Традиционные обряды псковских селений
— угощение работников. Сенокос:
— озорство парней — обрядовые обливания;
— пение лирических и плясовых песен «с кичкам», припевок под балалайку на работе и по пути домой.
Иванов день:
— представления о разгуле колдовской силы в иванскую ночь; использование в качестве защиты от колдунов иванской травы, «колкуши» (репейника);
— костры в ночь накануне Иванова дня на горах, берегах рек, озер, на лугах, озимом поле; гулянье до рассвета с трапезой-складчиной; игры в горелки, хороводы, пляски;
— сбор целебных трав; поверья о цветущем папоротнике;
— девичьи гадания. Петров день:
— ночное гулянье у костра с пением «долгих» и «гулевых» песен (Плюсский район); общинная складчина — яичница;
— одаривание пастуха;
— посещение по завету святых ключей и колодцев, обряд освящения воды, омовение.
Спасов день:
— «яблочный праздник»;
— конец уборки ржи, освящение в часовне зерна к предстоящему севу озимых.
«Фрол» — «лошадиный праздник»: выпекание пирогов с овсом для лошадей, их закармливание. Жатва:
— обряды начала и завершения жатвы, направленные на сохранение жизненной силы зерна -«спора»;
— «зажинки» — получение благословения на жатву, коллективная или индивидуальная форма начала жатвы, обереги от колдуньи, усаживание на первый сноп, заговоры от боли в спине, «первая пястка»;
— период жатвы — хуление отстающих, исполнение причитаний, протяжных лирических песен, припевок «на долгий голос» по пути домой; приметы, связанные с процессом жатвы;
— окончание жатвы озимой ржи — пожиналь-ный обряд «Бабу резать»; изгнание «Бабы» и заго-
воры на возврат силы; заплетение косы, голошение, пляска вокруг косы, исполнение плясовых, «озорных», «страмных» песен, обрядовая трапеза, гадания, благословение, шествие с поля домой;
— окончание жатвы яровых, уборка льна;
— посев ржи на паровых полях — обряды, связанные с севом (благословение перед началом сева, в первой севалке — зерна из первой сжатой пястки нового урожая, трапеза на поле); приметы, связанные с севом; приготовление обрядовой каши.
Александров день: варка первого киселя из клюквы нового урожая. Покров:
— переход скотины на стойловое содержание, закармливание скотины последним снопом;
— варка киселя из последней собранной клюквы. «Кузьминки»:
— освящение шерстяной пряжи в церкви, «чтобы овцы велись»;
— трапеза с киселем и житной кашей. Дмитровская суббота:
— родительский день — поминовение в церкви, посещение кладбища с кутьей, поминальными лепешками, пирожками, печеньем;
— приметы на погоду. Супрядки:
— порядок организации супрядок;
— молодежные игрища: ряженье, озорство парней — «куделю жгут»;
— обряд «приманивания чужаков» (парней из других деревень), гадания на приход чужаков;
— драки между «своими» и «чужими».
Заветные праздники были связаны с почитанием святых мест (источников, камней, пещер, мест жития и упокоения монахов-пустынножителей). По завету проводились молебны, крестные ходы «на дождь», «от пожаров», с целью защиты посевов от града, от падежа скота. Развитая традиция празднования по завету и культ местных святынь — характерные признаки местной культурной традиции.
Престольные праздники, «пивные праздники», ярмарки — название местных съезжих праздников. С ними связано поминовение умерших на кладбище, собрание мужских складчин, посещение родственников — «ездят по родне». Для престольных праздников характерны уличные гулянья в определенных местах: у церкви или часовни, на «крестах» (перекрестках дорог). Артели парней и девушек с музыкантом ходили по деревенской улице и пели припевки под инструментальное сопровождение, плясали. В дни престольных праздников проходили ритуально-праздничные состязания парней и мужиков, драки. Зачинщиками драки могли быть подростки или «атаман».
КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР святочного периода представлен на территории се-
верных районов Псковской области празднично-поздравительными песнями, исполнявшимися во время обходов дворов. Наибольшее количество записей колядок выполнено в Плюсском районе, тогда как упоминания о бытовании жанра в Гдовском и Струго-Красненском районах, а также записи текстов и напевов колядок — единичны. По всей вероятности, это связано с состоянием традиции, поскольку наиболее полный образец колядки с сюжетом «Терем хозяина» в северных районах Псковщины был записан от Анисьи Григорьевны Шунаевой (1904 г. р.) — одной из старейших жительниц Гдов-ского района, и, по ее словам, активное бытование обычая колядования уже не было связано с поколением ее сверстников. Отдельные записи колядок с сюжетом «Терем хозяина» были сделаны в каждом из трех северных районов Псковской области, а колядки с краткими сюжетами «попрошаек», исполняемые подростками, были осуществлены только в Плюсском районе. Напевы колядок имеют простейшую декламационно-попевочную основу и связаны с узкообъемными ладами.
