрывались» основные «сцена-
рии» взрослого поведения, обретались трудовые навыки и складывались представления о мире, опосредованные ритуальной практикой общины, формировался социальный опыт ребенка. Уже в детском возрасте отчетливо различались игры девочек и мальчиков. Повсеместно описываются «девчоночьи» игры в самодельных кукол. Куклам на подоконниках строили «дом», в который ставили маленькие кроватки, столики. Кукол водили друг к другу в гости.11 Один из самых распространенных «игровых сюжетов» — укладывание кукол спать: их качали на руках или в «люльке», сплетенной из лучинок или сделанной из спичечного коробка и подвешенной на окошке, пели колыбельные песенки. Девочки постарше играли «в свадьбу» — собирали «свадебный стол» и пели свадебные песни (Гд., Чернёво 4676-12).
Среди подвижных игр наиболее популярны были различные варианты «пряток» и «жмурок», среди игр со вспомогательными предметами — «лапта» («кйльники», «в шары»), «рюхи» («городки»), «камушки».
В Гдовском, Плюсском и Струго-Красненском районах зафиксирован богатейший пласт прозаических жанров фольклора: легенды и предания о провалившихся или потонувших часовнях, церквях, городах; о происхождении старинных кладбищ, сопок, курганов, грив, «давнёшних гор»; о происхождении святых мест, святых камней; о пустынножителях, разбойниках; о чудесных явлениях икон, святых; легенды и предания об Александре Невском и Ледовом побоище. Многообразны сюжеты были-чек и поверий о домовом, колдунах, русалках, проклятых детях, висельниках, чертях, «привиждё-ниях». Достаточно полно и развернуто представлена заговорная традиция.
1 Соколов Ф. В. Гусли звончатые: Сборник народных гусельных наигрышей / Под общ. ред. С. В. Аксюка. М.: Сов. композитор, 1959.
2 «Гдовская старина». Русские народные песни и наигрыши Гдовского района / Сост. Н. Котикова. Л.: Сов. композитор, 1962.
3 Котикова Н. Л. Народные песни Псковской области / Под общ. ред. С. В. Аксюка. М.: «Музыка», 1966.
4 Подробная характеристика полевых голошений представлена в работе Лобковой Г. В. «Древности Псковской земли» (СПб., 2000).
5 Мехнецов А. М. Предисловие // ППЗ. С. 5.
6 В фондах ФЭЦ содержатся сведения об организации рыболовецкой артели, сроках лова, ритуалах начала и окончания лова, зафиксирована специальная лексика
промысла, но эти материалы требуют отдельного изучения и в настоящем издании не рассматриваются.
7 В Сиковицкой волости Струго-Красненского района с этим напевом записана песня «Благослови-ка, Господи, нам игру заигрывать».
8 Например: «Народные песни Ленинградской области». Старинная свадьба Сланцевского района. 1985. С. 57. № 45.
9 Например: Часть II, «Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», № 5.
10 Гд., Гвоздно 4679-07; Заклинье 4677-23; Захонье 4676-49; Подоспа 4663-38; Тербачево 4665-22.
11 Гд., Андронова Гора 3300-24; Заклинье 4677-26; Казу-рино 3300-30; Усадище 3295-29; Шелопугино 3309-32; Пл., Замошье 4138-02.
Раздел 2
КАЛЕНДАРНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИКИ
СВЯТОЧНЫЙ ПЕРИОД
В период Святок строго соблюдался ЗАПРЕТ НА ПРЯДЕНИЕ и другие формы работы. «Святки — это начинают с Рожжества и до Крещенья. Это уже ни прядут, ни вяжут, кроме как вот скотину ухаживают да обеды готовят» (Пл., Петрилово 4159-23), «После Рождества свякровка, бывало, кричит мне: "Выноси прялку на чердак, штобы мы не глядели с тобой, что прялки у нас в доме стоят!". Пока Кряшшёнье и Новый год — не работали. Люди отдыхали» (Пл., Грязково 4166-02). Над нерадивой девушкой, не успевшей закончить работы по прядению к положенному сроку, шутили. «Это уже на Рождестве, в Святки. Вот лён-та раньши пряли. Бывало, не допряду[т] куделину, возьмут да и «пе-лам» [мякиной] пась’шют. Раньши жи малатйли-та сами — "пела". Вот овёс, ячмень, рожь. Этим пелам возьмут и посыпют. Говорят: "Вот, Кыляда обосра-ла". Вот, почему ты не допряла?..» (Пл., Плюсса 4135-02). В качестве своеобразных мотивировок запрета на прядение выступали поверья о чертях. «Всё говорили, што онна баба в Святки пряла и черти ей с чердака сбросили сорок веретён. Ага, И в нас-ты, вобщем, покуда Святки, вобщё никогда нихто не прял, даже по домам. Боялись сорок веретён» (Гд., Купково 4672-23).
Канун Рождества назывался «Сочельник», «Кутейник», «Коляда».! В этот день для детей ПЕКЛИ ПЕЧЕНЬЕ в виде фигурок зверей (зафиксировано единично — Гд., Чернёво 3301-21),
Накануне Рождества первый раз девушки ГАДАЛИ. «Вышли мы с Полей с блинам. В рот взяли по блину и молчим, и идём. Хто попадётца первый? И вот попался Поле — Павел, Павлом звать, а мни попался Федя мой, за которава я вышла замуж. Вот это в Кутейник, на Рождество — кто кому первый попадётца, тот и жених. Это девчонкам мы бегали» (Пл., Староверский Луг 4164-14),
Существововали две Коляды — Рождественская и Крещенская. По сведениям из Плюсского района, в оба кануна «КОРМИЛИ КОЛЯДУ» — «кисель варили и кричали:
Каля да, Каляда,
Ни замарозь майх ребят, агорбд, картошку!
На — поешь киселька!
Паставют на улицу — на столоб (там вот — забор, то — столоб). А птички-та набярутца и наклюютца там. Там якобы у нас на Святках наши умерший ра-дйтели молят Богу за нас. А мы далжны за их мо-лйтьца, вспаминать (й)их. А в Крещёнскаю Каляду варят гарох — кутья. Паминают радных — радйте-лей, детей — што аны уходят на своё места якобы. В чашку на улицу паставя:
На вот — паёшь гарбшку! Каляда Крещёнска»
(Пл., Замошье 4137-14).
Детальная информация холремонт ру здесь.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36