Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

—  «хлебины»: молодые едут к теще «на блины», гостят у невестиной родни «по чередам», родня не­весты собирает стол в доме жениха.
Важнейшую роль в развертывании свадебного обряда играют сольные причитания невесты, ма­тери, тетушки, крестной и хоровые причитания, исполняемые подругами невесты. Для сольных причитаний характерны: тоническая система сти­хосложения, декламационность как основа произ­несения обрядового текста, подвижность компози­ционно-ритмических показателей; для хоровых -формообразующее значение протянутых тонов, на­сыщенное мелодическое развертывание, протяжен­ные распевы. Особенно велика в причетной тради­ции роль хоровых причитаний, связанных с доми­нированием песенных принципов организации му­зыкального текста. На территории северных райо­нов зафиксированы два очага распространения жанра хоровых причитаний — гдовско-стругокрас-ненский и плюсский, где представлены две версии одного типа напева. Особенностью жанра хоровых причитаний, зафиксированных на территории вер­ховьев реки Плюссы, является сюжет «Воля», ха­рактерный для лужско-шелонской традиции хоро­вых причитаний.
Свадебные обрядовые песни и припевки зани­мают безусловно доминирующее положение в жан­ровой системе северно-псковских традиций. Сю­жетный корпус свадебных песен чрезвычайно об­ширен и включает в себя более 120 единиц. Напе­вам свадебных песен и припевок свойственно типо­логическое многообразие.
Варианты свадебных песен с синкопированной ритмикой напева и тонической организацией вось­мисложного стиха («Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», № 1) за­фиксированы с десятью сюжетами, среди которых представлены все «сиротские»: «У нас все ёлочки-сосоночки», «Ты, река ли моя, речушка», «В новой горенке свеча топится». Данный напев наиболее плотно распространен в Гдовском районе, а также встречается в Заянской, Плюсской и Нежадовской волостях Плюсского района, во всех обследован­ных волостях Струго-Красненского района, где встречается только с сюжетом «У нас все ёлочки-со-соночки». За пределами северных районов Псков­ской области этот напев бытует в качестве основно­го опевального в Сланцевском районе Ленинград­ской области.
Варианты напевов № 2, 3 (синкопированные, согласованные с тоническим семисложным сти­хом) занимают доминирующее положение среди свадебных напевов довенечной части обряда. С данным напевом исполняется около 20 текстов, среди которых встречаются сюжеты, воплощаю­щие тему расставания невесты с родом («Берёза бе­лая, зелена кудрявая» и др.). Значительный корпус сюжетов связан с приездом жениха за невестой -«Князевым поездом» («Потихоньку, бояры, со горы спускайтесь», «Стучит-гремит земля под вороным конем», «Не стойте, бояры, середи чиста поля», v 1а • лёл во горницу, не взглянул на образы» и др.) и темой благословения брачной пары («Ты не дуй, буен ветер, по широкой улице», «Благослови-ка, батюшка, меня во путь, во дороженьку», «Благо­слови-ка, Господи, нам игру заигрывать» и др.). Данный напев зафиксирован почти исключительно в Гдовском районе,7 при этом подавляющее боль­шинство музыкальных записей сделано в Перво­майской и Полновской волостях; он распростра­нен также в Чудском Поозерье (Спицинская и Юш-кинская волости), менее интенсивно — в Самолвов-ской и Ремдовской волостях (юго-западная часть района), в Чернёвской, Добручинской и Вейнской волостях, расположенных по реке Плюссе. Напев обладает устойчивыми характеристиками на уров­не ритма слогопроизнесения и ладо-интонацион­ных особенностей, но встречается с различной композицией музыкально-поэтической строфы. Варианты слогоритмической структуры, свой­ственной данному типу напева, зафиксированы се-
вернее — в Сланцевском районе Ленинградской области,8 и южнее — в Псковском районе.9
Варианты музыкально-поэтической формы (см. образец напева № 4) с силлабической структурой стиха (4+5 слогов) и с различными типами компо­зиции, основанной на повторах полустихов, были записаны в Сиковицкой, Симанологской и Ново­сельской волостях Струго-Красненского района, в Первомайской волости Гдовского района и Плюс­ской волости Плюсского района с девятью различ­ными текстами, среди которых основное место за­нимают сюжеты, связанные со встречей женихова поезда: «Сокол летит, и леса шумят», «Вал на воде колыхается», «Состречай, матушка, дорогих гос­тей», «Не езди, князь молодой, по сыру бору» и др. (наиболее близкий вариант по мелодической струк­туре: Часть II, «Образцы напевов и текстов свадеб­ных обрядовых песен и припевок», № 19).
