Поиск по сайту

Свадебный обряд

1   «Шумётник» — место для мусора во дворе.
2  «Сачили» — искали.
108.  «Гостики любимые, просим за стол»
Гостики любимые, просим за стол.
Где ж вы, сваты, ночевали? Да ти в лозе под ку­стом, ти у кобылы под хвостом? Дединская вол.: Дедино РФ 1721 (т.)-
109.  «Ти не тые сучки брешут, где у нас ночева­ли» (варианты напевов 14, 15)
«Ти ня тые»1 сучки брешут, где у нас ночевали, от нас щётку2 украли.
Глембочинская вол.: Горелово 2004-14, 2014-16, 2034-21.
1   «Ти ия тые» — не эти ли.
2  Имеется в виду щётка для чесания льна (Горелово 2034-21).
ПО. «Бери, сват, чапельник» (варианты напе­вов 4, 14, 15)
Бери, сваток, чапельник,1 гони сучек на ден­ник.2 Пускай они побрешут, об угол сраку по­чешут.
Глембочинская вол.: Горелово 2004-16, 2014-18, 2034-24. Дединская вол.: Дедино 2084-03,05.
1   «Чапельник» — ухват.
2  «Денник» — загородка для скота в хлеве (Горелово 2034-24).
111.  «Наши приданки-гавроньи» (вариант на­пева 4)
Наши приданки — гавроньи,1 у них дюбки2 во­роньи. Узлетели на полйцу,3 расклевали печенйцу. Дединская вол.: Дедино 2084-04.
1   «Гаврбнья» — ворона.
2  «Дюбка» — клюв.
3  «Полйца» — полка.
112.  «Приданые неудалые, у хлев заехали» (ва­рианты напевов 14, 15)
Приданые неудалые, в хлев заехали, быку руку дали,   козла   «поветали»,1   барана   поцеловали (свинью сватьей назвали). Глембочинская вол.:  Горелово 2004-15, 2014-17,  27,
2034-23.
Дединская вол.: Дедино 2080-07,10. 1 «Поветали» — поприветствовали.
113.  «У нашего свата богатая хата»
У нашего свата богатая хата: три кола вбито, «пральником»1 накрыто.
Бояриновская вол.: Пустошка 2019-09,10.
Чайкинская вол.: Чайки 2109-15.
1  «Пральник» — валёк для стирки белья на речке (В. Даль).
114.  «Идут сваты, идут, у печь поглядают» (ва­риант напевов 14, 15)
Идут сваты, идут, в печь поглядают, ти густа капуста,1 ти велик горшок каши, ти подъедят сваты наши.
Дединская вол.: Дедино 2086-14. 1 «Капуста» — щи.
115.  «Вы гостики любимые, гостите в нас» (ва­рианты напева 9)
А гостики любимые, гостите в нас. Напечено, наварено всё для вас.
Да есть у нас бочечка пива всё для вас. Выпьете тую — найдём другую всё для вас.
Глембочинская вол.: Замошани 2048-04. Дединская вол.: Дедино 2080-09.
116.  «Попейте-поешьте, гости званые» (вари­ант напева 8)
Попейте-поешьте, гости званые, девять печей хлеба печено, десятая пива варена. Дединская вол.: Могили 2114-20.
117.  «Говорят, Ванечка — хороший стрелец»
(варианты напевов 5-7)
Говорят, Ванечка — хороший стрелец. Убил те-терва посерёд двора, убил сороку посерёд току, убил воробья посерёд гумна. Расклал на девять та­релок, угощал сваточков. Дединская вол.: Дедино РФ 1721 (т.); Могили 2114-21.
118.  «Ядуть сваты, ядуть, як метелочкой метут»
(варианты напевов 14, 15)
«Ядуть»1 сваты, «ядуть», как метёлочкой метут, на столе ни крошечки, под столом ни косточки.
Глембочинская вол.: Горелово 2004-13, 2014-15, 2034-20. Дединская вол.: Дедино РФ 1721 (т.); Калныши 2133-22. 1 «Ядуть» — едят.
119.  «Пора, гости, до дому» / «Едьте, сваты, до дому» (варианты напева 3)
Едьте, сваты, до дому, съели кони солому, а сва-точки — мякину, коло тыну крапиву.
Дединская вол.: Калныши 2133-21. Долосчанская вол.: Веремеево 1996-10, 2045-07. Томсинская вол.: Апросово 1634-14; Меженцы 1635-12. Чайкинская вол.: Глубокое 2065-03.
Дополнительный перечень записей свадебных песен
120. «Как за садом, за садом»
Томсинская вол.: Агурьяново 1664-19.
121. «Как у голуб-голубя золотая голова»
Томсинская вол.: Ноглово 1635-10, 10а.
122. «Как у саде-винограде»
Томсинская вол.: Агурьяново 1664-20.
123. «Катенька, чего ж ты не плачешь»
Томсинская вол.: Борисенки 1666-44.
124. «Летал же соловейка вокруг сада»
Томсинская вол.: Агурьяново 1664-06; Апросово 1634-18; Армоново 1651-25, 26.
125. «Отъезжала Леночка со двора»
Томсинская вол.: Агурьяново 1664-09.
126. «Сват свата просит»
Томсинская вол.: Козаново 1659-36.
127. «Сеяла я, веяла чёрный мак»
Томсинская вол.: Агурьяново 1664-10.
128. «Стояла берёзонька без верха»
Томсинская вол.: Апросово 1634-12; Поповка 1634-32.
129. «Стучнт-гремит сыра мать-земля»
Томсинская вол.: Борисенки 1666-38.
Раздел 7 ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Похоронный обряд в Себежском районе имеет общераспространенную структуру. Умершего мо­ют, одевают, кладут на лавку, застеленную колен­кором. До похорон покойник находится в доме три дня. В качестве особой старинной одежды для умер­шего называют «насбв»: «Шили асббенный такой халат, адевали этыт халат. Называли насбв. А при мне уже адевали так, как и живой хадйл. Насбв на­зывали такой — ну, он целикбм такой халат, с ка-пипюном» (Пилюки 2125-15). В руки умершему да­вали свечу — «где он пойдёт на том свете, тёмным коридором, чтобы ему светло было». Гроб окури­вали травой, освященной в Иванов день.
До сорока дней завешивают зеркало, на окно ставят стакан воды, вешают полотенце, чтобы душа
«прилетала умываться». Каждое утро воду меняют, выливают в угол, где иконы.
Первой начинала причитать дочь. Особенно сильно плачут, когда выносят гроб, прощаются с умершим на могиле. До кладбища гроб несут на по­лотенцах, опускают в могилу также на полотенцах. Потом полотенца забирают домой, стирают. Перед тем, как опускать, «выкупают» место — бросают в мо­гилу деньги. Когда опустят гроб, каждый кидает по три горсточки песочку. Хоронили ногами на восток.
Приехав с кладбища, садятся за стол поминать: «жалббный стол».
На девять и сорок дней ходят поминать на мо­гилу, причитают. Среди годовых поминальных дней называют Радоницу и Троицу.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПОХОРОННЫХ И ПОМИНАЛЬНЫХ ПРИЧИТАНИЙ
Содержание поэтических текстов причитаний от­ражает основные моменты похоронного обряда: обра­щение к умершему, пока тот находится в доме, вынос, прощание на могиле. Поэтика причитаний насыщена образами и представлениями, имеющими древнюю мифологическую основу. Смерть предстает и как сон (в просьбах к покойному открыть глаза), и как даль­ний, невозвратный путь на «тот свет» (через образ «пу­ти-дороженьки»). Важным оказывается образ кукуш­ки — птицы-посредника, приносящей весть из иного мира и передающей жалобы живых умершим (в поми­нальных причитаниях и причитаниях на кукушку).
