Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

«Лучше я сама, красная девушка, себе сдивовалась» и др.)- Среди лирических песен северно-псковской традиции значительное место занимает пласт напе­вов более позднего происхождения, характеризую­щийся развитой ладо-гармонической и фактурной основой.
С празднично-обрядовой сферой народной му­зыкальной традиции (уличные гулянья в годовые и престольные праздники, молодежные игрища осен­не-зимнего периода и Святок) связано бытование ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ. В северных районах Псковщины в прошлом были распростра­нены малострунные крыловидные гусли (четыре-шесть струн), скрипки, старинные гармони — «таль­янки», в настоящее время бытуют многострунные гусли, балалайки, различные виды гармоник (гар­монь-хромка, гармони русского и немецкого стро­ев). Репертуар включает в себя комплекс традици­онных наигрышей: «под песни» (под шествие-«про-ходку» по деревне), «под пляску» и «под драку», а также наигрыши позднего происхождения (жанры европейской танцевальной музыки и исполнение песен под инструментальное сопровождение, осо­бенно характерные для Гдовского района). На тер­ритории Гдовского, Плюсского и Струго-Краснен-ского районов проходят северная и северно-восточ­ная границы распространения нескольких типов наигрышей «под песни», известных по всей Псков­ской области (тип порховской «Милашки» с назва­нием «Скобаря»; «Сумецкая» с названиями «Гдов-ские припевки», «Мазурицкая» и др.).
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ пред­ставлена различными видами плясок и хороводами. Особое место принадлежит архаическим типам плясок: мужской («ломанье») и женской («кружка», «во кружок»). Круговые пляски исполнялись на до­жинках (в пожинальном обряде «Бабу резать») и на свадебном застолье. Большая группа хороводных песен — «караводов» — была приурочена к уличным гуляньям весенне-летнего календаря (к Масленице, периоду от Пасхи до Троицы, к заговенью на Пет­ров пост). Наилучшая сохранность жанра наблюда­ется в Гдовском районе. Там были зафиксированы различные внутрижанровые группы хороводных песен: круговые, орнаментальные, игровые в кругу (с выбором пары или набором участников). Для гдовской хороводной традиции характерны орга­низующая роль плясового движения участников (мелкий, приставной, втаптывающий шаг, прискок на обе ноги) и особая пластика рук (свободное -круговое или вертикальное — движение поднятыми руками). Часть сюжетов хороводных песен имеет общерусское распространение, но встречаются и редкие сюжеты, показательные для данной тради­ции. Музыкально-стилевые особенности гдовских хороводов связаны с формульностью музыкально-
го языка (наличие политекстовых напевов, музы­кально-ритмической формулы пятисложника).
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД на территории север­ных районов Псковской области представлен в двух вариантах: свадьба со сватовством и разверну­той довенечной частью обряда (основной вид) и свадьба «убегом». Основной вариант развертыва­ния свадебного обряда включает в себя следующие компоненты:
—  сватовство: приход сватов — «в клюкй полез­ли», «клюки цепляют», приговоры сватов, застолье после получения согласия на свадьбу, задаток не­весты, возможно богомоление и «пропивание» не­весты; отказ — «рогатку дают»; бесчинства девушек — подруг невесты;
—  «дымничание»:  едут «на хлебник», «место смотрят»;  «рукобйтие» — закрепление договора между невестиной и жениховой сторонами, одари­вание невестой жениха и жениховой родни; «про-поины» или «запой» — гулянье невестиной родни в ее доме;
—   подготовка к свадьбе: варка пива, приготов­ление приданого и даров; жених проведывает невес­ту, девушки приходят петь ей свадебные песни, по­ют под окнами «Волю» (Плюсский район), невеста причитает; изготовление «красы» (в любой из дней довенечного периода, в канун свадьбы, утром сва­дебного дня);
—  зазывание родни на свадьбу (бассейн р. Жел­чи и притока Плюссы — р. Люты): шествие или поездка от своего дома к дому родственника; хоро­вые и сольные причитания у порога дома с прось­бой открыть дверь; в доме — молитвы Богу, просьба благословения, земные поклоны; приглашение на свадьбу; застолье; причитания, комментирующие порядок обрядовых действий;
—  шествия, катания по окрестным деревням: зазывание «добрых людей» на свадьбу, прощание с молодостью, улицей,  полями (невеста накрыта платком, ее сопровождают две подруги, она кланя­ется — встает на колени; невеста и подруги причита­ют, исполняются свадебные песни);
