Традиционные обряды псковских селений
«Лучше я сама, красная девушка, себе сдивовалась» и др.)- Среди лирических песен северно-псковской традиции значительное место занимает пласт напевов более позднего происхождения, характеризующийся развитой ладо-гармонической и фактурной основой.
С празднично-обрядовой сферой народной музыкальной традиции (уличные гулянья в годовые и престольные праздники, молодежные игрища осенне-зимнего периода и Святок) связано бытование ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ. В северных районах Псковщины в прошлом были распространены малострунные крыловидные гусли (четыре-шесть струн), скрипки, старинные гармони — «тальянки», в настоящее время бытуют многострунные гусли, балалайки, различные виды гармоник (гармонь-хромка, гармони русского и немецкого строев). Репертуар включает в себя комплекс традиционных наигрышей: «под песни» (под шествие-«про-ходку» по деревне), «под пляску» и «под драку», а также наигрыши позднего происхождения (жанры европейской танцевальной музыки и исполнение песен под инструментальное сопровождение, особенно характерные для Гдовского района). На территории Гдовского, Плюсского и Струго-Краснен-ского районов проходят северная и северно-восточная границы распространения нескольких типов наигрышей «под песни», известных по всей Псковской области (тип порховской «Милашки» с названием «Скобаря»; «Сумецкая» с названиями «Гдов-ские припевки», «Мазурицкая» и др.).
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ представлена различными видами плясок и хороводами. Особое место принадлежит архаическим типам плясок: мужской («ломанье») и женской («кружка», «во кружок»). Круговые пляски исполнялись на дожинках (в пожинальном обряде «Бабу резать») и на свадебном застолье. Большая группа хороводных песен — «караводов» — была приурочена к уличным гуляньям весенне-летнего календаря (к Масленице, периоду от Пасхи до Троицы, к заговенью на Петров пост). Наилучшая сохранность жанра наблюдается в Гдовском районе. Там были зафиксированы различные внутрижанровые группы хороводных песен: круговые, орнаментальные, игровые в кругу (с выбором пары или набором участников). Для гдовской хороводной традиции характерны организующая роль плясового движения участников (мелкий, приставной, втаптывающий шаг, прискок на обе ноги) и особая пластика рук (свободное -круговое или вертикальное — движение поднятыми руками). Часть сюжетов хороводных песен имеет общерусское распространение, но встречаются и редкие сюжеты, показательные для данной традиции. Музыкально-стилевые особенности гдовских хороводов связаны с формульностью музыкально-
го языка (наличие политекстовых напевов, музыкально-ритмической формулы пятисложника).
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД на территории северных районов Псковской области представлен в двух вариантах: свадьба со сватовством и развернутой довенечной частью обряда (основной вид) и свадьба «убегом». Основной вариант развертывания свадебного обряда включает в себя следующие компоненты:
— сватовство: приход сватов — «в клюкй полезли», «клюки цепляют», приговоры сватов, застолье после получения согласия на свадьбу, задаток невесты, возможно богомоление и «пропивание» невесты; отказ — «рогатку дают»; бесчинства девушек — подруг невесты;
— «дымничание»: едут «на хлебник», «место смотрят»; «рукобйтие» — закрепление договора между невестиной и жениховой сторонами, одаривание невестой жениха и жениховой родни; «про-поины» или «запой» — гулянье невестиной родни в ее доме;
— подготовка к свадьбе: варка пива, приготовление приданого и даров; жених проведывает невесту, девушки приходят петь ей свадебные песни, поют под окнами «Волю» (Плюсский район), невеста причитает; изготовление «красы» (в любой из дней довенечного периода, в канун свадьбы, утром свадебного дня);
— зазывание родни на свадьбу (бассейн р. Желчи и притока Плюссы — р. Люты): шествие или поездка от своего дома к дому родственника; хоровые и сольные причитания у порога дома с просьбой открыть дверь; в доме — молитвы Богу, просьба благословения, земные поклоны; приглашение на свадьбу; застолье; причитания, комментирующие порядок обрядовых действий;
— шествия, катания по окрестным деревням: зазывание «добрых людей» на свадьбу, прощание с молодостью, улицей, полями (невеста накрыта платком, ее сопровождают две подруги, она кланяется — встает на колени; невеста и подруги причитают, исполняются свадебные песни);
