Поиск по сайту
Перевозка грузов осуществляется самолетами Авиакомпании, авиаперевозка тяжеловесных грузов.

Свадебный обряд

Завершив повязывание, в последний раз сади­лись за стол. Родные и гости невесты, выходя из-за стола, прощались и НАДЕЛЯЛИ ее. Жених шел провожать гостей, невеста оставалась сидеть на ку-те. Пели «Уже мы, Леночка, отъезжать будем», «Да мы поедем горы-долины ровновать».
«А тады ужб садють паслёдний раз за стол. Эта ужб паёуши. Ужо тада ни ядуть, ну вси равнб ста-вють на стол ужб масла, твброг там, што-нибуть, хлеб лбжуть. И атхбдють ёйныи — радня, з ей пра-шчаютца. Ина [невеста] сядйть на кутё, пака ужо з двору паёдуть. Тады ужо он [жених] идёть атпра^-лять этых гастёй, а йна сядйть» (Горелово 2035-20).
ПОСЛЕСВАДЕБНЬШ ОБЫЧАИ
На следующий день утром обычно ШУТИЛИ над молодыми — обливали их водой, заставляли не­весту мести пол, кидали ей деньги.
«Утром маладых звязывають, вады падлива-ють, вядуть ужб свадебных, кажуть: "Ой, маладь’ш сёння уссались!" — хахбчуть» (Дедино 2084-21).
Затем снова устраивали ЗАСТОЛЬЕ. Если неве­ста была «нечестная», все блюда на стол подавали начатыми — холодец, кашу, «яишню». Народные ис­полнители высказывают негативное отношение к этому обычаю, ругают жениха.
После свадьбы родные невесты ездили к ней в ГОСТИ на «переднёвки» или «пиразывки».
«Свадьба кбнчилася, в другую субботу ужб мы паёхали туды к им, ужб к нивёсты паёхали. Завутца "пиразывки". На пиразывки уже едим мы. Ён при-ежжаить звать нас, жанйх. Вот зять приехал к нам: "Ну, паёдим туда к нам". Мы и паёхали — ятрбука мая, тётка мая, я паёхала» (Дедино 2084-21).
В поэтическом содержании свадебных песен от­ражены все основные обрядовые действия, пред­ставлены главные действующие лица и их взаимо­отношения. Часть текстов посвящена невесте-сиро­те. Основные напевы свадебных песен являются специфическими для себежской традиции. По осо­бенностям музыкального строя выделяются две группы: напевы 1-8 и напевы 9-12. Другие напевы имеют более широкое распространение — в южно­псковских и смоленских традициях (напевы 14,15).
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ СОЛЬНЫХ И ХОРОВЫХ
ПРИЧИТАНИЙ (В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ
СВАДЕБНОГО ОБРЯДА). ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
Исполнение сольных и коллективных причита­ний сопровождало основные моменты довенечной части свадебного обряда. Перед свадьбой невеста и ее подруги ХОДИЛИ с голошением ПО ПО­ЛЯМ, «ТОКАМ» (хозяйственным постройкам), по деревне. Невесту-сироту водили НА КЛАДБИ­ЩЕ, где она причитала, просила благословения у умерших родителей. В день свадьбы причитания невесты и подруг звучали во время ЧЕСАНИЯ ГОЛОВЫ. Невеста голосила, когда кланялась ко всем иконам, молилась Богу, просила БЛАГО­СЛОВЕНИЯ. Родные невесты — мать, сестра — от­вечали ей причитаниями.
Основная тематика причитаний тесно связана с обрядовыми моментами их исполнения. В содержа­нии поэтических текстов отражена тема прощания невесты с родным домом — в широком смысле, т. е. со всеми постройками, своей деревней, полями. Часть
причитаний содержит жалобы — образы «тяжкой кру­чинушки», «великого горюшка». Многие тексты включают в себя обращения-императивы, направ­ленные на совершение обрядового действия: пере­движения невесты в пространстве (проход по дерев­не, шествие на кладбище — «вы идите, сестрицы, тихо-нёшенько»); чесания головы, благословения, наделе­ния («почешу я свою буйную головушку», «подой­ди… надели…», «расхинитесь, люди добрые»). Неред­ко текст причитания (особенно — краткий) целиком представляет собой обращение-императив.
В причитаниях невесты-сироты и ее сестры зву­чат просьбы о благословении, обращенные к умер­шим родителям. В причитании, исполнявшемся на­кануне свадьбы на могиле, невеста просит умерших встретить ее («перейми… родный папенька»), при­лететь к ней на свадьбу («весёлую беседушку») и благословить. В день свадьбы, во время благосло-
вения, сестра просит невесту-сироту посмотреть «по всем тёмным уголышкам», не прилетела ли умершая мать. Невеста в своем голошении просит отца запрячь коня, проехать по «путям-дорожень­кам», посмотреть, не спешит ли умершая мать на «пир-беседушку» (тот я» метив присутствует в при­читании сестры: она прее#г невесту обратиться к брату, чтобы тот запряг коня и поехал встретить умершую мать).
Во всех причитаниях — и в сольных, и в коллек­тивных — речь ведется от лица невесты. Девушки, ис­полнявшие причитания, предстают как единый кол­лективный персонаж, выражающий волю невесты.
Коллективные причитания обычно исполняли подруги невесты. В случаях утраты традиции млад­шим поколением, ее поддерживали старшие — кол­лективные причитания исполняли женщины, специ­ально приходившие петь свадебные песни. В Том-синской волости зафиксированы сведения о том, что коллективные причитания подруг невесты мог­ли звучать без слов, чему соответствует особый тер­мин: подруги невесты «ююкали», т. е. пели без слов (д. Гришманы 1665-01).
Напевы 1 и 3 коллективных причитаний рас­пространены на севере района (Томсинская, Мак-сютинская волости). Напев 2 записан на юге райо­на (Чайкинская волость).
71-199
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ,
СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ,
ОЖИДАНИЕ-ПРИУГОТОВЛЕНИЕ;
ВЕСТЬ, НАМЕРЕНИЕ
1.  «За горой за крутой барабаны бьют» / «За го­рам, за борам, там запивки пьют» (варианты напе­вов 5-7)
За горой за крутой барабаны бьют, у Леночки за столом перепби пьют.
—   Пей-пей, татухна, не пропей меня, а пропей, татухна, ты коника. Коника, татухна, ты выку­пишь, а меня, молоду, не вызволишь. Глембочинская вол.: Горелово 2005-02, 2014-24, 2034-30. Лавровская вол.: Чернея 2070-02.
Томсинская вол.: Томсино 1649-38.
«За горам, за борам, гам запивки пьют»: Томсинская вол.: Ямищи 1666-16.
2.  «Не лежи, баба, на перине» / «Не лежи, бобёр, во бережку» (варианты напевов 5-7)
—   Не лежи, баба, на перине, да устань, стряхни росу раннюю, снаряжай беседу Танечкину.
—   Жёночки-лебёдки, снаряжена, девять боч пива варено, девять деж хлеба печено, десятая каравайная.
Вариант текста: — Не лежи, бобёр, во бережку, ты устань-ка, бобёр, стряхни росу. Сотряхни-смах-ни росу утреннюю.
Не сиди, папонька, на лавочке, снаряжай, па-понька, беседушку.
—  Наденька-дочушка, снаряжена, гостики род­ные созваны, девять печей хлеба печено, десятая зе­лена вина.1
Дединская вол.: Калныши 2133-24; Ляхово 2116-24. 1 Песню исполняли в начале свадебного застолья.
3.  «Ах вы, куры-куропаточки»
Ах вы, куры-куропаточки, не ходите кругом ха-точки, не топчите мою мяточку. Моя мята зелегао-сенька, а я, млада, молодюсенька. Дединская вол.: Могили 2114-22.
ДОЛЯ НЕВЕСТЫ / МОЛОДУХИ
разлука, слезы, печаль, жалобы;
родители — чужая семья, «своя — чужая» сторона;
«лихой — согласный» муж
4.  «Два кони, два волы рекой плыли» (вариант напевов 5-7)
Два кони, два волы рекой плыли. Приплыли к бережку — встрепенулися.
— Тяжко нам рекой плыти, тяжелее Валечке к Ванюшке идти. Долосчанская вол.: Зуи 2147-06.
5.  «Синее морюшко на волнах стоит» (вариан­ты напевов 5-7)
Синее морюшко на волнах стоит, молодая дивчина на думах сидит. Думает думушку, думу крепкую.
Как будет в чужи люди идти, как будет свёкра таткой звать, свекровку — родной матушкой, деве-рьёв-соколков — родным братеткам, золовок-лебё­док — родным сестрам. / Как назвать свекровку-ма­тушку? Мамкой звать мне не хочется, свекровой звать — будут люди осуждать [и т. д.].
Лавровская вол.: Клёсиио 2112-24.
Чайкинская вол.: Чайки 2066-09, 2109-12, 2110-13.
6.  «Гуляй-гуляй, щука-плотица, покуль тепла водица»
Аи, гуляй-гуляй, щука-плотица, покуль тепла водица. Пойдёшь у море — вода холодна, не будешь гулять.
Аи, гуляй-гуляй, Наташенька, покуль у родной мамки. Пойдешь к свёкорку, к свекровке, не будешь гулять.
Тебя, молоду, пошлют по воду, сами сядут обе­дать. Горы высоки, воды далеки, к обеду не поспеешь.
Принесу воды, на себя беды, каждому пить под­неси, да и старому, да и малому, и Ванечке-молоду. Ванечка не пьёт, на меня льёт, мне досады задаёт.
Пойду в каморку, прикладу головку, сильнень-ко заплачу. По сенькам хожу, ёстоньки хочу, не смею попросить. Бог мой высокий, мамка далёко, некому жалети.1
Глембочинская вол.: Горелово 2014-21, 31, 31а, 2035-35. 1 «Як ее [невесту] привязуть к жениху».
НЕВЕСТА-СИРОТА: ПРИЗЫВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
«наделить — есть кому, благословить — некому»
7.  «Чёрная ягода смородина»
Чёрная ягода смородина, за ее1 черней нигде ягод нет.
Горькая сиротка да Ниночка, за ее сиротей ни­где девок нет.2
Дединская вол.: Дедино 2080-18.
1   «За ее черней» — чернее её.
2   Пели невесте-сироте, когда чесали голову.
8.  «Зелёная дубровника, что в тебе ветья много»
(вариант напевов 14, 15)
Зелёная дубрбвинка, что у тебя ветья много, зе­лёного — ни одного. Да нечему пошумети, дубро-винку взвеселити.
Молодая Ниночка, что у тебя таток много, а родного — ни одного. Что к столику не подходят, благословенья не приносят. Аи, ходят, приходят, да не «щйро» благословляют, да не верно наделяют. Дединская вол.: Дедино 2088-07.
9.  «Быстрая реченька бережистая» (варианты напевов 5-7)

памятники надгробия

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Интересное