Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

скольких уровнях. Свадебные песни, исполняемые с иняской, с «кичкам», определяются жителями Пол-новской волости как «беряжскй песни». Только в Поозерье бытует термин «гулевые песни», обозна-«даощий уличное исполнение лирических и хоровод­ных песен в «гулевые праздники» (Масленицу, пасхальный период, заговенье на Петров пост и др.). Часть песенного репертуара локализуется только в Гдовском Поозерье. К числу специфических черт этой традиции в системе календарных обрядов и праздников можно отнести катания «на долгий лён» на протяжении первой недели Великого поста, «Бабьи Заговены» на Петров пост — с ряженьем и плясками. Специфика этой традиции обусловлена также особенностями жизненного уклада рыбаков.6
СРЕДНЕЕ ТЕЧЕНИЕ р. ПЛЮССЫ, охватыва­ющее территории Чернёвской, Плесновской, Доб-ручинской, Вейнской волостей Гдовского района и Заянской волости Плюсского района, представляет собой переходную зону, в которой обнаруживают­ся связи с традицией р. Желчи (наиболее ярко — в Чернёвской волости на примере полевых причита­ний, ранней женской лирики, свадебных песен и хо­ровых причитаний), но при дальнейшем продвиже­нии на север наблюдается угасание признаков, по которым устанавливается родство с этой традици­ей. Музыкально-типологическое своеобразие сва­дебных песен связано с сочетанием признаков, при­сущих, с одной стороны, печоро-гдовской, с другой — сланцевской традициям.
Ведущей особенностью фольклорной традиции, сложившейся в ВЕРХОВЬЯХ р. ПЛЮССЫ (За-польская, Плюсская, Нежадовская, Должицкая, Лядская, Лосицкая волости Плюсского района, Марьинская волость Струго-Красненского райо­на), является ее переходный характер, определяю­щийся через соотношение псковской и новгород­ской народно-музыкальных традиций. В верховьях р. Плюссы зафиксированы напевы свадебных пе­сен, имеющие новгородское «происхождение», и особый вид хоровых причитаний («Воля» или «Зо­ря»), принадлежащий лужско-шелонской традиции. Одновременно здесь наблюдается сохранение ос­новных признаков, присущих северно-псковским традициям в целом. Важным свойством фольклор­ной традиции Плюсского района является наличие развитой структуры похоронно-поминальной об­рядности и престольных праздников.
Фольклорные материалы, зафиксированные по р. ПСКОВЕ (Новосельская волость Струго-Крас­ненского района), примыкают к традициям Псков­ского района (восточный берег Псковского озера и Гверздонская волость), в них наблюдается значи­тельное сокращение песенного репертуара.
СИСТЕМА КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ в северно-псковских традициях ха-
рактеризуется достаточно развитыми комплексами зимнего периода (Святки и Масленица). В весеннем календаре главное значение имеет празднование Пасхи и Егорьева дня, а в летнем — Иванова дня. Кульминационную роль в календарно-земледельче-ском цикле играет жатва. Святки:
—  ритуальные кормления:  «кормление Коля­ды», «закликание Мороза», поминовение умерших в кануны Рождества, Крещения; выпекание обрядо­вого печенья зооморфного вида для детей (Гдов-ский район — единично);
—  обходы дворов  колядовщиками,  нищими, рождественские славления;
—  костры в канун Рождества (Гдовский район);
—  складчины-трапезы после обхода дворов, «бабьи складчины»;
—  магические действия-обереги («объезжали» избу на кочерге, метле, «волочили» борону, лодку по деревне);
—  ряженье, обрядово-игровые сцены с участием ряженых;
—  ритуальные бесчинства молодежи (запира­ния/замыкания, воровство, разрушения);
—  разнообразные виды святочных гаданий;
—  игрищные увеселения молодежи (игры, хоро­воды, пляски).
Крещение:
—  выпекание хлебов с символами креста;
—  закрещивание мелом окон, дверей;
—  изготовление антропоморфных украшенных крестов — использование их в качестве оберега от колдунов, для освящения воды;
—  крещенское освящение воды — «Водокша»;
—  «ярмарки невест». Масленица:
—  «Маленькая Масленица» или «Заговены» как начало празднования;
—  ритуальная еда (блины, кисели, «сырница», каши);
—  ритуалы, фиксирующие статус девушки, не вышедшей замуж (Гдовский район — единично), га­дания на замужество;
—  гостевания молодоженов (поездка к теще «на блины», «на яишницу», «на селянку»);
—  «бабьи складчины»;
—  ярмарки, гулянья;
—  катания  «на долгий лён»;  катания детей, взрослых, молодоженов на лошадях и с гор на «ле­дянках», корытах, «козлах»; катания в первую неде­лю Великого поста (Гдовское Поозерье);
—  ряженье (переодевание в одежду противопо­ложного пола, смеховые имитации полевых работ);
—  ритуальные бесчинства молодежи;
—  масленичное чучело (изготовление, озорство, сожжение на костре);
—  игрище у костра — выкрики, припевки, песни, пляски, драки, прыжки через костер;
—  прощания на Великий пост, представления о конце света; приметы на месяц;
—  поминовения умерших — «родителей». Период Великого поста: запреты на употребле­ние скоромной пищи, проведение гуляний.