— зазывание на свадьбу умерших родителей (причитания невесты-сироты на кладбище, хождение по избе с «красой» — поиск умерших родителей);
— обрядовая баня (вечером, накануне свадебного дня): невеста просит разрешения у отца сходить в баню, шествие по улице (голошения и свадебные песни), «опевание» невесты подругами или пляски во время омовения; запреты, связанные с омовением невесты — загадывания на судьбу; причитания невесты — благодарение подруг за баню; возвращение домой — причитания на пороге с просьбой впустить в дом;
— вечерина у невесты (девичник, последний вечер, «проводы» — в основном в Плюсском и Струго-
Красненском районах): подруги делают невесте «красу», возможно чесание косы невесте, родительское благословение, приход жениха с выкупом;
— утро свадебного дня: бужение невесты причитаниями матери, подруг; последнее катание невесты и ее подруг с «красой»;
— чесание головы: невесту сажают на хлебную квашню, покрытую шубой, поют «скучные песни», невеста и подружки причитают — призывают родственников расплести косу, учесать голову, благодарят их; родственники наделяют невесту — одаривают деньгами, подарками; есть сведения о чесании головы невесты с участием жениха и жениховой родни, чесании головы жениха;
— благословение невесты: невеста стоит на коленях на шубе или склоняет голову через стол, родители водят решетом над головой невесты, посыпают голову хмелем;
— прощание невесты с волей, с «красой»: ее водят по избе с распущенными волосами, накрытую платком, с «красбй»; девушки поют свадебные песни, невеста причитает — прощается с «волей-красотой», дает наказы подругам; ждут приезда жениха -застолье и «опевание» невесты;
— приезд жениха в дом невесты: сборы женихова поезда в дорогу — обход поезда дружкой жениха, причитания матери по жениху, «заламывание» дороги по пути в дом невесты; встреча женихова поезда — выкрики, свадебные песни; разыгрывание сцены выкупа «двойниками» жениха и невесты -«дружкой» и «сестрой»; дружки с обеих сторон «спорятся хлебами», потом обмениваются ими; дружки торгуются со свахами, жених выкупает дорогу, дружка «крестит» дорогу ударами кнута;
— жених выкупает место за столом у «крестника» (младшего брата или племянника невесты) или «подружек», «шаферйц»; выкупает пирогом, который привозит жених или его сестра; выкуп «красы» — решета с платками, ёлочки; «случение» жениха и невесты «в место»; застолье с «опеванием» гостей -величания, припевания пар;
— благословение жениха и невесты, отъезд к венцу — трижды обводят над головой хлебом, посыпают хмелем, зерном; причитания матери и невесты в момент отправления под венец, звучание свадебных песен; магические действия, направленные на соединение брачной пары — «ломают оглобли»; едут к венцу в одних санях или порознь; мужчины «качают» молодых «на ура!» — приподнимают телегу с молодыми;
— перевоз и выкуп приданого — «кашники», «жанйловы» едут, «с добром», «волки едут» (Гдов-ский — единично) — происходит одновременно с отправлением под венец или в другое время (накануне свадьбы, за неделю до свадьбы, на второй день свадьбы); выкуп сундука на пороге дома жениха,
невестина родня одаривает женихову родню; украшают дом жениха;
— венчание, дорога в дом жениха: приметы во время венчания, обряд надевания женского головного убора — «сборника»; катание молодоженов после венца; охранительные мероприятия — дружка разметает дорогу молодым, свадебный поезд проезжает через огонь, стреляют в воздух; выкупы -дружки торгуются, сестра невесты бросает «по народу» пояса;
— встреча свадебного поезда в доме жениха: свекор и свекровь подносят хлеб, осыпают житом и хмелем, благословляют молодых, вводят в дом через двор, поют свадебные песни;
— на застолье в доме жениха свекровь выносит «похвальный пирог», чтобы невесту не хаяли, дружка или крестный раскрывает молодую, невеста одаривает женихову родню; выкуп пива невестой; «опевание» застолицы — исполнение величальных и корильных песен, припевание пар — одаривание певиц; пляска «с красбй» — «опевание красы»; вынос и выкуп каши; дружка ведет молодых спать;
— второй, третий дни свадьбы: бужение молодых — «бьют горшки»; молодая метет пол, свекровь одаривает невестку; молодая ходит за водой на колодец, оставляет выкуп — пояса; молодую обливают водой, она откупается — подает «шелугу», угощает вином; молодых ведут в баню — молодая кладет пояса на каменку; пекут блины, поезжане воруют блины — им дают выкуп; «кашный» стол у жениха с выкупом каши; молодые катаются «на долгий лён»;
Hitachi hikoki hikoki-shops.ru.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36