Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

—   угощение работников. Сенокос:
—   озорство парней — обрядовые обливания;
—   пение лирических и плясовых песен «с кич­кам», припевок под балалайку на работе и по пути домой.
Иванов день:
—  представления о разгуле колдовской силы в иванскую ночь; использование в качестве защиты от колдунов иванской травы, «колкуши» (репейника);
—   костры в ночь накануне Иванова дня на го­рах, берегах рек, озер, на лугах, озимом поле; гуля­нье до рассвета с трапезой-складчиной; игры в го­релки, хороводы, пляски;
—   сбор целебных трав; поверья о цветущем па­поротнике;
—  девичьи гадания. Петров день:
—   ночное гулянье у костра с пением «долгих» и «гулевых»  песен  (Плюсский  район);  общинная складчина — яичница;
—   одаривание пастуха;
—   посещение по завету святых ключей и колод­цев, обряд освящения воды, омовение.
Спасов день:
—   «яблочный праздник»;
—   конец уборки ржи, освящение в часовне зер­на к предстоящему севу озимых.
«Фрол» — «лошадиный праздник»: выпекание пирогов с овсом для лошадей, их закармливание. Жатва:
—   обряды начала и завершения жатвы, направ­ленные на сохранение жизненной силы зерна -«спора»;
—   «зажинки» — получение благословения на жат­ву, коллективная или индивидуальная форма начала жатвы, обереги от колдуньи, усаживание на первый сноп, заговоры от боли в спине, «первая пястка»;
—   период жатвы — хуление отстающих, испол­нение причитаний, протяжных лирических песен, припевок «на долгий голос» по пути домой; приме­ты, связанные с процессом жатвы;
—   окончание жатвы озимой ржи — пожиналь-ный обряд «Бабу резать»; изгнание «Бабы» и заго-
воры на возврат силы; заплетение косы, голошение, пляска вокруг косы, исполнение плясовых, «озор­ных», «страмных» песен, обрядовая трапеза, гада­ния, благословение, шествие с поля домой;
—   окончание жатвы яровых, уборка льна;
—   посев ржи на паровых полях — обряды, свя­занные с севом (благословение перед началом сева, в первой севалке — зерна из первой сжатой пястки нового урожая, трапеза на поле); приметы, связан­ные с севом; приготовление обрядовой каши.
Александров день:  варка первого киселя из клюквы нового урожая. Покров:
—   переход скотины на стойловое содержание, закармливание скотины последним снопом;
—   варка киселя из последней собранной клюквы. «Кузьминки»:
—   освящение шерстяной пряжи в церкви, «что­бы овцы велись»;
—   трапеза с киселем и житной кашей. Дмитровская суббота:
—   родительский день — поминовение в церкви, посещение кладбища с кутьей, поминальными ле­пешками, пирожками, печеньем;
—   приметы на погоду. Супрядки:
—   порядок организации супрядок;
—   молодежные игрища: ряженье, озорство пар­ней — «куделю жгут»;
—   обряд «приманивания чужаков» (парней из других деревень), гадания на приход чужаков;
—  драки между «своими» и «чужими».
Заветные праздники были связаны с почитани­ем святых мест (источников, камней, пещер, мест жития и упокоения монахов-пустынножителей). По завету проводились молебны, крестные ходы «на дождь», «от пожаров», с целью защиты посевов от града, от падежа скота. Развитая традиция празд­нования по завету и культ местных святынь — харак­терные признаки местной культурной традиции.
Престольные праздники, «пивные праздники», ярмарки — название местных съезжих праздников. С ними связано поминовение умерших на кладби­ще, собрание мужских складчин, посещение род­ственников — «ездят по родне». Для престольных праздников характерны уличные гулянья в опреде­ленных местах: у церкви или часовни, на «крестах» (перекрестках дорог). Артели парней и девушек с музыкантом ходили по деревенской улице и пели припевки под инструментальное сопровождение, плясали. В дни престольных праздников проходили ритуально-праздничные состязания парней и му­жиков, драки. Зачинщиками драки могли быть под­ростки или «атаман».
КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР святочного периода представлен на территории се-
верных районов Псковской области празднично-поздравительными песнями, исполнявшимися во время обходов дворов. Наибольшее количество за­писей колядок выполнено в Плюсском районе, тог­да как упоминания о бытовании жанра в Гдовском и Струго-Красненском районах, а также записи текстов и напевов колядок — единичны. По всей ве­роятности, это связано с состоянием традиции, по­скольку наиболее полный образец колядки с сюже­том «Терем хозяина» в северных районах Псковщи­ны был записан от Анисьи Григорьевны Шунаевой (1904 г. р.) — одной из старейших жительниц Гдов-ского района, и, по ее словам, активное бытование обычая колядования уже не было связано с поколе­нием ее сверстников. Отдельные записи колядок с сюжетом «Терем хозяина» были сделаны в каждом из трех северных районов Псковской области, а ко­лядки с краткими сюжетами «попрошаек», испол­няемые подростками, были осуществлены только в Плюсском районе. Напевы колядок имеют простей­шую декламационно-попевочную основу и связаны с узкообъемными ладами.
В Струго-Красненском районе от уроженки бывшего Клешовского с/с Псковского района был зафиксирован единственный образец поздравитель­ной песни с припевом «Виноградье красно-зелено», подтверждающий тот факт, что распространение этого жанра в северном и северо-восточном на­правлении не идет далее Псковского района.
Область масленичного фольклора представле­на как песенными образцами, так и «малыми фор­мами фольклора», связанными с допесенным ти­пом интонирования (возгласы-кличи и ритмизо­ванные заклинания-скандирования). Видовое мно­гообразие фольклорных текстов, включенных в масленичную обрядность, позволяет оценить исто-рико-типологическую многомерность фольклор­ной традиции, а наличие декламационных форм -ее архаическую основу. Тематика масленичного фольклора связана со встречей и проводами Мас­леницы, заклинаниями на урожай льна и на сжига­ние Масленицы (скоромной пищи), именованием Масленицы как мифологического персонажа (вели­чания, хуления).
Масленичные выкрики, заклинания и припевки распространены повсеместно в Псковской области, в то время как наличие масленичных песен — редкий и чрезвычайно показательный компонент местной музыкальной традиции. Песня «Дорогая наша Масленица» была зафиксирована в основном на территории Гдовского и Струго-Красненского рай­онов (в Чудском Поозерье и по р. Желче) и пред­ставлена тремя вариантами развития сюжета и не­сколькими напевами. Один из напевов, приводи­мый в настоящем издании, особенно интересен в типологическом отношении («Образцы напевов и
текстов календарно-обрядовых песен…», № 9) — в музыкально-поэтической форме обнаруживаются закономерности обрядового и лирического выска­зывания.
Жанры весенне-летнего обрядового фольклора представлены на территории северных районов Псковской области приговорами, выкриками, при­певками. В гдовской традиции кульминационное значение среди жанров календарно-обрядового фольклора имеют заклинания в обряде окончания жатвы — обрядовом комплексе «Бабу резать».
Во время уличных гуляний весенне-летнего пе­риода (на Масленицу, во время «бабьего гулянья» в Егорьев день, в пасхальный период), в престольные праздники, во время работы на супрядках и когда «зазывали чужаков» на гулянье пелись ЛИРИЧЕ­СКИЕ ПЕСНИ, народное обозначение которых -«далявые», «долгие» или «протяжные». О лириче­ской песне «Рано-рано наше подворьице зарастает» говорили: «"Рано" — её тянуть надо, громкая песня, и яё пели всё на улице больше. Вот, бывало, женщи­ны выйдут на улицу, становятца в кучку, и вот одна и затягает, а тут все подтягают. Она как-то тягучая была — даже слов не понять, всё в голасе получа­лось» (Гд., Тупицино 4666-12).
Лирические песни представлены в экспеди­ционных коллекциях только в записях из Гдовско­го района. Однако, по имеющимся свидетельствам из Плюсского и Струго-Красненского районов, можно говорить об активном бытовании этого жанра в недавнем прошлом на всей исследованной территории. Круг сюжетов лирических песен мно­гообразен: это и слой женской лирики, песни моло­децкого цикла, баллады («брат у сестры не ночует, всю ночь протоскует», «муж губит жену», сюжет «дочка-пташка», бытующий в двух версиях поэти­ческого текста), песенные сюжеты литературного происхождения.
В Гдовском районе были записаны выдающие­ся образцы лирической песенности раннего истори-ко-стилевого слоя. Среди них особое место принад­лежит песням с квартовой ладовой организацией, стилевое своеобразие которых обусловлено инто­национными связями с плачевой сферой народной музыкальной культуры: «Рано-рано наше подворь­ице зарастает», «Лучше я сама, красная девушка, се­бе сдивовалась», «Славна новенька наша дерёвенка разорена».
Один из напевов баллад, записанный в д. Пар­тизанской Гдовского района, близок эпическому, декламационно-сказительскому распеву («Образцы напевов и текстов лирических и балладных песен», № 13). Частично песенный репертуар лирики, за­фиксированной на территории Гдовского района, является общим с Псково-Печорским Обозерьем (например, песни «Не одна во поле дорожка»,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное