Поиск по сайту

Свадебный обряд

Свекровь, одетая в вывороченную шубу, выго­няла молодых из-за стола, ударяя их по спине пиро­гом либо кнутом — «пугой», плясала на лавке (Нев., Молокоедово 1980-11):37 «…сняли венок, и уже ми-ня от застолья свякрбва «пугой» парила — такой за­кон. Узлёзет на лавку ды маладых стебаеть пугай и пляшеть на лауке» (Нев., Волчьи Горы 1775-05). «[Свекровь] шубу вывернеть шерстью [вверх] и штоб нивёстка с сыном баялася свякрбви, свякрбва страшная за стол идёт, надёнеть шубу и кнутом их выганяить, а бабы кричат: "Ты бальнёй сгибай, штоб баялися!"» (Пуст., Торчилово 2095-14). Моло­дые бегали от свекрови вокруг стола.
Могло быть и так: «Свякрбва идёт и пирагбм дарёным бьёт па спине сына и нявёстку и гаварйть: "Ты раббтай, уважай жану, и ты, жена, тоже уважай мужа и слушай!"» (Пуст., Козодои 2097-19).
После того, как молодых выгонят из-за стола, невеста одаривала свекровь: приносили кашу, на­крытую подарком — платьем или платком (Пуст., Торчилово 2095-14). Свекровь брала подарки, тряс­ла и хвалилась ими, угощала кашей гостей (Нев., Завруи 1961-01). Каши в действительности могло и не быть, так называли разнообразные угощения, которыми невеста одаривала гостей. «О! Нявёста дарила! Хадйти, будем кашу невестину есть, мала-дая ж наварила! — даёть печенье, канфёты, угошчает баб, а называет кашей» (Пуст., Торчилово 2095-14).
Невесту проверяли — честная или нет. «Как при-ёдуть сюда приданыи, вянбк снимуть, так аны пай-дуть удваих маладые, и он [жених] "абслёдуеть". И талы жанйх, как "абслёдуеть", так несёть водки ха-рбшей, и лента [красная] привязана, што жена харб-шая, взяу девушку, а не балтушку. Вот тады эта и висилятца приданыи» (Нев., Волчьи Горы 1775-07). В ином случае к бутылке не привязывали красную ленту, а приданые «плачут, нидавбльные, и жанйх нидавбльный, хоть уже и живёт он, а нидавбльный» (Нев., Волчьи Горы 1775-07). Рассказчики упомина­ли также о том, что раньше демонстрировали гос­тям невестину рубаху. «…назауЧри раздявали, как спать палбжуть, тады этай рубахой хбдють, маха-ють. Это мама говорила. Как паужинают, уклада-ють спать, штоб эта видели, што дёвка чёсная» (Нев., Завруи 1961-32).
После того, как наделят молодых, невестины родственники отъезжают, а жениховы остаются до­гуливать. На отъезд невестиных гостей пели: «Едь-те домой, божемольники» (Нев., Молокоедово 1980-10); «Пора до дому, поели кони солому» (Пуст., Козодои 2097-20; Лешни 2096-17); «Прида-ночки-лебёдочки, просим мы вас» (там же); «Посы­пались дрбвы с печки долой» (Нев., Боёво 1945-27); «Сватки-сватютки, попрошу я вас» (Нев., Нарично
1961-67); «Приданые удалые» (Нев., Волчьи Горы 1775-05, 06); «Синее морюшко на волнах стоит» (Пуст., Рамуси 2141-18); «Вился вихор да над быст­рой рекой» (Нев., Студенец 1978-05).
Невеста могла голосить, когда уезжали ее гос­ти: «Куцы ж вы меня бросаете?» (Нев., Дроздово 1984-04).з8
ТРЕТИЙ ДЕНЬ СВАДЬБЫ
•*• Испытания молодой
Утром следующего дня, как встанут, гости шу­тили — испытывали молодую. Ее запирали в бане, заставляли мести пол, а сами вновь раскидывали мусор: «Она мятёть, а шуму — на кут опять. Другий раз уже закричат нёкатарые гбсти: "Дбсыть вам му­чить маладуху, дайте хату падмястй". Тады уже пе-рестануть» (Нев., Дроздово 1984-04). Жених несет гостям водку или вино — выкупает.
Молодую посылали за водой на колодец, при­несенное ведро выливали, не занося в дом: «тагда йдёть жинйх, выкупаить, водки нальёть, штоб нявёсту не марйли» (Пуст., Торчилово 2095-19).39 Иногда посылали на колодец с корзиной или реше­том. Жених откупался, ставил в корзину бутылку, и невеста несла гостям (Нев., Молокоедово 1980-11). Говорили: «Вон, наша нивёста полно вады принес­ла» (там же). Когда шла за водой с ведрами — на­крывала полотенцем. Если не успеет закрыть — вы­льют, а как закроет — уже нет. Эту воду невеста вме­сте с женихом, шафером и шаферицей приносила в дом. Ее давали пить гостям и брали деньги. После этого били посуду — на счастье, невеста собирала черепки.
Иногда гости брали глиняные горшки, клали туда деньги или зерно, бобы и били их, «штоб нявёста пахала40 и деньги падбирала» (Пуст., Тор­чилово 2095-19).
