Поиск по сайту

Свадебный обряд

Молодая или ее родня ДАРИЛИ ПОДАРКИ свекрови, родным молодого: платье или материал. Свекру дарили рубашку или ситец, свекор обкручи­вал этот ситец вокруг себя. Дарят, когда встречают, или «…кагда сядут за стол. Тада уже нявёста или ня-вёстина родня приглашает за падарком. Кресница моя шла замуж, я дарила: свекрови на платье, а свё­кру матирья\п на рубашку. Залбвкам — платки» (Пуст., Козодои 2097-19).
ЗАВОДИТ МОЛОДЫХ за стол крестный же­ниха, в некоторых случаях — отец жениха. В этот момент родня невесты пытается ее украсть: «Садоггца за стол. Ну, нявёсту хбчут украсть. Нада жаниху нявёсту выкупить. Крёсный нявесты дага-вариваетца с женихом: наша нявёста дарагая, стбит таких-то денег. А жанйх таргуетца, или крёсная жа-нихбва, што наш жанйх ня хуже, дбрага запрашива­ете за свою нявёсту. Канёшно, там запрашиваетца, мбжа, три рубля, мбжа, пять — нибальшйе деньги, ^та врбде шутки, такёй абычай. А патом уже нада слядйть падружке Зтай и вабщё, штббы нявёсту не
украли. Значить, жанйх ня хбчить стбльки дать, на скблька дагавариваютца. Так сматрйте, што нявёс­ту свая старана открадут от жаниха, то тут уже жа­ниху и ягб дружку нада очень слядйть, штобы ня­вёсту не украли. Если нявёсту вазьмут из-за стала, то он должен дать на стбльки, скбльки запрашива­ли, даже и больше, аткупйть нявёсту себе назад» (Нев., Усово 1970-33).
Во время свадебного застолья жених и невеста сидят вместе, перед ними одна тарелка. Когда сва­дебный пир «вабьётца в палавйну да и больше», крестная невесты покрывает молодых белым плат­ком или куском материала. Так они посидят, их от­крывают, и затем начинается повязывание (Нев., Усово 1970-33).
<? Повязывание молодой. Наделение
Смена невестиного венка на женский головной убор знаменовала окончательное обретение ею ста­туса замужней женщины — молодухи.
«Кагда свадьба наиграется, напляшется», сни­мали венок у молодой — повязывали. «Пабудуть у нявёсты, пагуляють: "Ну, паёдемте тапёрь дамой, паёдемте, давайте нявёсту будем павязывать!"» (Пуст., Песчанка 2056-28).
Молодых сажали на хлебную дежку, на кото­рую клали подушки или шубу (могли посадить так­же и в ряд на скамейку), крестная их накрывала сит­цем — «намётками», давала в руки по свечке. «Рань­ше принасйли дежку, ставят пасрядй дбма и ма-ладь’гх садють на эту дежку, падушку палбжуть и за-жигають па свечке жиниху и нявёста, а тада эту "Кукушичку" играють, а им квдають падарки на гблаву»30 (Пуст., Торчилово 2098-10).
В д. Петраши зафиксированы свидетельства о том, что во время повязывания невесту завешивают — держат с двух сторон простыню (Пуст., Петраши 2143-01,03). Молодую повязывала «ббльшая при-данка» — крестная или тетка. Не разрешалось повя­зывать вдове, даже если она была близкой родст­венницей невесты, «штобы был мужик [у невесты]», чтобы молодая не стала вдовой. Крестная или ша-ферица снимала венок, разделяла волосы на две ко­сы, закручивала волосы наверх, надевала повойник (кокошник, кичку), завязывала платок:31 «…снима-ють вянбк, обвязывають платок, повязывають яя, касу чёшуть. Тяпёрь шапки нбсять, а раньше кйчку надевали — эта уже маладуха стала, ни нявёста» (Пуст., Торчилово 2095-12). Иногда в прическу вставляли цветок, который снимали с груди:32 «За­кручивали цвет в касу и абвяжут платок табё или касыначку — эта называли "павязали"» (Пуст., Пес­чанка 2056-28). «Павязывали кавб, раньше у иас на­зывались какбшники, шили такие, повязывали. А мянё цвятбм повязывали: закрутили касу и цвет укалбли» (Пуст., Козодои 2097-09).
Снятый венок надевали на голову старшей бо­ярке или другой девушке, чтобы она вышла замуж вслед за невестой (Пуст., Емельянове 2057-01).33 «И падруги надавали вянбк, и баярке, штоб ана быст­рей замуж вышла» (Нев., Завруи 1961-01). Иногда крестная надевала его на себя и приплясывала в нем (Нев., Усово 1970-33). Венок хранили или передава­ли подругам — «хто прбсит павянчатца» (Пуст., Ко­зодои 2097-09). В д. Доминиково вспоминали о том, что венок надевали жениху (Нев., Доминиково 1940-03).
Во время повязывания пели: «Куковала куку-шечка в борочку» (Пуст., Козодои 2097-08; Сергей-цево 2140-12; Торчилово 2095-03); «Вот как крякала утка над быстрой рекой» (Нев., Студенец 1978-03); «У нас сегодня новина» (Нев., Каменка 1957-34); «Вяжут-вяжутхохлушку» (Нев., Волчьи Горы 1775-14) и др. Когда крестная снимала с невесты венок, пели «Крутят, вяжут, повивают» (Нев., Волчьи Го­ры 1775-14); «Приданки-лебёдки» (Пуст., Козодои 2097-08; Торчилово 2095-07); «Задела Манютонька, задела» (Пуст., Ломоносы 2121-05); «Повязаночка плачет, повязаться не хочет» (Нев., Молокоедово 1980-06); «Сповивальничка плачет, сповиваться не хочет» (Нев., Завруи 1961-03); «Уж как бблыпая приданочка — неродная сестра» (Пуст., Ломоносы 2120-43); «У большой придании фартук загорелся» (Пуст., Ломоносы 2121-06). В тот момент, когда разделяли волосы на две косы, пели: «Как вчера пшеничка на нивке была» (Нев., Боёво 1945-25); «Была одна коса, была одна дума» (Нев., Студенец 1961-34).
Когда снимали венок, мать невесты могла голо­сить:
«Не радуйся, май милая дйтетка,
Што украшана твая буйная галбванька,
Зтым алым цветикам, Аны ж украшаны да праманчивы. Праманють тя в адну тёмную нбченьку»
(Нев., Замошица 1960-32).
В д. Руцелёво вспоминали о том, что после то­го, как невесту «повяжут», молодых связывали друг с другом — «ти палатёнцем, или ситцем» (Нев., Руце­лёво РФ 1699), После того, как их развяжут, невес­та накидывала это полотно на плечи свекру и све­крови (Нев., Молокоедово 1980-05).
Вслед за повязыванием сразу следовало и наде­ление молодых. Родня невесты складывала приве­зенные дары на голову жениху и невесте: «Всё ма-ладым на гблаву аббим. <…> В ку^гу, а патом эту ку^чу сабирають и гаварят патбм: "А на это не упо­вайте, а свае наживайте. Этим век не праживёшь". <…> Всё складывают и гара получаетца, а патбм всё снимают. Первую тбка снймит свякрбв» (Нев., Боёво 1945-25). Как снимут венок, кричали и пели: «Тётки-лебёдки [или "приданки-лебёдки"], кидайте
51*
намётки! И тада кидают на нявёсту. Нявёста с жа-нихбм сидит и на их кидають уже намётки» (Пуст., Лешни 2096-18), «кто какие матирьялы, кто што» (Нев., Боёво 1945-25).
Когда крестная накинет первую «намётку», же­них должен поцеловать невесту. В этот момент ша­фер пытается опередить его (Нев., Боёво 1945-25). Если жених прозевает, то выкупает невесту у шафе­ра. «Одна тётка и скажет: "А не найдётца маладёц маладую целовать?" — а тут стайт кто-нибудь нида-лёка. Успеет жанйх пацелавать — а то етат пацелу-ет…» (Нев., Студенец 1961-34).
В д. Гудец рассказывали: «Намёткай накрыют-ца, тада павязывают. Кладут ситец — ни адйн кусок! Кто платок, кто метра два-три, скока твая душа жилаит. Кто деньги кладёть бывала. Патбм первую сымаить намётку свекрова, пирагбм сымаить34 и пригавариваить:
Ух! Я думала — тут салавёй да кукушка,
А тут сынок да дачушка!
Мая маладая ня спала, ня дремала,
Не ленива была —
Тбнка ткала, звбнка ткала,
На дары сбирала!
— а сама приплясывает баба с пирагбм» (Пуст., Песчанка 2056-28, 29).
В д. Боёво «намётку» с молодых также свекровь снимала пирогом, в рваных рукавицах. Приплясы­вая, она восклицала: «Говорили, моя молодая не умеет ни прясть, ни вязать, а во какая: понапряла и понаткала!» (Нев., Боёво 1945-25).35
Особым образом это обрядовое действо совер­шалось в деревне Емельянове: «…так сыметь — меж­ду жениха и между нявёсты и поцалует. [Говорит]: "Нада паглядёть — чи, може, не май детки? Аи, май, май детки жалобные!"» (Пуст., Емельяново 2057-01).
Намётки и пирог отдавали свекрови, которая делила его и раздавала всем присутствующим. Именно этим пирогом наделяли невесту в роди­тельском доме, а затем привозили в дом жениха: «Я сымала — три наволочки сшила с этава ситца, а пи­рог — на табё, на табё! — раздялйла. А пирог харб-ший, с бёлай муке. На этам пирагу^ ея наделяли, нявёсту и яна с этым пирагбм приехала и этат пирог привезла, и када павязывали — ётым пирагбм сыма­ла мамка; нет мамки — тётка, лйба крёсная» (Пуст., Песчанка 2056-29).36
На повязывании били тарелки, и потом моло­дая вставала на осколки, а гости плясали на разби­тых тарелках (Пуст., Петраши 2143-04). «Када по-вязывають, и тагда бьють тарелки, штоб жила ха-рашб, штоб детей мнбга было, песни играють уся-кие. А тарелки бьють мнбга, а патом уси вместе пляшут по этим тарелкам» (Нев., Завруи 1961-03).
После повязывания свекровь угощала гостей горелкой: «Свекровь несёть салбдкую гарёлку, пб-
ить людей… Наливаить каждому, носить по хате -тут, коло нявёсти» (Нев., Ятмище 1944-07).

Дезинфекция 64 обработка от клопов в саратове BIO64.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Районирование и климат
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Интересное