Традиционные обряды псковских селений
скольких уровнях. Свадебные песни, исполняемые с иняской, с «кичкам», определяются жителями Пол-новской волости как «беряжскй песни». Только в Поозерье бытует термин «гулевые песни», обозна-«даощий уличное исполнение лирических и хороводных песен в «гулевые праздники» (Масленицу, пасхальный период, заговенье на Петров пост и др.). Часть песенного репертуара локализуется только в Гдовском Поозерье. К числу специфических черт этой традиции в системе календарных обрядов и праздников можно отнести катания «на долгий лён» на протяжении первой недели Великого поста, «Бабьи Заговены» на Петров пост — с ряженьем и плясками. Специфика этой традиции обусловлена также особенностями жизненного уклада рыбаков.6
СРЕДНЕЕ ТЕЧЕНИЕ р. ПЛЮССЫ, охватывающее территории Чернёвской, Плесновской, Доб-ручинской, Вейнской волостей Гдовского района и Заянской волости Плюсского района, представляет собой переходную зону, в которой обнаруживаются связи с традицией р. Желчи (наиболее ярко — в Чернёвской волости на примере полевых причитаний, ранней женской лирики, свадебных песен и хоровых причитаний), но при дальнейшем продвижении на север наблюдается угасание признаков, по которым устанавливается родство с этой традицией. Музыкально-типологическое своеобразие свадебных песен связано с сочетанием признаков, присущих, с одной стороны, печоро-гдовской, с другой — сланцевской традициям.
Ведущей особенностью фольклорной традиции, сложившейся в ВЕРХОВЬЯХ р. ПЛЮССЫ (За-польская, Плюсская, Нежадовская, Должицкая, Лядская, Лосицкая волости Плюсского района, Марьинская волость Струго-Красненского района), является ее переходный характер, определяющийся через соотношение псковской и новгородской народно-музыкальных традиций. В верховьях р. Плюссы зафиксированы напевы свадебных песен, имеющие новгородское «происхождение», и особый вид хоровых причитаний («Воля» или «Зоря»), принадлежащий лужско-шелонской традиции. Одновременно здесь наблюдается сохранение основных признаков, присущих северно-псковским традициям в целом. Важным свойством фольклорной традиции Плюсского района является наличие развитой структуры похоронно-поминальной обрядности и престольных праздников.
Фольклорные материалы, зафиксированные по р. ПСКОВЕ (Новосельская волость Струго-Красненского района), примыкают к традициям Псковского района (восточный берег Псковского озера и Гверздонская волость), в них наблюдается значительное сокращение песенного репертуара.
СИСТЕМА КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ в северно-псковских традициях ха-
рактеризуется достаточно развитыми комплексами зимнего периода (Святки и Масленица). В весеннем календаре главное значение имеет празднование Пасхи и Егорьева дня, а в летнем — Иванова дня. Кульминационную роль в календарно-земледельче-ском цикле играет жатва. Святки:
— ритуальные кормления: «кормление Коляды», «закликание Мороза», поминовение умерших в кануны Рождества, Крещения; выпекание обрядового печенья зооморфного вида для детей (Гдов-ский район — единично);
— обходы дворов колядовщиками, нищими, рождественские славления;
— костры в канун Рождества (Гдовский район);
— складчины-трапезы после обхода дворов, «бабьи складчины»;
— магические действия-обереги («объезжали» избу на кочерге, метле, «волочили» борону, лодку по деревне);
— ряженье, обрядово-игровые сцены с участием ряженых;
— ритуальные бесчинства молодежи (запирания/замыкания, воровство, разрушения);
— разнообразные виды святочных гаданий;
— игрищные увеселения молодежи (игры, хороводы, пляски).
Крещение:
— выпекание хлебов с символами креста;
— закрещивание мелом окон, дверей;
— изготовление антропоморфных украшенных крестов — использование их в качестве оберега от колдунов, для освящения воды;
— крещенское освящение воды — «Водокша»;
— «ярмарки невест». Масленица:
— «Маленькая Масленица» или «Заговены» как начало празднования;
— ритуальная еда (блины, кисели, «сырница», каши);
— ритуалы, фиксирующие статус девушки, не вышедшей замуж (Гдовский район — единично), гадания на замужество;
— гостевания молодоженов (поездка к теще «на блины», «на яишницу», «на селянку»);
— «бабьи складчины»;
— ярмарки, гулянья;
— катания «на долгий лён»; катания детей, взрослых, молодоженов на лошадях и с гор на «ледянках», корытах, «козлах»; катания в первую неделю Великого поста (Гдовское Поозерье);
— ряженье (переодевание в одежду противоположного пола, смеховые имитации полевых работ);
— ритуальные бесчинства молодежи;
— масленичное чучело (изготовление, озорство, сожжение на костре);
— игрище у костра — выкрики, припевки, песни, пляски, драки, прыжки через костер;
— прощания на Великий пост, представления о конце света; приметы на месяц;
— поминовения умерших — «родителей». Период Великого поста: запреты на употребление скоромной пищи, проведение гуляний.
«Чистый понедельник»:
— спали как можно дольше, чтобы вырос «долгий лён»;
— катались на лошадях. «Средокрестье»:
— приготовление обрядового печенья в виде креста (ели сами; скармливали домашней скотине в Егорьев день, лошади, когда шли пахать и сеять -Гдовский район).
Евдокия, Алексей, «Сороки»: приметы на погоду весной. «Сороки»:
— выпекание и освящение обрядового хлеба, скармливание скотине в Егорьев день, коням перед весенней пахотой;
— выпекание булочек в виде птиц — «жаворонки», «птички»;
— сорок «клёцок» — гадания на судьбу (Плюс-ский район).
Благовещение:
— запреты работать на земле; давать что-либо из дома;
— гулянье на улице или в откупленной избе; пение песен, припевок под гармонь, пляски;
— качели в гумнах, сараях. Вербная неделя, Вербное воскресенье:
— освящение вербы; обходы дворов «вербовщиками»;
— «бужение» — хлестание ветками вербы детей, старух.
«Чистый четверг»:
— поверье о том, что в этот день колдуны портят скот и молочные продукты;
— запреты на начало полевых работ, на домашнюю работу, посещение гостей;
— приготовление лечебных снадобий («четвё-решное масло», «четверговая соль»);
— очистительные обряды (окропление хлева, умывание «серебряной водой», окуривание вересом);
— закармливание домашней птицы, «чтобы ястреб не клевал».
Пасха:
— пение пасхального тропаря «Христос воскре-се» — «славление Христа»;
— приготовление ритуальной еды (куличи, «пастки», крашеные яйца, кисели);
— поминовение умерших нищими;
— обходы деревни «христонбсами»;
— молебны в домах прихожан и на полях;
— запреты на любую домашнюю работу, шитье — иначе «будешь видеть змей»;
— уличные гулянья — пение припевок, «долгих» песен; «катания яиц», подвижные игры, игры с мячом; качели (преимущественно — Гдовский район).
Фомино воскресенье: гулянье в лесу или в поле, костер, складчина, молодежные бесчинства. Радоница:
— поминовение умерших (в церкви, на кладбище; голошения);
— запреты на домашние работы (нельзя мыть пол в доме).
Егорьев день:
— обход скотины во дворе — чтение молитв, заговоров; охранительные действия (закапывание топора и пасхального яйца под порог, окропление скотины святой водой, освящение подойников, за-крещивание мелом дверей дома и хлева); закармливание скотины;
— выгон скотины в поле с иконой, ветками вербы и вереса;
— круговое шествие-обход стада на поле с пением пасхального тропаря, чтением молитв, заговоров; обсевание скотины житом, окуривание вересом; выстрелы из ружья, удары кнута, перекидывание топора, яиц через стадо как действия-обереги;
— одаривание пастуха («с рога по яичку»); праздничное гулянье на выгоне с общинной трапезой; «бабья складчина», исполнение лирических и хороводных песен, плясок — «коровам роги замачивают».
«Никола» — «конёвий праздник»: первый выгон коней в ночное.
Обряды начала пахоты и сева:
— освящение коня перед весенней пахотой, его закармливание;
— трапеза на пашне, оставление хлеба в первой борозде;
— приметы на сев злаковых и посадку овощных культур;
— кувыркания на первый гром. Троицкая обрядность:
— Троицкая суббота — поминовение умерших (в церкви, на кладбище); представления о посещении домов «родителями» в образе птиц — вывешивание полотенца из окна дома; посыпание дорожек к дому песком в виде «лесенок», «ступенек», «тропочек»; запреты на посещение бани, чтобы «родителям глаза не залить»;
— украшение березками дома и двора; количество березок — по числу умерших родственников;
— посещение кладбища — «опахивание могил» березками, голошения, поминальная трапеза на могиле (кутья, пироги, ватрушки, пышки, «челпани-ки», «поминальнички», кисели, крашеные яйца, пи-
во); поливание могилы вином, пивом, посыпание крупой, кусочками поминального хлеба;
— Троица — престольный, «пивной праздник»; ярмарки; качели; гулянье с хороводами.
Заговенье на Петров пост:
— складчина, ряженье;
— исполнение «озорных» песен, плясок, хороводов, «чтобы лён был хороший» (Гдовское Поозерье).
«Навозные толоки»:
— распределение трудовых обязанностей;
— «гонки» на лошадях, хуление отстающих;
— обливания девушек и молодоженов;
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36