—   зазывание  на свадьбу умерших родителей (причитания невесты-сироты на кладбище, хожде­ние по избе с «красой» — поиск умерших родителей);
—  обрядовая баня (вечером, накануне свадебно­го дня): невеста просит разрешения у отца сходить в баню, шествие по улице (голошения и свадебные песни), «опевание» невесты подругами или пляски во время омовения; запреты, связанные с омовени­ем невесты — загадывания на судьбу; причитания невесты — благодарение подруг за баню; возвраще­ние домой — причитания на пороге с просьбой впу­стить в дом;
—   вечерина у невесты (девичник, последний ве­чер, «проводы» — в основном в Плюсском и Струго-
Красненском районах): подруги делают невесте «красу», возможно чесание косы невесте, родитель­ское благословение, приход жениха с выкупом;
—  утро свадебного дня: бужение невесты причи­таниями матери, подруг; последнее катание невес­ты и ее подруг с «красой»;
—  чесание головы: невесту сажают на хлебную квашню, покрытую шубой, поют «скучные песни», невеста и подружки причитают — призывают родст­венников расплести косу, учесать голову, благода­рят их; родственники наделяют невесту — одарива­ют деньгами, подарками; есть сведения о чесании головы невесты с участием жениха и жениховой родни, чесании головы жениха;
—  благословение невесты: невеста стоит на ко­ленях на шубе или склоняет голову через стол, ро­дители водят решетом над головой невесты, посы­пают голову хмелем;
—   прощание невесты с волей, с «красой»: ее во­дят по избе с распущенными волосами, накрытую платком, с «красбй»; девушки поют свадебные пес­ни, невеста причитает — прощается с «волей-красо­той», дает наказы подругам; ждут приезда жениха -застолье и «опевание» невесты;
—  приезд жениха в дом невесты: сборы женихо­ва поезда в дорогу — обход поезда дружкой жениха, причитания матери по жениху, «заламывание» до­роги по пути в дом невесты; встреча женихова поез­да — выкрики, свадебные песни; разыгрывание сце­ны  выкупа «двойниками»  жениха и невесты -«дружкой» и «сестрой»; дружки с обеих сторон «спорятся хлебами»,  потом обмениваются ими; дружки торгуются со свахами, жених выкупает до­рогу, дружка «крестит» дорогу ударами кнута;
—  жених выкупает место за столом у «крестни­ка» (младшего брата или племянника невесты) или «подружек», «шаферйц»; выкупает пирогом, кото­рый привозит жених или его сестра; выкуп «красы» — решета с платками, ёлочки; «случение» жениха и невесты «в место»; застолье с «опеванием» гостей -величания, припевания пар;
—  благословение жениха и невесты, отъезд к венцу — трижды обводят над головой хлебом, посы­пают хмелем, зерном; причитания матери и невесты в момент отправления под венец, звучание свадеб­ных песен; магические действия, направленные на соединение брачной  пары — «ломают оглобли»; едут к венцу в одних санях или порознь; мужчины «качают» молодых «на ура!» — приподнимают теле­гу с молодыми;
—  перевоз  и  выкуп  приданого — «кашники», «жанйловы» едут, «с добром», «волки едут» (Гдов-ский — единично) — происходит одновременно с от­правлением под венец или в другое время (накануне свадьбы, за неделю до свадьбы, на второй день свадьбы); выкуп сундука на пороге дома жениха,
невестина родня одаривает женихову родню; укра­шают дом жениха;
—  венчание, дорога в дом жениха: приметы во время венчания, обряд надевания женского голов­ного убора — «сборника»; катание молодоженов после венца; охранительные мероприятия — дружка разметает дорогу молодым, свадебный поезд проез­жает через огонь, стреляют в воздух; выкупы -дружки торгуются,  сестра невесты бросает «по народу» пояса;
—  встреча свадебного поезда в доме жениха: свекор и свекровь подносят хлеб, осыпают житом и хмелем, благословляют молодых, вводят в дом че­рез двор, поют свадебные песни;
—  на застолье в доме жениха свекровь выносит «похвальный  пирог»,  чтобы  невесту  не хаяли, дружка или крестный раскрывает молодую, невеста одаривает женихову родню; выкуп пива невестой; «опевание» застолицы — исполнение величальных и корильных песен, припевание пар — одаривание пе­виц; пляска «с красбй» — «опевание красы»; вынос и выкуп каши; дружка ведет молодых спать;
—  второй, третий дни свадьбы: бужение моло­дых — «бьют горшки»; молодая метет пол, свекровь одаривает невестку; молодая ходит за водой на ко­лодец, оставляет выкуп — пояса; молодую обливают водой, она откупается — подает «шелугу», угощает вином; молодых ведут в баню — молодая кладет пояса на каменку; пекут блины, поезжане воруют блины — им дают выкуп; «кашный» стол у жениха с выкупом каши; молодые катаются «на долгий лён»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное