Поиск по сайту

Свадебный обряд

Молоточком не стукал, и в рученьки не «хукал». И «тяпёльца»1 не палил, и семейку не будил.2
Дединская вол.: Дедино 2077-12, 15,2086-12.
1   «Тяпёльца» — огонь.
2  «Эта первая, як тбльки хрёстьбины начинаешь» (Дедино 2086-12).
2. «Да зашумела, да зашумела в бору сосонка»
(варианты напева 5)
Да зашумела в бору сосонка, да заболела у Ма­нечки головка.
Да вы сходите, да приведите Иванечку с току. Да пусть достанет, да пусть добудет вишнёвого соку.
— Коли на сына — я сто рублей кладу, коли на дочку, на тонкопрядку — я с току не пойду.
— А хоть мальчишка, да хоть дивчина — всё на­ша причина.
Глембочинская вол.: Горелово 2002-16, 2013-53,2025-14. Лавровская вол.: Песчанка 2112-13.
3.  «А кум кумке родный брат» (варианты на­пева 1)
А кум кумке родной брат, повёл кумку в зелен сад.
— Щипай, кумка, ягодки, которые «солодки».1 «Солодкие» в карманок, а горькие в подолок. «Со-лбдкие» для кумы, а горькие — для жены.
Глембочинская вол.: Горелово 2004-03,2025-15. 1 «Солбдки» — сладкие.
4. «Наша бабка подпила» (варианты напева 1) Наша бабка подпила, под припёчком спать лег­ла. А там мыши шалили, бабе торбу проели.
Стали внуки плакать, а чем торбу лапить. Схо­ди, дедок, в старину, да выдери Корину, да выдери корку, залапь бабе торбу. Глембочинская вол.: Горелово 2004-05, 2014-03, 2025-17.
5. «Толчи-молоть недужа» (варианты напева 1) Толчи-молоть недужа,1  под намётку досужа.
Толчи-молоть — охти мне, намёточку дайте мне.
Глембочинская вол.: Горелово 2004-06, 2025-20. 1 «Недужа» — нездорова.
6. «Наша бабка богатырочкой была» (варианты напева 2)
А как наша бабка богатырочкой была. Есть у нашей бабки три-четыре вола.
Приехали к бабке три-четыре купца. Один вол рябый, да он возит бабу, я того не продам. А другой вол чёрный, он мне, бабе, добрый, я того не про­дам. Третий вол однорог, порет бабу между ног. Глембочинская вол.: Горелово 2004-04, 2014-02, 2025-16, 18, 18а.
ЛИРИЧЕСКИЕ, БАЛЛАДНЫЕ (ПРИУРОЧЕННЫЕ К КРЕСТИНАМ)
ЖЕНИТЬБА; ЖАЛОБЫ; БОГАТАЯ И БЕДНАЯ СЕСТРА; ЧУЖАЯ СТОРОНА; ВДОВА И БРАТ
7.  «Прилетели вороны с чужой дальней сто­роны»
Прилетели вороны с чужой дальней стороны, стали они ворковать, про земельку толковать.
— Лучше первая севба, «ня чим»1 тая поздняя. Прилетели вороны с чужой дальней стороны,
стали они ворковать, про женитьбу толковать.
—  Лучше первая жена, «ня чим» тая другая. С первой женой детей иметь, а с другою — разогнать.
Глембочинская вол.: Горелово 2037-09. 1 «Ня чим» — нежели.
8.  «По богатую сестрицу семь послов посыла­ли» (варианты напева 3)
По богатую сестрицу семь послов посылали, а по бедную-бездольную «праз» людей наказали.
А богатую сестрицу серед поля переняли, а бед­ную — да у хаты на пороге.
А богатую сестрицу на куте посадили, а бед­ную-бездольную — у запечку на припечку.    ,
А богатая сестрица мед-вино выпивает, а бед­ная-бездольная жарки слёзы проливает.
Вариант окончания: Богатой сестрице принес­ли вина да мёду, а бедной сестрице принесли хрену да редьки. Сжалился родный братетка: — Ти мы те­бе не родные, ти мы тебе не рбвные? Жизнь у ее гор-чей редьки, хуже хрену.
Глембочинская вол.: Горелово 2013-51,2036-27,2037-11,11а. Дединская вол.: Дедино 2086-01, 03, 04.
9.  «Да вы не шумите, зелёные луги» (варианты напева 6)
Да вы не шумите, зелёные луги, да не задавайте мне, молоде, «туги».1 А мне, молоденькой, туга за тугою, беда за бедою.
У моего татульки сегодня беседа. Меня в беседе у татульки нету. Хоть я б не хотела ни пить, ни есть, только б я хотела ли татульки сесть, горе рассказа-ти, его распытати. Глембочинская вол.: Байдаково 2035-18; Горелово 2004-
02, 2013-55, 2014-01, 2025-13. 1  «Туга» — печаль, кручина.
10. «Як пойду я в Тихий Дунай по воду» (вари­анты напева 7)
Як пойду я в Тихий Дунай по воду, як взойду я на быструю гору, да як гляну я под ясную зарю. Я ж думала — шера утица плывет, ажио моя родна ма-мухна идет.
— Чего, дитя, так рано воду берешь? — За тбя,1 мамка, что чужая сторона, за тбя, мамка, что не­родная семья. Правой ручкой она меня витает,2 ле­вой ручкой жарки слёзки утирает.
Дединская вол.: Дедино 2077-16,2086-09, 10.
1   «За тбя» — из-за того, потому.
2   «Витает» — приветствует.
11.  «На горе дубьё разлетается» (варианты на­пева 4)
На горе дубьё разлегается, от меня родня «во-рокается».1 А не «вырокся» один братетка (татух-на). Куда он не идёт — всё заходится, про здоровьи-ко всё пытается.
— Дужа-здорова, моя сестрица? (Ти дужа, дочка, ти здоровенька?)
— Аи, здоровенька, родный братетка. (Аи, не ду­жа я, не здоровенька). Вчера с вечера свёкорка (ми­ленький) набил, сам в пир пошёл, похваляется.
— Аи, добро-добро чужу дитю бить, никому она не пожалится, только слёзками обливается, только рукавком вытирается.
Глембочинская вол.: Горелово 2004-01,2013-54,2025-12,12а. Дединская вол.: Дедино 2077-13, 2086-05, 06. 1 «Ворокается» — отворачивается.
12. «Як за горою, за крутою вдовонька плачет»
(варианты напева S)
Як за горою, за крутою вдовонька плачет. — Не плачь, вдовка, бедна головка, твой брат с войны едет. — Пускай он едет, на двор не взъезжа­ет. Нет у меня хлеба, нет у меня соли, нечем по-кормити, нет у меня пива, нет у меня горелки, не­чем попоити.
Як за горою, за крутою вдовонька плачет. — Не плачь, вдовка, бедна головка, твой муж с войны едет. — Пускай он едет, на двор взъезжает. Есть у меня хлеба, есть у меня соли, есть чем покормити. Есть у меня водка, есть у меня пиво, есть чем напо-ити. Есть у меня ложа, мягкая постелька, есть где положити. Дединская вол.: Дедино 2087-03.
Раздел 5 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
Свадебный обряд — один из наиболее сложных по своей структуре, протяженности, количеству и составу участников, он насыщен разнообразными обрядовыми действиями и художественными фор­мами. В местной традиции зафиксированы свадеб­ные песни, сольные и коллективные причитания, приговоры. Свадебные обрядовые песни Себежско-го района представляют собой развернутый цикл, обладающий музыкально-стилевым единством.
Наиболее важные этапы свадьбы: предсвадеб­ный период (сватовство, подготовка к свадьбе, про­щание невесты со своей деревней); день свадьбы -благословение, венчание, переезд невесты в дом же­ниха; послесвадебные обычаи (поездка родителей в гости к молодым).
СВАТОВСТВО. ДОГОВОР О СВАДЬБЕ
Народные исполнители отмечают традиционно большую роль родителей в выборе невесты. Глав­ное внимание родители обращали на ее «прирбду» (родню).
«Нады жанйтьч;ына людям. Садятцы вечерам. Тут придёть и радня — может, систра, брат. Батька с маткай. Будуть гаварйть: "От там природа харб-шая, в той деревни. Харошая прирбда", — и называ-ють там па фамилии их. <…> И паёдуть у сваты. Яны намелили две-три дёуки. А малец эту дёуку у глазы ня вйдиу» (Старицы 2026-16).
СВАТАТЬСЯ ездили отец с сыном, а также сват из числа близких родственников (дядька или зять). Брали с собой бутылку, приезжали обычно вечером в субботу. «Приежжають у сваты, и гаварять с ёй-ным батькай да маткай: "Вот, приехали сватать ва­шу дбчку"» (Старицы 2026-16). Случалось, что в один дом приезжали сразу два жениха.
Родители невесты обычно спрашивали ее согла­сия. Если она отказывалась, то платили за выпитую водку, объясняли отказ: «Сердиться нечего. Пчела на любой цвет летит» (Дедино РФ 1721).
В случае отказа деревенские парни привязыва­ли к саням жениха «ГОЛОВЕШКУ» — конскую го­лову или кость. В своей деревне над женихом смея­лись, говорили: «Привёз галавёшку».
«У нас смеялиси кал аднбва… Яму, пака свата­ли дёуку — дёука ни пышла, а яму к саням привиза-ли кбнскую галаву. Аны сели да приехали, а сзаду
притянули галаву кбнскую. Тут девку сватають, а мальчйшки-та знають, што ина ни пайдёт за явб. И вот што-та всадють у сани. Где-та да привя-жуть. Снизу в санках. А када яны садятца, в санях жа всё абгледять, штоб кавб-та ни всадили. Што-та ну привяжуть. Ну хоть какую кбстку, но привя-жуть всё равно. 3 дбхлава какова каня» (Старицы 2026-16).
Если давали согласие, то после сватовства род­ственники жениха ПРИЕЗЖАЛИ С ПИРОГОМ. Знакомились, договаривались о сроках и проведе­нии свадьбы. Устраивали застолье, обменивались подарками.
«Вот зысватають мине — свёкр и свякрбука при­ежжають с пирагбм ка мне. С пиратом прыежжа-ють, дагаварываютца. Як свадьбу, па скбльки чила-вёк, як справлять будуть» (Дедино 2084-21).
Происходила встреча невесты с будущей све­кровью. Невеста старалась ей угодить: выходила встречать, помогала раздеться.
«Свякрбука падзываеть ужо невестку ёту: "Ха-дй, дачушка, ужо будем знакомитца". И закон был такёй: свякрбука ужо идёть у хату, када прыёдуть ужб, и скарёй ужо невестка эта падбиг аеть, и разди-ваеть её, ужб цалуеть. Ага. А если ня скбра падхб-дить, тады и свякрбука эта панаругаетца: [во время свадьбы] узъёдут на двор, и свякрбука ня скбра вы-хбдить ужо её переймать. И тадь’1 ужб и шёпчуть, га-ворють: "вот, и няйдёть свякрбука"» (Горелово 2034-27).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Интересное