Традиционные обряды псковских селений
В Струго-Красненский район выезжали один раз — в 1991 г. Работа проходила в 54 населенных пунктах пяти волостей (Марьинской, Новосельской, Сиковицкой, Симанологской, Цапельской), а также в п. Струги Красные. Объем звукозаписей -931 текст.
Всего на этой территории обследовано 225 населенных пунктов 24-х административно-территориальных единиц. Общий объем звукозаписей -5296 текстов.
В экспедициях 1991, 1992, 1994, 1996 гг. производились видеозаписи. Кроме того, были совершены два кратких экспедиционных выезда для видеосъемок паломничества к местным святыням: пещере у д. Трутнево Гдовского района (1997) и могиле монаха-пустынножителя Мардария в десяти километрах от д. Маяково Струго-Красненского района (1999). Общий объем видеозаписей составляет более двадцати часов.
На сегодняшний день полностью завершено обследование Гдовского района и собраны фольклорные материалы из основных волостей Плюсского района. В Струго-Красненском районе осталась необследованной та часть, которая располагается к востоку от железнодорожной ветки Санкт-Петербург — Псков, вдоль автотрассы (пограничье с Со-лецким районом Новгородской области и Порхов-ским районом Псковской области), и Молодейская волость (на юге района), примыкающая к Псковскому району.
Основной корпус записей осуществлен от русского населения, однако в фондах содержатся и сведения о фольклоре и этнографии эстонцев, проживающих на территории северных районов Псковской области со времен распространения в начале XX в. хуторской системы землепользования.
Экспедиционные материалы позволяют получить многоплановое представление о русской народной культуре, сложившейся на территории северных районов Псковщины. Фольклорные традиции края представляют собой яркое и самобытное явление национальной культуры, характеризуются хорошей сохранностью. Угасание форм традиционной культуры прослеживается в центральной части Струго-Красненского района — в Марьинской волости, где начиная с XVIII в. располагались царские дачи, и в его юго-западной части, прилегающей к Псковскому району и испытавшей сильное воздействие городской культуры. Наилучшая сохранность певческих традиций наблюдается в центральной части Гдовского района.
Гдовские народные песни и наигрыши вошли в «золотой фонд» русской народной музыкальной культуры уже в 30-е гг. XX в. Первые фонографические и магнитофонные записи были осуществлены 3. В. Эвальд от коллектива «Гдовская старина». В 1941 г. Е. В. Гиппиус сделал фонографические записи гусельной игры от участника «Гдовской старины» — А. Т. Тимофеева. В том же году состоялась первая фольклорная экспедиция в Псковскую область, организованная ИРЛИ и проходившая при участии Ф. А. Рубцова.
В послевоенные годы экспедиционная работа продолжилась. Начиная с 1952 г. она проводилась Ленинградским отделением Союза композиторов под руководством Н. Л. Котиковой, при участии звукорежиссера А. И. Гомартели. В экспедиции принимали участие студенты Ленинградской государственной консерватории. В общей сложности на протяжении 1947-1961 гг. в Гдовской район выезжали шесть раз и в Плюсский — один.
Первой крупной публикацией, содержащей образцы инструментального фольклора северно-псковских традиций, стал сборник Ф. В. Соколова «Гусли звончатые».1 Полемизируя с утверждением, что гусли — инструмент, порвавший с фольклорной
традицией, автор видел свою основную задачу в показе документальных записей псковских гусляров, из которых двое — В. Н. Иванов и М. А. Петров -являлись уроженцами Гдовского района, а деятельность В. Н. Иванова и А. Т. Тимофеева была тесно связана с «Гдовской стариной».
Музыкальную культуру собственно Гдовского района представляет сборник Н. Л. Котиковой, включающий 75 песен различных жанров, записанных от коллектива «Гдовская старина» и певиц дц. Иванщина, Черма, Колоколово, Рогачёво, Захо-нье.2 По оценке автора, наиболее характерными для местной песенной традиции являются свадебные песни. Другая работа Н. Л. Котиковой «Народные песни Псковской области»3 включает значительный объем материалов из дц. Захонье, Сиян-щина, Рогачёво, Мишина Гора, Подолешье, п. Полна Гдовского района и записи от участников ансамбля «Лосицкая старина» Плюсского района.