Пока умерший находится В ДОМЕ, в причита­ниях звучит вопрос: «Куда ж ты собрался?», присут­ствует мотив невозвратного пути покойного — «в гости» к ранее умершим родственникам, образ за­росшей «пути-дороженьки».
«Зыкатйлас(и) тёплыя сол…нушка с наший,
изббаньку ни [а]багрёя. А куды ж ты сабрался-с(ы)нырядилси,
мой плямённичек(ы) любйменькый? Ох, ты ли к утреньки, ли к абёденки,
ли в милый гбстики, Аи, ли ты всё к(ы) радй…мы(й)му папы
с(ы) мамен(и)кый радимыму?»
(д. Армоново 1652-06).
«А куды ж ты сыбрався,
мой любимый братитка? А у как^ю ж ты путь-дароженьку пашёл? И никыгда ж ты ни вярнёсся, И никыгда ж ты ни напишешь мне»
(д. Чернея 2127-12).
«И выхадйла ж(и) я в чй…стыя пблюшка, Аг(ы)ляжу я па всим четырём(ы) старонушкым, А дажидаю тябя у мйлаи гостечки. А зырасьлй вси пути, вси дарбженьки, А ни с какбй жа старон…ки м(ы)не ни даждать тябё в милый гбстики»
(д. Армоново 1652-06).
К покойному обращаются с просьбой открыть глаза, поговорить в последний раз.
«Мой плямённичек ты любимый,
аткрбй свай гылубыи г(ы)лазыньки, А ты рыспах(ы)нй с(ы)вай бё…лыи рученьки, А ты сяд(и) жа са мной на зялёный травушки, А пыгаварй ты са мной
всё лас(ы)кавым(ы) басенкам»
(д. Армоново 1652-06).
В момент ВЫНОСА покойного в причитаниях появляются образы опустевшего дома, осиротев­ших родственников; звучат упреки тем, кто выно­сит покойного из дома.
«И хто ж(и) тут будить тепер(и) пахаживать Па ётаму ширбкаму, и ширбкаму падвбрьецу, И хто ж(и) будить устремить
и с(ы)вайх любых дётак?»
(д. Нбвое Луково 2134-34).
«Ниужёли ж падымаютца твай белый ручки1 Вынасйть с ётый тёплый изббухны Вынасйть брат(ы)ку-салавёйку, Свавб мйлыва дарагбва братетку, Асирыч&ть ётых малых дрббных пташечек, Йтых гбрьких сирбтык, Кидать адных-адинёхыньких»
(д. Прудищи 2117-06).
В причитаниях НА МОГИЛЕ обращались к ку­кушке с просьбой рассказать умершему о своем горе.
«Закукуй, май серая кукушечка, И на ётый кудрйвай бярёзенки. И расскажи ж ты маёй
радйтелки рбднай маманьки, И пра мае тяжёлая живённийка»
(д. Мостище 2146-29).
С кукушкой связаны не только поминальные причитания, но и особые причитания на кукушку. Они исполнялись в лесу, во время кукования птицы (в весенне-летний период, до Петрова дня). Обра­щения к кукушке содержат просьбы принести весть о родственниках, умерших или далеко уехавших, а также жалобы на горькую судьбу.
«Май сизая кукушечка,
И развядй мае вялйкая горюшка.
Какая ж я зырадйлысь, гбрькыя-нишшастныя,
Гбрькыя-нишшастныя сиратйнушка»
(д. Максютино 2136-05).
«Зязюлечка мый, шёрыя кукушечка,
Ти ня с тэй ты старбнки прилитёла,
Где май дётки милый залитёвши,
На чужбй далёкый старбнки.
А принисла ж ты мне ат их какую вёстычку.
А йна тады бу(д)ить и кукувать, и кукувать. Як тбльки плачешь, и бросишь, а йна тады бу(д)ить и час кукувать» (д. Глембочино 2046-16).

Что такое боди массаж.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Районирование и климат
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Интересное