ПЕРЕЗЫВКИ. ХЛЕБИНЫ
Через неделю (по другим источникам — на тре­тий день свадьбы) приезжают перезывщики — пого­стить, посмотреть, где теперь живет молодая. Обычно — это мать, отец, братья, другие родствен­ники невесты (Нев., Молокоедово 1980-02).41
Иногда жених сам приезжал к тестю и теще и за­бирал их к себе на перезывки (Нев., Молокоедово 1980-13). В д. Козодои через неделю после свадьбы за молодыми приезжал отец невесты: «Нидёлю уже праживут, тада приезжаить атёц, приглашал нас у гости к им» (Пуст., Козодои 2097-21).
Еще через неделю уже молодые звали родителей на «ХЛЕБИНЫ»: «А ешчб чйриз нядёлю уже папка з мамкой приезжали к нам. На хлебины приезжали» (Пуст., Козодои 2097-21).42
1    Данная последовательность имеет обобщенный ха­рактер и учитывает наиболее типичные из зафиксиро­ванных вариантов.
2    Данные обрядовые действия возможны, если в тради­ции принят также 2-й вариант возвращения молодых от венца.
3    Старшая «приданка» наделена особыми функциями «глядеть за невестой», сопровождать ее в течение все­го свадебного действа.
4    Боярки помогали невесте готовить приданое, шить, сопровождали ее в «прощальных» обрядах, голосили сами и вместе с невестой. В Пустошкинском районе за­фиксирован термин «боярские» песни. По свидетель­ству из д. Шалахово Пустошкинского района, боярок за их участие в свадьбе одаривали деньгами (Пуст., Шалахово 2138-07).
5    Функция данного персонажа связана с обрядовой си­туацией, когда холостой брат невесты «режет» ей косу, чтобы  получить выкуп   у  жениха.   Наименования «падкосник», «надкосник» сохранились в поэтических текстах песен (напр.: Нев., Бисюрёво 1957-44; Ятмище 1955-01).
6    Пуст., Песчанка 2056-23.
7    Исполнители объясняли этот обычай тем, что до до­стижения возраста вступления в брак парень ходил в рубахе, без штанов.
8    Если обычай прыганья девушки в юбку встречается на широкой территории (Рязанская область, районы Белоруссии, Украины), то обычай прыганья парня в штаны отражает, по-видимому, сугубо местную тра­дицию.
9    «Захутали» — закрывали.
10  Эта песня могла исполняться и во время сватовства (Нев., Маслюки 1939-14).
11  Об этом см. также: Нев., Усово 1970-33.
12  Об этом см. также: Нев.,Черняи РФ 1692.
13  Иначе вспоминали об исполнении песен, звучавших в свадебный день: «…на свадьбе падскакавают <…> и песни кричали» (Нев., Доминиково 1940-13).
14  «Росстань» — перекресток дорог.
15  Нев., Устиново 1946-38.
16  «Ака[н]чають» — оканчивают, заканчивают.
17  Об этом см. также: Нев., Дроздово 1984-04; Носково РФ 1692; Осётки 1984-24; Пуст., Видусово 2142-07.
18  По свидетельству из Пустошкинского района, бабы «лезут на столбб» после возвращения молодых от венца.
19  Об этом см. также: Нев., Молокоедово 1980-11.
20  Об этом см. также: Нев., Молокоедово 1980-11.
21   Об этом см. также: Нев., Замошица; Молокоедово 1980-02; Нарично 1961-53; Церковище; Пуст., Леш-ни 2096-16.
22  Об этом см. также: Нев., Видусово, Завруи, Носиково, Трехалёво.
23  Имеется в виду вариант развития обрядового действа, когда молодые после венца разъезжаются по своим до­мам, а вечером жених приезжает за невестой.
24  «Пыталася» — добиралась, искала.
25  Об этом см. также: Нев., Молокоедово 1980-02; Руце-лёво 1942-05; Пуст., Козодои 2097-13.
26  Об этом см. также: Нев., Молокоедово 1980-11; Пуст., Торчилово 2098-10.
27  Об этом см. также: Нев., Доминиково 1939-36.
28  В д. Усово символическое отрезание косы происходит после снятия венка (Нев., Усово 1970-33).
29  См. об этом также: Нев., Кресты 1940-29.
30  «"Кукушичку" играють» — поют песню «Куковала ку­кушка в борочку».
31   Об этом см. также: Нев., Студенец 1961-34.
32  Об этом см. также: Нев., Молокоедово; Пуст., Видусо­во, Лешни, Яйцово.
33  Об этом см. также: Нев., Дроздово 1984-04; Молокое­дово 1980-05; Пуст., Торчилово 2095-02.
34  Свекровь снимала намётку, не прикасаясь к ней рукой, а приподнимала ее пирогом (держа в руке пирог).
35  Об этом см. также: Пуст., Видусово 2143-11.
36  Об этом см. также: Пуст., Емельяново 2057-01.
37  Об этом см. также: Пуст., Торчилово.
38  Об этом см. также: Нев., Студенец 1978-05.
39  Об этом см. также: Пуст., Козодои 2097-21.
40  «Пахала» — подметала.
41   Об этом см. также: Нев., Волчьи Горы 1775-05.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН И ПРИПЕВОК: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ,
ОЖИДАНИЕ-ПРИУГОТОВЛЕНИЕ;
ВЕСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ВЫБОР
Невельский район:
Трехалёвская вол.: Деришино 1976-42 (т.); Студенец 1978-04; Трехалёво 1967-05.
1. «У нас вчера мороз был» (варианты напева 5)          2. «Нам вера не верится» (вариант напева 1)
У нас вчера мороз был, сегодня иней пал на          Нам вера не верится, что Иван женится. Коли
Манькину головку, на Иванькину каморку (на    вы мне не верите, попытайте у батюшки, расспро-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Интересное