Традиционные обряды псковских селений
— «хлебины»: молодые едут к теще «на блины», гостят у невестиной родни «по чередам», родня невесты собирает стол в доме жениха.
Важнейшую роль в развертывании свадебного обряда играют сольные причитания невесты, матери, тетушки, крестной и хоровые причитания, исполняемые подругами невесты. Для сольных причитаний характерны: тоническая система стихосложения, декламационность как основа произнесения обрядового текста, подвижность композиционно-ритмических показателей; для хоровых -формообразующее значение протянутых тонов, насыщенное мелодическое развертывание, протяженные распевы. Особенно велика в причетной традиции роль хоровых причитаний, связанных с доминированием песенных принципов организации музыкального текста. На территории северных районов зафиксированы два очага распространения жанра хоровых причитаний — гдовско-стругокрас-ненский и плюсский, где представлены две версии одного типа напева. Особенностью жанра хоровых причитаний, зафиксированных на территории верховьев реки Плюссы, является сюжет «Воля», характерный для лужско-шелонской традиции хоровых причитаний.
Свадебные обрядовые песни и припевки занимают безусловно доминирующее положение в жанровой системе северно-псковских традиций. Сюжетный корпус свадебных песен чрезвычайно обширен и включает в себя более 120 единиц. Напевам свадебных песен и припевок свойственно типологическое многообразие.
Варианты свадебных песен с синкопированной ритмикой напева и тонической организацией восьмисложного стиха («Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», № 1) зафиксированы с десятью сюжетами, среди которых представлены все «сиротские»: «У нас все ёлочки-сосоночки», «Ты, река ли моя, речушка», «В новой горенке свеча топится». Данный напев наиболее плотно распространен в Гдовском районе, а также встречается в Заянской, Плюсской и Нежадовской волостях Плюсского района, во всех обследованных волостях Струго-Красненского района, где встречается только с сюжетом «У нас все ёлочки-со-соночки». За пределами северных районов Псковской области этот напев бытует в качестве основного опевального в Сланцевском районе Ленинградской области.
Варианты напевов № 2, 3 (синкопированные, согласованные с тоническим семисложным стихом) занимают доминирующее положение среди свадебных напевов довенечной части обряда. С данным напевом исполняется около 20 текстов, среди которых встречаются сюжеты, воплощающие тему расставания невесты с родом («Берёза белая, зелена кудрявая» и др.). Значительный корпус сюжетов связан с приездом жениха за невестой -«Князевым поездом» («Потихоньку, бояры, со горы спускайтесь», «Стучит-гремит земля под вороным конем», «Не стойте, бояры, середи чиста поля», v 1а • лёл во горницу, не взглянул на образы» и др.) и темой благословения брачной пары («Ты не дуй, буен ветер, по широкой улице», «Благослови-ка, батюшка, меня во путь, во дороженьку», «Благослови-ка, Господи, нам игру заигрывать» и др.). Данный напев зафиксирован почти исключительно в Гдовском районе,7 при этом подавляющее большинство музыкальных записей сделано в Первомайской и Полновской волостях; он распространен также в Чудском Поозерье (Спицинская и Юш-кинская волости), менее интенсивно — в Самолвов-ской и Ремдовской волостях (юго-западная часть района), в Чернёвской, Добручинской и Вейнской волостях, расположенных по реке Плюссе. Напев обладает устойчивыми характеристиками на уровне ритма слогопроизнесения и ладо-интонационных особенностей, но встречается с различной композицией музыкально-поэтической строфы. Варианты слогоритмической структуры, свойственной данному типу напева, зафиксированы се-
вернее — в Сланцевском районе Ленинградской области,8 и южнее — в Псковском районе.9
Варианты музыкально-поэтической формы (см. образец напева № 4) с силлабической структурой стиха (4+5 слогов) и с различными типами композиции, основанной на повторах полустихов, были записаны в Сиковицкой, Симанологской и Новосельской волостях Струго-Красненского района, в Первомайской волости Гдовского района и Плюсской волости Плюсского района с девятью различными текстами, среди которых основное место занимают сюжеты, связанные со встречей женихова поезда: «Сокол летит, и леса шумят», «Вал на воде колыхается», «Состречай, матушка, дорогих гостей», «Не езди, князь молодой, по сыру бору» и др. (наиболее близкий вариант по мелодической структуре: Часть II, «Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», № 19).
