Традиционные обряды псковских селений
— Статистические сведения о работе фольклорных экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории и Фольклорно-этнографиче-ского центра МК РФ (г. Санкт-Петербург) в Псковской области — Е. А. Валевская.
Приложение 5
— «Основные публикации по материалам псковских коллекций Фольклорно-этнографичес-кого центра» — Е. А. Валевская, Е. С. Редькова.
Кроме авторов частей и разделов, в разработке фондовых материалов активное участие принимали сотрудники и стажеры Фольклорно-этнографиче-ского центра, студенты и аспиранты Музыкально-этнографического отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римско-го-Корсакова: Л. С. Кузьмина, И. А. Голышева, Л. Н. Сухова, Е. С. Редькова, К. В. Сысоева, Н. В. Зотова, О. И. Москвина, Я. Б. Козлова, О. В. Григорьева, Н. А. Фокина, С. В. Булкин. При подготовке рукописи к изданию использованы также отдельные расшифровки и материалы систематизации, выполненные И. А. Кузнецовой, Е. И. Якубовской (Мельник), О. В. Смирновой (Шишковой),
И. П. Никитиной (Козловой), Г. А. Дорджиевой, Н. Б. Игнатьевой и др.
Технические работы по подготовке рукописи осуществлены Г. В. Лобковой, А. А. Мехнецовым, К. А. Мехнецовой, С. В. Булкиным, О. В. Лабаза-новой, Л. П. Маховой, Ю. Ю. Толстиковой.
Каждый публикуемый текст (образцы напевов и текстов, фрагменты рассказов исполнителей) имеет отсылку на номер фонограммы по основному фонду Фольклорно-этнографического центра (например: 2951-18); материалы видеофонда обозначаются символами ВФ (видеофонд) и соответствующим номером (например: ВФ 155); рукописные материалы обозначаются символами РФ (рукописный фонд) и соответствующим номером (например: РФ 1700). Перед фондовым номером указывается сокращенное название района и название деревни. Необходимо учитывать, что фрагменты записей из экспедиционных дневников (РФ) даются в том виде, как они были зафиксированы собирателями в момент записи (т. е. диалектные особенности речи рассказчика в данном случае могут быть отражены лишь частично).
Звездочкой (*), стоящей у названия деревни, обозначается населенный пункт, из которого родом исполнитель, если запись осуществлялась в другой деревне.
В расшифровках поэтических текстов двумя звездочками (**) обозначается окончание распетого текста (далее приводится расшифровка текста, записанного на пленку или в тетрадь с пересказа).
При изложении содержания поэтических текстов отточиями в начале текста (…) отмечается, что приведенный фрагмент взят из серединной или заключительной части поэтического текста.
Тактировка напевов осуществлена по методике, выработанной фольклористической школой СПб консерватории и Фольклорно-этнографического центра на основе выявления принципов согласования музыкальной и стиховой акцентности, с учетом специфики форм метроритмической организации песен, тексты которых опираются на тоническую или силлабическую систему стихосложения, а также группы плясовых и хороводных напевов и наигрышей с преобладанием стабильных музыкально-временных и акцентно-ритмических параметров (парная метроритмика).
В песенных формах с силлабической организацией поэтического текста происходит рассогласование акцентности музыкальной и стиховой. При тактировке этих напевов авторы в большей мере опирались на типологию слогоритмических структур и ориентировались на местоположение музыкальных акцентов, выполняющих ведущую организующую функцию.
Для большинства песенных форм с тонической основой поэтического текста характерно последовательное согласование стиховой и музыкальной акцентности, что находит отражение в соответствующей тактировке. Однако в отдельной типологически выделенной группе свадебных песен с семисложной основой стиховой строки наблюдается пересечение признаков тонической и силлабической организации: нередко происходит смещение второго тонического акцента на предпоследний слог (см.: Часть II, «Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен…», №№ 2-8). При этом на уровне музыкальной ритмики возникает собственная пульсация акцентов, преодолевающая нормативность семисложного тонического стиха. В этих случаях сплошной тактовой чертой отмечается постоянный согласованный музыкально-стиховой акцент (соответствующий третьему от начала слогу), а для обозначения зоны второго тонического акцента используется пунктирная тактовая черта (в результате возникает составной такт и выставляется сложный размер).
Пунктирная тактовая черта используется также в распетых формах лирических песен для выделения дополнительных музыкальных акцентов.
В напевах сольных причитаний с принципиально подвижными музыкально-временным и слого-числительным показателями, при наличии внутри-и межстиховых цезур, тонические акценты имеют ведущее значение в организации музыкально-речевого потока. Их местоположение отмечается с помощью тактовой черты (основные акценты выделены сплошной тактовой чертой, дополнительные -пунктирной). При этом размеры в тактах не выставляются.
При тактировке напевов и наигрышей с моторной парной ритмикой с помощью тактовой черты и размера раскрывается основной метрический пульс, как правило, двух- или четырехдольный.
В нотациях инструментальных наигрышей приняты следующие обозначения: лиги у нот (в гусельных наигрышах) показывают примерную продолжительность звучания открытой струны. Направление ударов (гусли, балалайка) обозначено символами в соответствии с Петербургской школой балалаечной игры: знак V — вниз; знак противоположного направления — Л — вверх.
Названия районов и населенных пунктов Псковской области приводятся по изданию: «Административно-территориальное деление Псковской области (1917-1988 гг.)». (Л., 1988). Наименования административно-территориальных единиц («волостей») даются в соответствии с принятыми в настоящее время в Псковской области названиями сельских административных образований.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
1. Сокращения при ссылках на публикации:
ДПЗ — Лобкова Г. Древности Псковской земли: Жатвенная обрядность. Образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000.
МД — Зилотина Е. А., Смирнова О. В. Материалы по детскому фольклору (Из собрания Фольклор-но-этнографического центра Санкт-Петербургской консерватории) // Мир детства и традиционная культура. Сб. науч. тр. и материалов. М., 1995. С. 123-189.
НППО — Народные песни Псковской области / Сост. А. М. Мехнецов. Псков, 1987.
ППЗ — Песни Псковской земли. Вып. 1: Кален-дарно-обрядовые песни / Сост. А. М. Мехнецов. Л., 1989.
СУС — Сравнительный указатель сюжетов. Восточно-славянская сказка. Л., 1979.
2. Сокращения при обозначении районов Псковской области:
Беж. (Бежаницкий), В.-Л. (Великолукский), Гд. (Гдовский), Краен. (Красногородский), Кун. (Кунь-инский), Локн. (Локнянский), Нев. (Невельский), Новорж. (Новоржевский), Новое. (Новосокольнический), Остр. (Островский), Опоч. (Опочецкий), Палк. (Палкинский), Печ. (Печорский), Порх. (Порхов-ский), Пек. (Псковский), Пуст. (Пустошкинский), П.-Г. (Пушкино-Горский), Пыт. (Пыталовский), Себ. (Себежский), Стр. (Струго-Красненский).
3. Условные сокращения при образцах текстов и в указателях:
Зап. — запись;
Исп. — исполнитель (исполнители);
Расш. — расшифровка;
б/зв. (в Списке обследованных населенных пунктов) — «без звукозаписи» (работа в данном населенном пункте проходила, но звукозаписи осуществлены не были);
бал. стр. — балалаечный строй; гарм. стр. -гармонный строй; гит. стр. — гитарный строй; мин. стр. — минорный строй; скр. стр. — «скрипочный» строй;
вол. — волость;
комб. зап. — комбинированная запись (выполнена способом наложения на ранее сделанную фонограмму);
р. из д. — родом из деревни;
т. — текст; фр. — фрагмент; пр. — проба, пробная запись; уп. — упоминание; прип. ел. — припевные слова; с прод. — с продолжением; с зач. — с зачином.
4. Аббревиатуры, обозначающие названия организаций
СПбГК (ЛОЛГК) — Санкт-Петербургская (Ленинградская ордена Ленина) государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова.
ФЭЦ — Фольклорно-этнографический центр МКРФ.
Часть I
екерно-пскоБСКие
традиции
Гдовский, Плюсский, Струго-Красненский районы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНО-ПСКОВСКИХ ТРАДИЦИЙ
Планомерная экспедиционная работа Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этно-графического центра в северных районах Псковской области проводилась с 1978 по 1996 гг.
В Гдовский район состоялось 6 экспедиционных выездов (1978, 1979, 1986, 1991, 1992, 1996 гг.), обследовано 115 населенных пунктов 11-ти волостей (Вейнской, Гдовской, Добручинской, Первомайской, Плесновской, Полновской, Ремдовской, Самолвовской, Спицинской, Чернёвской, Юшкин-ской). Объем звукозаписей — 3261 текст.
В Плюсский район состоялась одна экспедиция в 1994 г., а также один заезд в 1991 г., обследовано 56 населенных пунктов семи волостей (Должицкой, За-польской, Заянской, Лосицкой, Лядской, Нежадов-ской, Плюсской). Объем звукозаписей — 1104 текста.
Hoco 4 в 1 type для usb hub разветвитель.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36