Напев № 5 представлен на территории Гдовско­го района в единичной записи, но его ритмические особенности (тип «синкопированной» ритмики) ха­рактерны для зоны Псково-Печорского Обозерья.
Песенные формы с восьми- и девятисложной то­нической организацией стиха представлены че­тырьмя типами слогоритмики («Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», №№ 7-10) и включают по преимуществу сюжеты се­верно-псковской свадьбы, связанные с припевани-ем пар.
Исключение составляет образец свадебного на­пева плачево-повествовательной направленности из д. Лосицы Плюсского района, зафиксированный с опевальным текстом «Ты не жалься-ка, Марьюш­ка» («Образцы напевов и текстов свадебных обря­довых песен и припевок», № 7), близкий свадебным напевам новгородской традиции.
Обширна и чрезвычайно показательна для се­верной Псковщины группа свадебных напевов с повтором второго полустиха. Ареалы распростра­нения этих напевов выходят далеко за пределы дан­ной зоны. Напев свадебной песни «Недолго веноч­ку во горенке висеть» зафиксирован в единичных записях на территории Струго-Красненского райо­на («Образцы напевов и текстов свадебных обрядо­вых песен и припевок», № 11). Этот напев является одним из наиболее показательных для новгород­ской свадьбы и широко распространен в различных районах Ленинградской, Новгородской, Тверской областей.
Припевочная часть гдовско-плюсско-струго-красненской свадьбы характеризуется однород­ностью основных типологических и музыкально-стилевых параметров с псково-печорской традици­ей. Здесь обнаруживаются напевы, в основе кото­рых лежит музыкально-ритмическая фигура пяти-сложника («У ворот-ворот, у широких», «Вино моё,
вино, вино зелёное»). Значительное место занима­ют напевы общерусского распространения с веду­щей ролью плясовой ритмики (типы «Русского», «Сени», «Камаринского»), композиционно-ритми­ческие модели, основанные на смене ритмической пульсации «медленно-быстро», формы с припева­ми. Характерной особенностью исполнения свадеб­ных припевок на пиру в доме жениха является жен­ская круговая пляска, сопровождающаяся ритмизо­ванными возгласами в высоком регистре («кичка­ми», «подкйкиваниями»), взмахами платков («Об­разцы напевов и текстов свадебных обрядовых пе­сен и припевок», № 8).
В определении специфики северно-псковских традиций значительное место принадлежит ПО-ХОРОННО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ. Похоронно-поминальный обрядовый комплекс в северных районах Псковской области свидетельст­вует о глубоких исторических корнях этой тради­ции, соотносимых с древностями общеславянского слоя.
Обряды приуготовления к переходу в иной мир:
—  омовение покойного (приглашение человека со стороны, запрет на его участие в приготовлении поминальной трапезы, одаривание — «размывание рук» на сороковой день после смерти);
—  одевание смертной одежды,  положение во гроб; исполнение причитаний до дня похорон: «бу-жение» покойного по утрам причетами;
—  уничтожение предметов, связанных с умер­шим: сжигание, захоронение (закапывание в землю, положение во гроб), временная изоляция в течение определенного срока.
День похорон:
—  переворачивание скамеек перед выносом гро­ба из дома;
—  очистительные действия в доме после выноса гроба (омовение, окуривание, окропление святой водой); приготовление поминального стола;
—  причитания во время выноса гроба из дома;
—   прощание покойного с деревней — общинный помин на краю деревни, на «выгоне», на перекрест­ке (в основном — Плюсский район); «качание» гро­ба; поминовение кутьей и обрядовыми хлебами, сложенными в решето; благодарение, поклоны род­ственников покойного тем, кто пришел на помин, причитания;
—  устилание пути на кладбище еловыми ветка­ми; несение гроба на руках, специальных носилках, длинных полотенцах;
—  откупание могилы «медяками»,  устилание дна еловыми ветками;
—  перед последним прощанием засыпание «зе­мельки» в гроб; причитания — передача приветов и наказов на тот свет; опускание гроба в могилу на полотенцах.
Ритуалы поминовения:
—  поминовение на могиле после погребения, до­ма; поминальные дни — третий, девятый, сороковой;
—  поминальная еда: кутья, овсяный и клюквен­ный кисели, блины, пироги, пшеничные и ячменные лепешки; при поминовении на кладбище — полива­ние могилы пивом, вином, посыпание кутьей;
—  накануне поминального дня вывешивание полотенца на угол дома или окно; при посещении могилы «бужение» умершего, приглашение души на помин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное