Поиск по сайту

Традиционные обряды псковских селений

—  Статистические сведения о работе фольклор­ных экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинград­ской) консерватории и Фольклорно-этнографиче-ского центра МК РФ (г. Санкт-Петербург) в Псков­ской области — Е. А. Валевская.
Приложение 5
—  «Основные   публикации    по   материалам псковских коллекций Фольклорно-этнографичес-кого центра» — Е. А. Валевская, Е. С. Редькова.
Кроме авторов частей и разделов, в разработке фондовых материалов активное участие принимали сотрудники и стажеры Фольклорно-этнографиче-ского центра, студенты и аспиранты Музыкально-этнографического отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римско-го-Корсакова: Л. С. Кузьмина, И. А. Голышева, Л. Н. Сухова, Е. С. Редькова, К. В. Сысоева, Н. В. Зотова, О. И. Москвина, Я. Б. Козлова, О. В. Григорьева, Н. А. Фокина, С. В. Булкин. При под­готовке рукописи к изданию использованы также отдельные расшифровки и материалы систематиза­ции, выполненные И. А. Кузнецовой, Е. И. Якубов­ской (Мельник), О. В.  Смирновой (Шишковой),
И. П. Никитиной (Козловой), Г. А. Дорджиевой, Н. Б. Игнатьевой и др.
Технические работы по подготовке рукописи осуществлены Г. В. Лобковой, А. А. Мехнецовым, К. А. Мехнецовой, С. В. Булкиным, О. В. Лабаза-новой, Л. П. Маховой, Ю. Ю. Толстиковой.
Каждый публикуемый текст (образцы напевов и текстов, фрагменты рассказов исполнителей) име­ет отсылку на номер фонограммы по основному фонду Фольклорно-этнографического центра (на­пример: 2951-18); материалы видеофонда обознача­ются символами ВФ (видеофонд) и соответствую­щим номером (например: ВФ 155); рукописные ма­териалы обозначаются символами РФ (рукописный фонд) и соответствующим номером (например: РФ 1700). Перед фондовым номером указывается со­кращенное название района и название деревни. Необходимо учитывать, что фрагменты записей из экспедиционных дневников (РФ) даются в том ви­де, как они были зафиксированы собирателями в момент записи (т. е. диалектные особенности речи рассказчика в данном случае могут быть отражены лишь частично).
Звездочкой (*), стоящей у названия деревни, обозначается населенный пункт, из которого родом исполнитель, если запись осуществлялась в другой деревне.
В расшифровках поэтических текстов двумя звездочками (**) обозначается окончание распето­го текста (далее приводится расшифровка текста, записанного на пленку или в тетрадь с пересказа).
При изложении содержания поэтических текс­тов отточиями в начале текста (…) отмечается, что приведенный фрагмент взят из серединной или за­ключительной части поэтического текста.
Тактировка напевов осуществлена по методике, выработанной фольклористической школой СПб консерватории и Фольклорно-этнографического центра на основе выявления принципов согласова­ния музыкальной и стиховой акцентности, с учетом специфики форм метроритмической организации песен, тексты которых опираются на тоническую или силлабическую систему стихосложения, а так­же группы плясовых и хороводных напевов и наиг­рышей с преобладанием стабильных музыкально-временных и акцентно-ритмических параметров (парная метроритмика).
В песенных формах с силлабической организа­цией поэтического текста происходит рассогласо­вание акцентности музыкальной и стиховой. При тактировке этих напевов авторы в большей мере опирались на типологию слогоритмических струк­тур и ориентировались на местоположение музы­кальных акцентов, выполняющих ведущую органи­зующую функцию.
Для большинства песенных форм с тонической основой поэтического текста характерно последо­вательное согласование стиховой и музыкальной акцентности, что находит отражение в соответ­ствующей тактировке. Однако в отдельной типо­логически выделенной группе свадебных песен с семисложной основой стиховой строки наблюдает­ся пересечение признаков тонической и силлабиче­ской организации: нередко происходит смещение второго тонического акцента на предпоследний слог (см.: Часть II, «Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен…», №№ 2-8). При этом на уровне музыкальной ритмики возникает собственная пульсация акцентов, преодолевающая нормативность семисложного тонического стиха. В этих случаях сплошной тактовой чертой отмеча­ется постоянный согласованный музыкально-сти­ховой акцент (соответствующий третьему от нача­ла слогу), а для обозначения зоны второго тониче­ского акцента используется пунктирная тактовая черта (в результате возникает составной такт и вы­ставляется сложный размер).
Пунктирная тактовая черта используется также в распетых формах лирических песен для выделения дополнительных музыкальных акцентов.
В напевах сольных причитаний с принципиаль­но подвижными музыкально-временным и слого-числительным показателями, при наличии внутри-и межстиховых цезур, тонические акценты имеют ведущее значение в организации музыкально-рече­вого потока. Их местоположение отмечается с по­мощью тактовой черты (основные акценты выделе­ны сплошной тактовой чертой, дополнительные -пунктирной). При этом размеры в тактах не вы­ставляются.
При тактировке напевов и наигрышей с мотор­ной парной ритмикой с помощью тактовой черты и размера раскрывается основной метрический пульс, как правило, двух- или четырехдольный.
В нотациях инструментальных наигрышей при­няты следующие обозначения: лиги у нот (в гусель­ных наигрышах) показывают примерную продол­жительность звучания открытой струны. Направле­ние ударов (гусли, балалайка) обозначено символа­ми в соответствии с Петербургской школой бала­лаечной игры: знак V — вниз; знак противополож­ного направления — Л — вверх.
Названия районов и населенных пунктов Псков­ской области приводятся по изданию: «Админи­стративно-территориальное деление Псковской области (1917-1988 гг.)». (Л., 1988). Наименования административно-территориальных единиц («воло­стей») даются в соответствии с принятыми в насто­ящее время в Псковской области названиями сель­ских административных образований.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
1.  Сокращения при ссылках на публикации:
ДПЗ — Лобкова Г. Древности Псковской земли: Жатвенная обрядность. Образы, ритуалы, художе­ственная система. СПб., 2000.
МД — Зилотина Е. А., Смирнова О. В. Материа­лы по детскому фольклору (Из собрания Фольклор-но-этнографического центра Санкт-Петербургской консерватории) // Мир детства и традиционная культура. Сб. науч. тр. и материалов. М., 1995. С. 123-189.
НППО — Народные песни Псковской области / Сост. А. М. Мехнецов. Псков, 1987.
ППЗ — Песни Псковской земли. Вып. 1: Кален-дарно-обрядовые песни / Сост. А. М. Мехнецов. Л., 1989.
СУС — Сравнительный указатель сюжетов. Восточно-славянская сказка. Л., 1979.
2.  Сокращения    при    обозначении   районов Псковской области:
Беж. (Бежаницкий), В.-Л. (Великолукский), Гд. (Гдовский), Краен. (Красногородский), Кун. (Кунь-инский), Локн. (Локнянский), Нев. (Невельский), Новорж. (Новоржевский), Новое. (Новосокольниче­ский), Остр. (Островский), Опоч. (Опочецкий), Палк. (Палкинский), Печ. (Печорский), Порх. (Порхов-ский), Пек. (Псковский), Пуст. (Пустошкинский), П.-Г. (Пушкино-Горский), Пыт. (Пыталовский), Себ. (Себежский), Стр. (Струго-Красненский).
3.  Условные сокращения при образцах текстов и в указателях:
Зап. — запись;
Исп. — исполнитель (исполнители);
Расш. — расшифровка;
б/зв. (в Списке обследованных населенных пунктов) — «без звукозаписи» (работа в данном на­селенном пункте проходила, но звукозаписи осуще­ствлены не были);
бал. стр. — балалаечный строй; гарм. стр. -гармонный строй; гит. стр. — гитарный строй; мин. стр. — минорный строй; скр. стр. — «скрипочный» строй;
вол. — волость;
комб. зап. — комбинированная запись (выполне­на способом наложения на ранее сделанную фоно­грамму);
р. из д. — родом из деревни;
т. — текст; фр. — фрагмент; пр. — проба, пробная запись; уп. — упоминание; прип. ел. — припевные слова; с прод. — с продолжением; с зач. — с зачином.
4.  Аббревиатуры, обозначающие названия ор­ганизаций
СПбГК (ЛОЛГК) — Санкт-Петербургская (Ле­нинградская ордена Ленина) государственная кон­серватория им. Н. А. Римского-Корсакова.
ФЭЦ — Фольклорно-этнографический центр МКРФ.
Часть I
екерно-пскоБСКие
традиции
Гдовский, Плюсский, Струго-Красненский районы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНО-ПСКОВСКИХ ТРАДИЦИЙ
Планомерная экспедиционная работа Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этно-графического центра в северных районах Псков­ской области проводилась с 1978 по 1996 гг.
В Гдовский район состоялось 6 экспедицион­ных выездов (1978, 1979, 1986, 1991, 1992, 1996 гг.), обследовано 115 населенных пунктов 11-ти волос­тей (Вейнской, Гдовской, Добручинской, Перво­майской, Плесновской, Полновской, Ремдовской, Самолвовской, Спицинской, Чернёвской, Юшкин-ской). Объем звукозаписей — 3261 текст.
В Плюсский район состоялась одна экспедиция в 1994 г., а также один заезд в 1991 г., обследовано 56 населенных пунктов семи волостей (Должицкой, За-польской, Заянской, Лосицкой, Лядской, Нежадов-ской, Плюсской). Объем звукозаписей — 1104 текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • От автора
  • Памяти проф. И. Е. Евсеева
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересное