Традиционные обряды псковских селений
Постановка задач исследования, комплексного описания и картографирования явлений народной традиционной культуры, их опознавательных признаков, опирающаяся на представления о системном характере соподчиненное™ фактов материальной и духовной культуры, становится актуальной и необходимой, в частности, при анализе форм взаимодействия различных по своей этнокультурной принадлежности традиций в пограничных, переходных зонах, а также при соотнесении ареалов бытования отдельных явлений и фольклорно-этнографических комплексов с исторически сложившимися административно-территориальными границами.
По совокупности известных в настоящее время материалов (и, в первую очередь — материалов фольклорно-этнографического характера, прямо фиксирующих этнокультурную образующую той или иной традиции на территории Северо-Запада России) можно представить исключительно важное значение и место в системе древнерусской культуры собственно псковских, ведущих свое начало от семьи славянских племен летописных кривичей, традиций образа жизни, обычаев и обрядов, семейного и общинного уклада, верований и представлений, принципов художественно-образного выражения и языковой системы. Родовое единство культуры древних кривичей — одного из основополагающих звеньев восточно-славянской этнической общности — отчетливо прослеживается, несмотря на разнообразие ее региональных (зональных) и местных («диалектных») форм. Так, например, достаточно обратить внимание на одну из моделей песенной слогоритмики, имеющей обрядовый статус, выразительная сила которой связана с активной ролью долготно и интонационно выделенного слога на
«слабом» времени стиха, чтобы установить закономерно устойчивую, знаковую природу данной рит-моформулы, приобретающей смысл опознавательного признака не только собственно псковской региональной традиции, но всего комплекса фольклорных традиций русского Северо-Запада:
Научные цели и задачи «Обзора…», принципы отбора, характер и объемы исследуемых материалов обусловили и структуру настоящего издания, и форму изложения имеющейся информации.
Фактологический ряд в «Обзоре…» представлен структурно важными и типологически значимыми образцами, характеризующими местные культурные традиции с тех сторон и в тех проявлениях, которые отмечены как нормативно обязательные и непосредственно фиксируемые фольклорным сознанием в художественных формах. Иначе говоря, каждый приведенный в «Обзоре…» факт является, с одной стороны, структурной единицей содержания традиции, с другой стороны — свидетельством определенных свойств того или иного типологического ряда явлений на уровне фольклорных жанров и жанровых групп, ключевых напевов, сюжетов, обрядовых ситуаций, жизненных положений и т. д. При этом на основе этнографических описаний по разделам «Обзора…», дополнений к текстам, системы перечней и указателей, а также отсылок к экспедиционным фондам сохраняется возможность на очередном этапе анализа материала проследить и типологическую развертку (типологический признак в вариативном ряду), и диапазон функций каждого текста, самостоятельно выделенного в настоящей публикации.
Предложенная форма соотношения конкретного материала с необходимым (в целях наблюдения общих закономерностей жизни фольклорной традиции) уровнем обобщения служит достижению именно той степени отвлеченности, при которой связь с исходным материалом не теряется и легко воссоздается. На этом уровне исследования и формируется совокупность опознавательных признаков фольклорной традиции, а значит — и предпосылки решения задач группировки материала и картографирования.
Проблемы определения территорий распространения форм народной традиционной культуры связаны не только с задачами описания местных фольклорных традиций как явлений локального характера. При изучении экспедиционных материалов отчетливо проявляются закономерности образования внутри- и межсистемных отношений на разнопорядковых уровнях наблюдения фактов тра-
диционной культуры: данная местная традиция -комплекс традиций Псковской области — традиции русского Северо-Запада и псковско-белорусского пограничья и т. д.
Более общей (а вместе с тем — и специальной) является проблема отношений (разграничения и связей) восточнославянского и балто-финно-угор-ского миров. Для исторической оценки явлений традиционной культуры Псковской области эта проблема становится принципиально важной, поскольку здесь сравнительному изучению подлежат не едва различимые (иногда мнимые) следы субстратного порядка, а компактная, в полном объеме целостная и динамичная система национальной культуры, возникшая на материнской этно-генети-ческой почве.
Первый опыт выявления границ местных культурных традиций с учетом фольклорных материалов был предпринят в «Кадастре достопримечательных природных и историко-культурных объектов Псковской области».3 Однако известная степень заданное™ региональных границ, определенных самой концепцией «Кадастра…», не позволила в ряде случаев установить вполне достоверную конфигурацию собственно фольклорных традиций. В настоящем «Обзоре…», исходя из специфики фольк-лорно-этнографического материала, целей и задач предпринимаемого исследования, дается следующая карта-схема распространения основных местных традиций на территории Псковской области:
1. Северно-псковская — Гдовский, Плюсский, Струго-Красненский районы.
2. Псково-печорская или нижневеликорецкая — Псковский, Печорский, Палкинский, Островский (западная часть), Пыталовский районы.
3. Центрально-псковская — Красногородский, Опочецкий, Пушкино-Горский, Новоржевский, Бе-жаницкий (частично) районы.
4. Порховская — Порховский район.
5. Восточная или локнянско-ловатская — Лок-нянский, северная часть Великолукского, Новосокольнический, частично Бежаницкий и Пустошкин-ский районы.
6. Верхнеловатская — Великолукский, Куньин-ский районы.
7. Невельская — Невельский и частично Пус-тошкинский районы.
8. Себежская — Себежский район. Самостоятельному рассмотрению подлежат
традиции в районе бассейна реки Шелони — Порховский, Дновский, Дедовичский районы — в связи с их переходным характером и тяготением к новгородским культурным традициям, а также и Усвят-ский район, местные традиции которого нельзя рассматривать без учета сложного комплекса псков-ско-смоленско-белорусских этнокультурных связей.
Разумеется, предложенная здесь группировка фольклорно-этнографического материала по принадлежности местным культурным традициям, территориально ограниченным в названных зонах, весьма условна. Эта условность вызвана тем, что, во-первых, культурная традиция (как, в частности, и система фольклора), при всей своей нормативности, в естественных условиях существования является открытой и развивающейся системой, для которой свойственны процессы диффузии, конверсии, трансформации. Во-вторых, как уже было отмечено, в сложно организованной, полиэлементной структуре культурной традиции в силу универсальности ее функций (регулирование и контроль всех сторон жизни общины) согласуются в пространстве единого целого различные по природе и назначению виды и формы культурной деятельности (в т. ч. виды и формы фольклора), которые в то же время подчиняются специфическим законам и логике собственного существования и развития. Естественно, что по содержанию, форме, значению и месту в жизненном цикле каждый самостоятельный комплекс явлений традиционной культуры, отдельные его элементы имеют свои предпосылки, историю и ареалы распространения, что, в свою очередь, безусловно, усложняет структуру местной традиции, а также и задачи ее научного описания.
Так, например, в рамках общего (с точки зрения содержания и последовательности основных обрядовых действий) комплекса свадьбы, относящегося к локнянско-ловатской традиции, ареалы распространения отдельных музыкально-поэтических форм можно проследить в связи со спецификой их жанро-во-функциональной или структурно-типологической характеристик, но также и на основе ярко выраженных свидетельств взаимодействия различных культурных традиций — собственно локнянско-ловатской с традициями центрально-псковской зоны, новгородско-тверского и псковско-смоленско-бе-лорусского пограничья.
Уже собственно музыкально-типологический анализ принадлежащих местному свадебному обряду причетного и песенного циклов (в их основной, обязательной части) показывает различные по конфигурации ареалы самостоятельных типов хоровых причитаний («голошений») и отдельных типов песенных форм в группе формульных напевов:
1. На территории ряда смежных волостей, расположенных по рекам Ловати (немчиново-черпес-ская сторона) и Куньи, мы сталкиваемся с локальной формой бытования особого вида хорового причитания, исполняемого группой «боярок»: сочетание сольного исполнения причетного стиха с хоровой подводкой — вокализацией основного контура напева (своеобразная форма «вожоканья» с огласовкой на «и-и-и» — см.: Часть V, «Образцы напевов
Виды сушильного оборудования. . Топ 10 узи специалистов на водном стадионе ma-cl.ru.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36