В Струго-Красненском районе от уроженки бывшего Клешовского с/с Псковского района был зафиксирован единственный образец поздравительной песни с припевом «Виноградье красно-зелено», подтверждающий тот факт, что распространение этого жанра в северном и северо-восточном направлении не идет далее Псковского района.
Область масленичного фольклора представлена как песенными образцами, так и «малыми формами фольклора», связанными с допесенным типом интонирования (возгласы-кличи и ритмизованные заклинания-скандирования). Видовое многообразие фольклорных текстов, включенных в масленичную обрядность, позволяет оценить исто-рико-типологическую многомерность фольклорной традиции, а наличие декламационных форм -ее архаическую основу. Тематика масленичного фольклора связана со встречей и проводами Масленицы, заклинаниями на урожай льна и на сжигание Масленицы (скоромной пищи), именованием Масленицы как мифологического персонажа (величания, хуления).
Масленичные выкрики, заклинания и припевки распространены повсеместно в Псковской области, в то время как наличие масленичных песен — редкий и чрезвычайно показательный компонент местной музыкальной традиции. Песня «Дорогая наша Масленица» была зафиксирована в основном на территории Гдовского и Струго-Красненского районов (в Чудском Поозерье и по р. Желче) и представлена тремя вариантами развития сюжета и несколькими напевами. Один из напевов, приводимый в настоящем издании, особенно интересен в типологическом отношении («Образцы напевов и
текстов календарно-обрядовых песен…», № 9) — в музыкально-поэтической форме обнаруживаются закономерности обрядового и лирического высказывания.
Жанры весенне-летнего обрядового фольклора представлены на территории северных районов Псковской области приговорами, выкриками, припевками. В гдовской традиции кульминационное значение среди жанров календарно-обрядового фольклора имеют заклинания в обряде окончания жатвы — обрядовом комплексе «Бабу резать».
Во время уличных гуляний весенне-летнего периода (на Масленицу, во время «бабьего гулянья» в Егорьев день, в пасхальный период), в престольные праздники, во время работы на супрядках и когда «зазывали чужаков» на гулянье пелись ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, народное обозначение которых -«далявые», «долгие» или «протяжные». О лирической песне «Рано-рано наше подворьице зарастает» говорили: «"Рано" — её тянуть надо, громкая песня, и яё пели всё на улице больше. Вот, бывало, женщины выйдут на улицу, становятца в кучку, и вот одна и затягает, а тут все подтягают. Она как-то тягучая была — даже слов не понять, всё в голасе получалось» (Гд., Тупицино 4666-12).
Лирические песни представлены в экспедиционных коллекциях только в записях из Гдовского района. Однако, по имеющимся свидетельствам из Плюсского и Струго-Красненского районов, можно говорить об активном бытовании этого жанра в недавнем прошлом на всей исследованной территории. Круг сюжетов лирических песен многообразен: это и слой женской лирики, песни молодецкого цикла, баллады («брат у сестры не ночует, всю ночь протоскует», «муж губит жену», сюжет «дочка-пташка», бытующий в двух версиях поэтического текста), песенные сюжеты литературного происхождения.
В Гдовском районе были записаны выдающиеся образцы лирической песенности раннего истори-ко-стилевого слоя. Среди них особое место принадлежит песням с квартовой ладовой организацией, стилевое своеобразие которых обусловлено интонационными связями с плачевой сферой народной музыкальной культуры: «Рано-рано наше подворьице зарастает», «Лучше я сама, красная девушка, себе сдивовалась», «Славна новенька наша дерёвенка разорена».
Один из напевов баллад, записанный в д. Партизанской Гдовского района, близок эпическому, декламационно-сказительскому распеву («Образцы напевов и текстов лирических и балладных песен», № 13). Частично песенный репертуар лирики, зафиксированной на территории Гдовского района, является общим с Псково-Печорским Обозерьем (например, песни «Не одна во поле дорожка»,
Гидрошпонки в москве сравнить цены gidro-dom.ru/catalog/gidroschponki/.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36