«Чистый понедельник»:
—  спали как можно дольше, чтобы вырос «дол­гий лён»;
—  катались на лошадях. «Средокрестье»:
—  приготовление обрядового  печенья в виде креста (ели сами; скармливали домашней скотине в Егорьев день, лошади, когда шли пахать и сеять -Гдовский район).
Евдокия, Алексей, «Сороки»: приметы на пого­ду весной. «Сороки»:
—  выпекание и освящение обрядового хлеба, скармливание скотине в Егорьев день, коням перед весенней пахотой;
—  выпекание булочек в виде птиц — «жаворон­ки», «птички»;
—  сорок «клёцок» — гадания на судьбу (Плюс-ский район).
Благовещение:
—  запреты работать на земле; давать что-либо из дома;
—  гулянье на улице или в откупленной избе; пе­ние песен, припевок под гармонь, пляски;
—  качели в гумнах, сараях. Вербная неделя, Вербное воскресенье:
—  освящение вербы; обходы дворов «вербов­щиками»;
—  «бужение» — хлестание ветками вербы детей, старух.
«Чистый четверг»:
—  поверье о том, что в этот день колдуны пор­тят скот и молочные продукты;
—  запреты на начало полевых работ, на домаш­нюю работу, посещение гостей;
—  приготовление лечебных снадобий («четвё-решное масло», «четверговая соль»);
—  очистительные обряды (окропление хлева, умывание «серебряной водой», окуривание вере­сом);
—  закармливание домашней птицы, «чтобы яст­реб не клевал».
Пасха:
—  пение пасхального тропаря «Христос воскре-се» — «славление Христа»;
—  приготовление   ритуальной   еды   (куличи, «пастки», крашеные яйца, кисели);
—  поминовение умерших нищими;
—  обходы деревни «христонбсами»;
—  молебны в домах прихожан и на полях;
—  запреты на любую домашнюю работу, шитье — иначе «будешь видеть змей»;
—  уличные гулянья — пение припевок, «долгих» песен; «катания яиц», подвижные игры, игры с мя­чом; качели (преимущественно — Гдовский район).
Фомино воскресенье: гулянье в лесу или в поле, костер, складчина, молодежные бесчинства. Радоница:
—  поминовение умерших (в церкви, на кладби­ще; голошения);
—  запреты на домашние работы (нельзя мыть пол в доме).
Егорьев день:
—  обход скотины во дворе — чтение молитв, за­говоров; охранительные действия (закапывание то­пора и пасхального яйца под порог, окропление скотины святой водой, освящение подойников, за-крещивание мелом дверей дома и хлева); закармли­вание скотины;
—  выгон скотины в поле с иконой, ветками вер­бы и вереса;
—  круговое шествие-обход стада на поле с пени­ем пасхального тропаря, чтением молитв, загово­ров; обсевание скотины житом, окуривание вере­сом; выстрелы из ружья, удары кнута, перекидыва­ние топора, яиц через стадо как действия-обереги;
—  одаривание  пастуха («с рога по  яичку»); праздничное гулянье на выгоне с общинной трапе­зой; «бабья складчина», исполнение лирических и хороводных песен, плясок — «коровам роги зама­чивают».
«Никола» — «конёвий праздник»: первый выгон коней в ночное.
Обряды начала пахоты и сева:
—  освящение коня перед весенней пахотой, его закармливание;
—  трапеза на пашне, оставление хлеба в первой борозде;
—  приметы на сев злаковых и посадку овощных культур;
—  кувыркания на первый гром. Троицкая обрядность:
—  Троицкая суббота — поминовение умерших (в церкви, на кладбище); представления о посещении домов «родителями» в образе птиц — вывешивание полотенца из окна дома; посыпание дорожек к до­му песком в виде «лесенок», «ступенек», «тропо­чек»; запреты на посещение бани, чтобы «родите­лям глаза не залить»;
—  украшение березками дома и двора; количе­ство березок — по числу умерших родственников;
—  посещение кладбища — «опахивание могил» березками, голошения, поминальная трапеза на мо­гиле (кутья, пироги, ватрушки, пышки, «челпани-ки», «поминальнички», кисели, крашеные яйца, пи-
во); поливание могилы вином, пивом, посыпание крупой, кусочками поминального хлеба;
—  Троица — престольный, «пивной праздник»; ярмарки; качели; гулянье с хороводами.
Заговенье на Петров пост:
—  складчина, ряженье;
—   исполнение «озорных» песен, плясок, хорово­дов, «чтобы лён был хороший» (Гдовское Поозерье).
«Навозные толоки»:
—   распределение трудовых обязанностей;
—   «гонки» на лошадях, хуление отстающих;
—   обливания девушек и молодоженов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное