Поиск по сайту

Свадебный обряд

Перед застольем МОЛИЛИСЬ БОГУ: «Усе ста-нуть, Богу мблютца, и жанйх и нявёста, и батьки с маткам, и там хто свайх радных тут близких. Ся-дуть за стол, выпьють. Значить, эта Богу пумалйли-ся» (Старицы 2026-16).
В знак особого уважения невеста целовала руки всем родственникам жениха: «Цалуеть ётым, катб-рыи за сталбм — свёкру, и свату, и свякрбвки» (Го­релово 2034-27).
С момента знакомства начинался ОБМЕН ДА­РАМИ — полотном и хлебом. Свекровь привозила невесте пирог, невеста дарила «намётки» родителям жениха (вешала на шею).
«Нады было намётки ужб вешать. Если свёкор с свякрбукой приежжають, тадй ужб свёкру, и с свяк-рбукой звяжуть этый намёткай — так абкрыють… Ну, не завязывають, а так абкрыють абайх ужб вмести [одной намёткой]» (Горелово 2034-27).
Застолье могло быть довольно большим (сто­лов пять). Ставили угощение — кашу, блины, «по­ливку». Пели свадебные песни: «За горой за крутой барабаны бьют» и другие.
В рассказах о старинных свадьбах встречают­ся воспоминания о том, что невесту могли и не сватать, а УКРАСТЬ с гулянки, иногда — без ее со­гласия, обманным путем.
ПОДГОТОВКА К СВАДЬБЕ. ПРОЩАНИЕ НЕВЕСТЫ С ДЕРЕВНЕЙ
Срок от сватовства до свадьбы мог быть раз­личным — две-трн недели, месяц. В это время подру­ги, сестры и тетки помогали невесте готовить ПРИ­ДАНОЕ и ПОДАРКИ: пояса, скатерти, полотенца на иконы. Собирали «скрйню» (сундук). Жених по­купал невесте «цветы» (восковой венок).
В предсвадебный период происходило проща­ние невесты со своей деревней. За неделю до свадь­бы невеста с подругами «ХОДИЛА ПО ТОКАМ»: обходила все постройки — токи, «пуни» (сараи для сена), «осети» (овины), прощалась «с усйм будын-кам са свайм». Подруги и невеста причитали — «га-ласйли, выли хадя»:
«Аи, такй мае, такй, такй новый!
Аи, цапы мае, цапы, цапы лоукии!
Мне па ётых таках ни пахаживыть,
Да мне з этым цепам ни малачивать»
(Горелово 2026-06).
Накануне свадьбы подруги ВОДИЛИ НЕВЕС­ТУ ПО ДЕРЕВНЕ с голошением: «Вы идите, сест­рицы, тихонёшенько». Невеста прощалась со всеми — кланялась, просила прощения. Ее дарили, желали счастья.
«Када ишшё мама была у девках, эта уже дав­ным-давно. Ана нам часта рассказывала. Ну вот, примерна, накануне свадьбы ана сабираеть этых по-дружкыв, и бёруть ану, и вдуть па дирявням. И яна уже вот падхбдить, ну к каждыму дому, и загалаши-ваеть. Как там анй галасйли? И пбдружки эты пад-тягывали. Ну, ей дарили. <…> Вот эту самую нявёс-ту, кагда ана ужо прахбдить па дирявням, вечерам прихбдить дамой… Ана сразу, када приходить да­мой, загалашиваить, штоб атёц с матерью аткрыли б ей двери, пустили б её в хату. Тада всадють её на стулы, и вот ана эты свай все падарки раскладыва-еть, паказываеть, што ей дали» (Калныши 2133-10). НЕВЕСТА-СИРОТА ходила с подругами на кладбище, голосила на могиле, просила у умерше­го отца или матери благословения: «Баславй, па-панька, у чужую сямёиньку, к чужой мамухне, к чу­жому татухну. Баславй маладу у дарбжаньку, у да-лёкаю» (Дедино 2083-18).
На кладбище шли с музыкой — гармонью или скрипкой с цимбалами, музыканты играли марш.
«И с падругами, як же ана адна пбйдеть. Её вя-дуть. И ны кладбища хадйли, и з музыкай вядуть мыладуху. А тады на кладбище галосить. <…> И скрипка с цинбалами бывали, и гармони были» (Де­дино 2083-15, 16).
Накануне свадьбы могли устраивать ВЕЧЕРИ-НУ — молодежное гулянье в домах невесты и жениха.
ДЕНЬ СВАДЬБЫ
В день свадьбы происходили основные события свадебного обряда: благословение и наделение неве­сты и жениха, венчание. В Себежском районе жених и невеста ехали к венцу отдельно. После венчания приезжали в дом невесты, где устраивали застолье; гуляли всю ночь и только утром ехали к жениху.
«Ёта завётца "заёзд", где дёуку бёруть. А уже назавтрея тада к парню — ёта, г-т, "на кашу паёха-ли"» (Влазовичи 2119-02).
Система НАИМЕНОВАНИЙ основных участ­ников свадебного обряда была довольно обширной. Порядком свадьбы обусловлено название гостей жениха — «заязжане», гостей невесты — «закашники». Существовали свои названия и для больших групп, и для отдельных персонажей. В Себежском районе зафиксированы как общепсковские, так и специфи­ческие термины, обозначавшие свадебные чины и родственников. «Боярки» — девушки со стороны не­весты, «свашки» — со стороны жениха; «маладуха» -невеста, «надкосник» — брат невесты или жениха, «свашка» — сестра жениха; «швбгра» — муж сестры (по отношению к брату), «братовка» — жена брата (по отношению к сестре), «ятрбвки» — жены братьев (по отношению друг к другу).
Значительная роль в свадебном действии при­надлежала крестным родителям, старшему свату, старшей боярке.
Перед отъездом невесты к венцу обрядовые дей­ствия совершались в следующем порядке: невесте че­сали голову, затем она молилась Богу, просила бла­гословения у родных, ее заводили за стол и наделяли.
ЧЕСАНИЕ ГОЛОВЫ происходило на хлебной «дёжке», накрытой вывернутой шубой.
«Вот раньши ж хлеб пяклй, бальшйи дёжки та-кйи были, с крышками. И тады прыносють эту дёж­ку сярёд хаты, и с крышкой. Тады на эту дёжку лб-жуть шубу, и садят эту маладуху, и чёшуть галаву» (Горелово 2034-27).
Первым невесте чесал голову отец, проводил гребнем крест-накрест, крестил невесту. Следую­щей подходила мать, потом — боярки. Невеста пла­кала, боярки голосили: «Почешу я свою буйную го­ловоньку». В этот же момент исполнялась песня «Да позволь, Боженька, весёлля пиять». Волосы у невесты оставались распущенными вплоть до «по-вязывания головы» в доме жениха.
70*
После чесания головы невеста МОЛИЛАСЬ БОГУ, целовала иконы, голосила: «Подхожу, мой Боженька, близюсенька».
«Галаву пачёшуть, а патом ана пойдеть Богу малитца. Скбльки икон есть — вот пацалуить адну икону, злёзить, пакланйтца, другую цалуеть. И га-лбсить. Свечки гарать. К кажный икбни ана пры-кланяитца и цалуить иконы. И свечки гарать. Вот. А народ так плачеть, як битый увесь. Все плачуть тады» (Дедино 2083-07, 08).
Поцеловав иконы, невеста кланялась в ноги крестным, сидевшим на куте, просила благосло­вить, наделить «долей-щастьикам». Они благослов­ляли — крестили ее рукой. Затем невеста голошени­ем просила пропустить ее к родителям, стоявшим у печи. Ее пропускали, она кланялась и просила у ро­дителей благословения, затем обращалась к другим родственникам — братьям, сестрам. Мать и сестра могли голосить в ответ невесте. Крестным и всем своим родным невеста целовала руки.
Перед тем, как сесть за стол, «надкбсник» и бо­ярки три раза ВОДИЛИ невесту ВОКРУГ СТОЛА. В этот момент пели «Как пошло солнышко по за-горьику», музыканты играли марш.
«А тады круг6м стблу её вбдють. Музыка, и эты ужб падружки ёйныи хбдють. Три раза абвбдють её каля стблу» (Горелово 2034-01).
«Круг6м стала хадйли эты баярки, и хадйу над­косник, называйся такой, парень. <…> Музукант играеть марш, а их вадйли вот так вакруг три раза… У нас такой 6uf харбший музукант, на скрыпки и цимбалах» (Горелово 2026-01).
После этого невесту САЖАЛИ ЗА СТОЛ, мать надевала ей венок и крест.
«Вот памблитца ина Богу, и патбм пасадють за стол её, а матка свая радная принисёть на тарелки вянбк. Вянбк прынбсит на тарелки. И тады матка её багаславйть храстбм: хрест зачёпить и павёшаить на шею храстбк. А патом вянбк надёнить матка. Так, без вь’ши, без фаты бяз ётый, ёта у нас выль за-вётца» (Дедино 2083-07, 08).
За столом невесту НАДЕЛЯЛИ — по очереди подходили все родные и гости, клали деньги на та­релку. Невеста стояла за столом, кланялась. Хозяин или сват призывал наделять: «Гбстики сазваныи, сусёди сабраныи, даруйти, чим Бог дау!»; «Заутра вядйти карбву — ни нада, а сягбнни и капёйка дбра-га» (Горелово 2026-05).
Каждому, кто наделял, наливали по рюмочке. Пели «Гляди, Ниночка, чем мамухна дарует», му­зыканты играли «надельный» марш. Последним на­делял брат невесты, переворачивал тарелку вверх дном и разбивал ее кулаком. Точно так же наделя­ли и жениха в его доме.
Мать невесты пекла специальный надельный пирог, запекала в него деньги (золотую десятку),
крестила им невесту. На следующий день пирог увозили в дом жениха вместе с приданым. Там пи­рог разрезали, все ели по кусочку, деньги отдавали невесте.
Перед отъездом невеста прощалась, целовала руки родителям, крестным и всем родственникам, даже маленьким детям. «Вот же каждому руку цалу­еть. И маленькаму, и усйм, ходить па хаты и цалу­еть у руку. Эта ужб када к вянцу атпрауляють» (Го­релово 2034-27). На отъезд невесты пели «Кланя­лась вишенка».
Чтобы подруги скорее вышли замуж, невеста должна была оглянуться на них, выезжая со двора.
«Сядить эта маладуха на сани, и падбягйть эта дёука и пашёпчеть ей: "Будешь зъежжать са двара, так глянь на нас", — штоб и яны ужо замуж ишлй» (Горелово 2034-25).
Когда садились в сани, МАТЬ ОБСЫПАЛА ЗЕРНОМ коней и весь народ. Так провожали к вен­цу и невесту, и жениха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Районирование и климат
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Интересное