В экспедициях Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографического центра 1970-х-1990-х были записаны замечательные исполнительские коллективы: ансамбли из дц. Лядины До-бручинской волости; Низовицы Ремдовской волости; Желча, Полна и Партизанская Первомайской волости; Подборовье Спицинской волости; Чернёво Чернёвской волости Гдовского района и др. Народные певицы донесли до наших дней прекрасное знание традиционного репертуара, мастерское владение всеми особенностями местного певческого стиля, в том числе традицию ансамблевого исполнительства.
К числу важных научных открытий, сделанных во время этих экспедиций, относятся записи разнообразных видов причитаний — «голошений» (по местной терминологии). Это хоровые причитания свадебного обряда и сольные причитания, функционирующие в системе свадебной, рекрутской, похо-ронно-поминальной обрядности, а также особые виды причитаний, включенные в различные календарные циклы (например, поминальные голошения на Троицу), полевые плачи и голошения («лелёка-ния»), игровые голошения (в святочной и пожи-нальной обрядности). Образно-поэтическая сторона северно-псковских причитаний, обусловленная традиционными народными представлениями об устройстве мира, отличается высокой степенью символичности. Причитаниям свойственна развернутая система поэтических мотивов, музыкально-типологическое своеобразие, что свидетельствует о доминирующей роли плачевой культуры в системе фольклорных жанров северно-псковских традиций.4 Средоточием архаических представлений, связанных с календарно-земледельческим циклом, является пожинальный обряд «Бабу резать», в котором функционируют ранние формы возгласно-заклинательного интонирования.
Внутреннее единство северно-псковских традиций так же, как и всех других местных традиций Псковщины, прослеживается «на основе общих форм обрядово-бытовой практики, жанровой системы и важнейших закономерностей песенного стиля».5 Народная музыкальная культура Гдовского края тесно связана с Псково-Печорским Обозерьем. В то же время, по ряду признаков северно-псковские традиции обнаруживают родство с новгородской культурой. Напомним, что с севера и северо-востока Гдовский и Плюсский районы граничат с Ленинградской областью (Сланцевский и Лужский районы), на востоке проходит граница Плюсского и Струго-Красненского районов с Новгородской областью (Солецкий район), с юго-востока Струго-Красненский район граничит с Порховским районом, принадлежащим к переходной зоне от псковских к западно-новгородским традициям (бассейн р. Шелони).
На территории северных районов Псковщины выделяются несколько локальных традиций, среди которых особое место принадлежит трем относительно самостоятельным гдовским традициям, расположенным в бассейне р. Желчи, Гдовском Поозерье, среднем течении р. Плюссы.
БАССЕЙН р. ЖЕЛЧИ охватывает территорию Сиковицкой волости Струго-Красненского района (верховья) и Первомайской и Полновской волостей Гдовского района (среднее и нижнее течение). Фольклорная традиция нижнего течения Желчи смыкается с материалами по Гдовскому Поозерью (Ремдовская и Самолвовская волости). Определяющие признаки этой традиции — наилучшая сохранность архаических элементов в структуре календар-но-земледельческих обрядов (пожинальный обряд «Бабу резать»), бытование узкообъемных лирических песен раннего историко-стилевого пласта («Лучше я сама, красная девушка, себе сдивова-лась», «Рано-рано наше подворьице зарастает», «Славна новенька наша дерёвенка разорена»), развитый причетный комплекс (здесь находится центр распространения полевых причитаний-«лелёка-ний»). В свадебном обряде специфику традиции определяет детализированное обрядовое действо «зазывания родни на свадьбу», сопровождаемое исполнением хоровых причитаний.
ГДОВСКОЕ ПООЗЕРЬЕ охватывает Самолвов-скую, Ремдовскую, Спицинскую, Юшкинскую волости Гдовского района. По основным показателям оно тесно связано с традициями Псково-Печорско-го Обозерья, но по мере продвижения на север (от Самолвовской к Юшкинской волости) наблюдается постепенное рассредоточение ведущих признаков, определяющих лицо этой традиции. Отличие фольклорной традиции Гдовского Поозерья от той, что зафиксирована по р. Желче, отмечается на не-
Центр речевого развития Центр развития речи.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36