Поиск по сайту

Свадебный обряд

«Ты ж(и) кукуешь, мый шёрыя кукушечка, И прилитай ты пыд(ы) мае
и пад(ы) кыс&тыя вакбшечка. И рыс(ы)кажй ты мне
шчирёшин(и)ка ж вярнёшинька, И пра маю мйлыю-любймыю
ж(и) радйтелку родныю мамыньку. Мбжа, встретишь де у чйста(м) у пблюшки, Мбжа, станить йна
расспрашивать и распытывать. И рыс(ы)кажй ж ты ей
шчирёшинька ж(и) вярнсшннька, И пры мянё, горькыю-нишчастныю сиротушку»
(д. Чайки 2061-03).
Перечень записей похоронных причитаний
Бояриневская вол.: Асташково 2041-13, 14, 2146-01, 02;
Пустошка 2019-11, 12. Глембочинская вол.: Горелово 2036-22; Замошани 2010-
22; Застаринье 2151-27-30. Долосчанская вол.: Ашнарово 2006-23. Красная вол.: Лопатово 2050-15. Лавровская вол.: Горбуны 2072-01; Чернея 2127-11, 12. Мостищенская вол.: Новое Луково 2134-34-37; Прудищи
2117-06.
Томсинская вол.: Костучиха 1635-22; Томсино 1650-22. Чайкинская вол.: Пилюки 2125-14; Чайки 2061-63,
2107-14.
Перечень записей причитаний на кукушку
Глембочинская вол.: Глембочино 2046-16. Максютинская вол.: Максютино 2136-05.
Раздел 8
ПЕСЕННО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
ДУХОВНЫЕ СТИХИ
В Себежском районе были записаны духовные и поминальные стихи, псальмы, молитвы, а также некоторые другие жанры (например, польская пас­хальная песня). Народные исполнители называют духовные стихи «постовыми» песнями, так как их пели в период Великого поета. Основные сюжеты духовных стихов связаны с темой распятия Хрис­та: «Плач Марии», «Мария ищет Сына». Среди
редких — упоминание и пересказ сюжета «О двух Лазарях», стих «Как расплакалась владыка сыра мать-земля».
Поминальные стихи и псальмы пели над покой­ным или на поминках. В Себежском районе записа­ны некоторые из широко распространенных сюже­тов: «Расставание души с телом», «Христос и греш­ница» и другие.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
ДУХОВНЫХ И ПОМИНАЛЬНЫХ СТИХОВ: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ,
СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ
Мария, Христос; праведная — грешная жизнь; раскаяние в грехах; расставание души с телом
1.  «Ишла-пошла свента Мария, повстречала трёх жиденят»
Ишла-пошла свента1 Мария, повстречала трёх жиденят.
—   Вы жиденята, вы невёрники, ти не видели вы Божьего Сына?
Один кажет: «Слыхом не слыхал», другой ка-жет: «Видеть не видал», третий кажет: «Я там не бывал».
Ишла-пошла свента Мария, повстречала трёх ангелов.
—   Вы ангелы, Божьи слуги, ти не видели-чули Божьего Сына?
Один кажет: «Я слыхом слыхал», другой кажет: «Видеть я видал», третий кажет: «Я и там бывал».
Глембочинская вол.: Горелово 2036-08. 1 «Свента» — святая.
2.  «А на горе на высокой стоит церква откры­тая» (варианты напева 1)
На той горе на Сиянской сама церковь прояви-лася, сами двери растворилися, сами звоны прозво-нилися, попы с дьяками к обедне шли. / А на горе на высокой стоит церква открытая.
А в той церкви престол стоит, за престолом Ма­рия сидит. Сидит она смутнёшенько, плачет она слезнёшенько.
Явилися три ангела: — Чего, Мария, смутна си­дишь?
— Да как же мне смутной не быть, да как же мне слёзно не плакать? Жиды Христа распинали, ручки-ножки прибивали.
Далее текст исполняется от начала, до слов: …сидит она веселёшенько.
Явилися три ангела: — Чего, Мария, веселё­шенька?
—  Да как же мне весёлой не быть? Люди Христа раставали, ручки-ножки расковали.
Глембочинская вол.: Горелово 2005-08,2036-07,07а. Чайкинская вол.: Пилюки 2124-11, 11а.
3.  «Как расплакалась владыка сыра мать-зем­ля» (варианты напева 2)
Как расплакалась владыка сыра мать-земля, да как стала владыка Царю жалиться, Царю верному, бесконечному.
—  Ах ты, Царь мой Небесный, сам Исус Христос! Как на мне, на владыке, на сырой земле, много блудно-сти, много звонности, наибольше того беззаконности.
—  Ты войди-ка, владыка, у храм Божий ворота, там встретит, владыка, тебя сам Исус Христос, во­рота раскрывает, хорошо принимает. Глембочинская вол.: Замошани 2010-19, 2048-02.
4.  «Ишла дева за водою»
Ишла дева за водою, за холодной ключевою, навстречу ей сам Исус Христос, просил у девы воду пити, руки мыти.
—   А ты, дева, дай воды пити, руки мыти.
—  Ах ты, Боже, эта вода нечистая, древом-лис­том западала, жёлтым песком замывала.
—  Ах ты, дева, сама ты нечистая. Девять сынов спородила, в Дунай-речке спотопила. Иди в цер­ковь, споведайся, всяким грехам признавайся.
Глембочинская вол.: Горелово 2037-05. Чайкинская вол.: Пилюки 2124-10.
5.  «У недельку пораненько расставалась душа с телом» (варианты напева 3)
У недельку1 пораненько расставалась душа с телом.
Полетела до костёла, села душа на престоле. Явилися к душе [а]ньолы.2
—  Чего, душа, смутна сидишь, чего, душа, слёз­но плачешь? Тебе, душа, не быть в пекле, тебе, ду­ша, быть в раю.
Райски двери расчинёны, а пёкельные зачинены.
Чем ты, душа, угодила — до костёлу ты ходила, Божьих наук ты слушала, у [и]споведи ты бывала. Голых-босых одевала, и голодных ты кормила, от тёмной ночки [оборонила.
Глембочинская вол.: Горелово 2014-33; 2037-04, 04а.
1   «Неделя» — воскресенье.
2   «Аньолы» — ангелы.
6.  «Не внавай, не внавай, душа моя» (вариант напева 1)
Не унывай, душа моя, уповай на Господа.
Видишь, Господи, печаль мою: супостат меня уловляет, на свои дела наставляет.
Кого, Господи, на помощь сошлёшь: ли ангела-хранителя, ли сам сойдёшь, Владыко мой?
Братья-сёстры, не унывайте, на Господа уповайте.
А Господи, спаси меня! Вы спасайте сами себя, всё крестами-молитвами, хорошими помыслами. Глембочинская вол.: Горелово 2037-01.
ЛИРИЧЕСКИЕ И БАЛЛАДНЫЕ ПЕСНИ
В Себежской традиции лирические песни имеют две основные формы бытования: песни, приурочен­ные к праздничным и обрядовым застольям (на то-локах, крестинах, в праздники), и песни, связанные с исполнением на открытом пространстве (в поле, на горе).
Поэтическое содержание лирических песен до­вольно обширно. Среди сюжетов встречаются изве­стные баллады: «дочка-пташка», «купцы увозят де­вушку», «брат брата убил», «жена на корабле»; ли­рические: «Цвели в поле цветочки», «Пойду с горя в чисто поле», «Не по морюшку лебёдушка плывёт». Местным своеобразием обладают близкие к бал-
ладным сюжеты «Як ишёл казак с бору» («молодец проклинает долю»), «Как на нашем на поле» («мо­лодец похваляется силой, хочет поймать коня, при­везти невесту»).
По своему музыкальному содержанию выделя­ется ряд песен с общераспространенными напева­ми. Специфически себежские лирические песни об­ладают музыкально-стилевым родством с кален-дарно-обрядовыми и свадебными песнями. Общие закономерности наблюдаются и в формах бытова­ния лирических и обрядовых песен; для тех и других отмечается характерный принцип использования политекстового напева.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
ЛИРИЧЕСКИХ И БАЛЛАДНЫХ ПЕСЕН: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ,
СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПЕСНИ «МОЛОДЕЦКОГО» ЦИКЛА
молодец проклинает долю; молодец — девица: выбор невесты; муж — жена
1.  «Як ишёл казак с бору, проклинал свою до­лю» (варианты напева 5)
Як ишёл казак с бору, проклинал свою долю.
—  Да «бадай»1 моя доля на огне погорела, на воде потонула! Да свела меня жена, как лютая змея с-под орехова куста.
—  Да не я ж тебя свела, свели тебе корчомочки, всё пивные чарочки, дворовые шинкарочки. Глембочинская вол.: Горелово 2002-09, 2013-44, 2025-02.
1 «Бадай» — проклятие, пожелание гибели, всего дурного (В. Даль).
2.  «На зелёненьком лужку молодец коня пасёт»
(варианты напева 5)
На зелёненьком лужку молодец коня пасёт, у свиролочку играет, с коником «размувляет».1
—  Ах ты; коник мой, коник, скажи «щйрую» правду мне. Да и кто с ума сводит — ти жена моло-
дая, аи ти малые дети? Аи, свела ж меня всё пивная чарочка, молодая шинкарочка.
Вариант: На зелёненьком лужку молодец коня пасёт, у «свирблочку» играет, к себе девушек манит, а свою жену клянет и проклинает: — С-под осино­вых кустов, с-под малиновых листов.
Глембочинская вол.: Бондари 1998-13, 2024-18; Горелово
2002-10,2013-45.
Дединская вол.: Дедино 2087-04, 06. 1 «Размувлйет» — разговаривает.
3. «А ты ель, ты елина» (варианты напева 5)
А ты ель, ты елйна, кудрявая деревина! Распус­ти свое «вйтьё» от маковки до комлёвки. Да при­крой свое тело, чтобы от солнца не «тьмёла», от зе­мельки не чернело.
Коли жив же я буду, ель не забуду. Ель выко­паю, в садочке посажу, виноградом обсажу. А не жив же я буду, ель срублю, себе домик поставлю.
Вариант начала: Молодец коня пасет, у свирб­лочку играет, с своим конем «размувляет».
— Ах ты, конь мой, конь, скажи правду, жена ме­ня свела или малые детки?
— Не жена тебя свела и не малые детки. А свела тебя корчомка, золотые кубочки, дорогие напи-точки.
Дединская вол.: Дедино 2084-22, 2085-01,02.
4. «Как на нашем на попе, да на ровном на мес­те» (напев 2)
Как на нашем на поле, да на ровном на месте, там стояла ель тихая, кудрявая. Как под тою под елью генерал своевался, его добрый конь не ймался, не уздался.
Его был братец Василий, своей силой выхва­лялся:
— Я добра коня поймаю, зауздаю. Запрягу коня я в сани, да поеду по невестам. Привезу себе невес­ту белей снегу зимового, цветней маку садового. Будет есть хрён да рёдку, да ремённую плётку.1

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Районирование и климат
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Интересное