Напев № 5 представлен на территории Гдовского района в единичной записи, но его ритмические особенности (тип «синкопированной» ритмики) характерны для зоны Псково-Печорского Обозерья.
Песенные формы с восьми- и девятисложной тонической организацией стиха представлены четырьмя типами слогоритмики («Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», №№ 7-10) и включают по преимуществу сюжеты северно-псковской свадьбы, связанные с припевани-ем пар.
Исключение составляет образец свадебного напева плачево-повествовательной направленности из д. Лосицы Плюсского района, зафиксированный с опевальным текстом «Ты не жалься-ка, Марьюшка» («Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», № 7), близкий свадебным напевам новгородской традиции.
Обширна и чрезвычайно показательна для северной Псковщины группа свадебных напевов с повтором второго полустиха. Ареалы распространения этих напевов выходят далеко за пределы данной зоны. Напев свадебной песни «Недолго веночку во горенке висеть» зафиксирован в единичных записях на территории Струго-Красненского района («Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», № 11). Этот напев является одним из наиболее показательных для новгородской свадьбы и широко распространен в различных районах Ленинградской, Новгородской, Тверской областей.
Припевочная часть гдовско-плюсско-струго-красненской свадьбы характеризуется однородностью основных типологических и музыкально-стилевых параметров с псково-печорской традицией. Здесь обнаруживаются напевы, в основе которых лежит музыкально-ритмическая фигура пяти-сложника («У ворот-ворот, у широких», «Вино моё,
вино, вино зелёное»). Значительное место занимают напевы общерусского распространения с ведущей ролью плясовой ритмики (типы «Русского», «Сени», «Камаринского»), композиционно-ритмические модели, основанные на смене ритмической пульсации «медленно-быстро», формы с припевами. Характерной особенностью исполнения свадебных припевок на пиру в доме жениха является женская круговая пляска, сопровождающаяся ритмизованными возгласами в высоком регистре («кичками», «подкйкиваниями»), взмахами платков («Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», № 8).
В определении специфики северно-псковских традиций значительное место принадлежит ПО-ХОРОННО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ. Похоронно-поминальный обрядовый комплекс в северных районах Псковской области свидетельствует о глубоких исторических корнях этой традиции, соотносимых с древностями общеславянского слоя.
Обряды приуготовления к переходу в иной мир:
— омовение покойного (приглашение человека со стороны, запрет на его участие в приготовлении поминальной трапезы, одаривание — «размывание рук» на сороковой день после смерти);
— одевание смертной одежды, положение во гроб; исполнение причитаний до дня похорон: «бу-жение» покойного по утрам причетами;
— уничтожение предметов, связанных с умершим: сжигание, захоронение (закапывание в землю, положение во гроб), временная изоляция в течение определенного срока.
День похорон:
— переворачивание скамеек перед выносом гроба из дома;
— очистительные действия в доме после выноса гроба (омовение, окуривание, окропление святой водой); приготовление поминального стола;
— причитания во время выноса гроба из дома;
— прощание покойного с деревней — общинный помин на краю деревни, на «выгоне», на перекрестке (в основном — Плюсский район); «качание» гроба; поминовение кутьей и обрядовыми хлебами, сложенными в решето; благодарение, поклоны родственников покойного тем, кто пришел на помин, причитания;
— устилание пути на кладбище еловыми ветками; несение гроба на руках, специальных носилках, длинных полотенцах;
— откупание могилы «медяками», устилание дна еловыми ветками;
— перед последним прощанием засыпание «земельки» в гроб; причитания — передача приветов и наказов на тот свет; опускание гроба в могилу на полотенцах.
Ритуалы поминовения:
— поминовение на могиле после погребения, дома; поминальные дни — третий, девятый, сороковой;
— поминальная еда: кутья, овсяный и клюквенный кисели, блины, пироги, пшеничные и ячменные лепешки; при поминовении на кладбище — поливание могилы пивом, вином, посыпание кутьей;
— накануне поминального дня вывешивание полотенца на угол дома или окно; при посещении могилы «бужение» умершего, приглашение души на помин.
Самая актуальная информация однотонные подарочные пакеты тут.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36