Поиск по сайту

Свадебный обряд

Едущему из церкви свадебному поезду ПЕРЕ­ГОРАЖИВАЛИ ДОРОГУ: «[Стол вынесли на до­рогу], поставили вот так <…> соль и хлеб. А аны ка-да едут, астанавйлися, выходит жанйх или там ша­фер и несут нам водки… А мы песни играем. Канфёт насыпят на стол».
Под венец ездили не все гости, в основном -только молодежь («маладёйшии»). Сваты, родня жениха (особенно пожилые, старики) ехали к невес­те и там ожидали поезд из церкви. За стол пока не садились (Нев., Волчьи Горы 1775-35).
ПОСЛЕВЕНЕЧНЬШ ОБРЯДЫ
Экспедиционные материалы фиксируют следу­ющие варианты возвращения молодых от венчания:
1) жених и невеста разъезжаются по своим до­мам, вечером свадебный поезд жениха приезжает в дом невесты;21
2) молодые вместе едут к невесте, потом к жени­ху:22 «Пувенчали, а тады пувенчауши, павязли туды — в нашу дирёвню» (Нев., Волчьи Горы 1775-03);
3) молодые вместе едут к жениху: «А когда по-вянчаютца, невеста уже к жениху едет» (Пуст., Тор­чилово 2095-12, 14).
Экспедиционные материалы не позволяют дета-лизированно описать каждый из вариантов разви­тия обряда, поэтому дальнейшее описание преиму­щественно ориентировано на схему первого вари­анта, как наиболее распространенного.
<? В доме невесты до приезда жениха23
От венца невесту встречали родители с иконой. Иногда невеста причитала: «Аи, что ж ты, судары­ня родная мамынька, не спрашиваешь у меня, моло-дёшеньки?» {Нев., Замошица 1960-31).
В ожидании молодого боярки поют свадебные песни:  «Перебёла-белёшенька Манечка» (Пуст.,
Торчилово 2094-17). Могли петь и плясовые песни (Нев.,Боёво 1945-17).
Если молодые от венца отправляются к невесте вместе, с ними едут их родственники: «вся рання-парбда, и женихова, и невестина приёдуть к невес­те. И тагда играють "Святый Кузьма-Демьян"- эта называетца "лезут на сталбб"». Старые бабы «чу­дят»: одна из «игрйц», как правило, самая опытная, делала вид, что пытается забраться на символичес­кий «столб»: «…падсаживают менё, я лезу — у хате шкап или коечка, как па-старйннаму. Притваряют-ца бабы, яё падсаживают: "Ну, лезь, лезь!" Их там сабираетца челавека три-чатыре, а слухают, смот­рят на их, мбжет, десять, больше. А анй там чудят». При этом приговаривали:
«Па лесу галачкай, Па пблю с палачкай Семь лет шаталася, Да сталба пыталася».24
Бабы «хлещут» пирожками, поют «Святой Кузьма, скуй нам свадебку», затем пирожки лома­ют и раздают присутствующим. Кроме того, несут овцам, чтобы ягнята рождались «по парочкам» (Пуст., Песчанка 2056-23).
?«? Приезд молодого. Выкуп
События, связанные с приездом молодого, сходны с довенечной частью обряда в других тра­дициях Северо-Запада. В этом заключается одна из особенностей южнопсковской свадьбы.
Когда поезд молодого отправляется из дома за невестой, ему вслед поют: «А чего это коники попо-вешали головы» (Нев., Нарично 1961-53); «Как по­едешь, мой братец, через шерый бор» (Нев., Нарич­но 1961-54; Пуст., Ломоносы 2120-22); «Бором -бо-рочком ехали сваты рядочком» (Пуст., Исаево 2120-38); «Через бор дороженька чернозём» (Нев., Дроздово 1984-09); «Из-за лесу солнышко сияет» (Пуст., Козодои 2097-13).
Молодой приезжает ближе к вечеру. Перед тем, как зайти во двор, «ГАРЦУЕТ» ПО ДЕРЕВНЕ — с дружкой, с шафером, либо «са всей паездбй» триж­ды проезжают по деревне, СТРЕЛЯЮТ ИЗ РУ­ЖЬЯ. «Как жанйх приехал по дирёвне, у нас назы­валось — гарцевау, ездил, так мы [боярки] перейма-ли и всякие песни пели ему» (Пуст., Козодои 2097-11). «Приезжаит жанйх, и проезжают кола нявёсти и стреляють. <…> Раз выстрелит, кто скблька. Хто и три» (Нев., Молокоедово 1980-03). Женщины, мо­лодежь встречали жениха на улице. Звучали песни, в которых символически изображался приезд жени­ха: «Не было ветру, понавеяло» (Пуст., Козодои 2097-22); «Не стреляй, Петятка, в шерый бор» (Нев., Молокоедово 1980-03); «Выйдите, жёночки, послухайте» (Нев., Молокоедово 1980-04). Когда жених входил во двор, пели: «Пышные-гордые боя-
рочки» — «кагда ещё ва двор приёдуть, уже кричат эту песню» (Пуст., Торчилово 2098-10).
В тот момент, когда жених подходил к теще, пе­ли «Вился вихор перед облаком» (Пуст., Козодои 2097-23); «Не видать месяца из-за облака» (Пуст., Сергейцево 2140-09).
Родители невесты «ПЕРЕЙМАЮТ» ЖЕНИХА с иконой, хлебом-солью, отец наливает водки. Же­них пьет или выливает водку назад на молодежь (Пуст., Козодои 2097-13; Ломоносы 2120-27).
Особым образом отмечалось появление в доме крестного, который первым заходил в дом и спра­шивал у присутствующих: «Дом свящёный, люд крещёный, разрешите молодого князя в дом ввести? — Бог благословит», — отвечала крестная невесты (Пуст., Козодои 2097-14).
Молодого подводят к молодой, боярки вновь поют: «Пышные-гордые боярочки» (Нев., Нарич­но 1961-61; Пуст., Торчилово 2095-05; Чернецово 1947-06).
Жених ВЫКУПАЕТ МЕСТО за столом рядом с невестой — «мирит боярок». Боярки сидят за сто­лом, ожидая его, чтобы получить выкуп (Нев., Дроздово 1984-06).25 Жених выкупает место возле невесты себе и шаферу, выкупает саму невесту. «За сталбм сидять усе и дажидають, пака их мирить сваты придуть. <…> Не пускают жениха к нявёсты, пака не памирйть их гастйнцами» (Нев., Руцелёво 1942-05). Боярки торгуются, сват одаривает их деньгами, угощает вином, конфетами. «А тады баярки ни дають. Баярак мйрють. Пришёл там дя-динька ат жаниха и мирить баярак — даёть им день­ги, штобы яны миня атдали жениху. А яны спбрют-ца, на шутки спбрютца. Ну, всё-таки он угаварйл, принёс бутылку гарёлки, дал денег им, тады угаварйл…» (Нев., Волчьи Горы 1775-03). Крестно­му невесты сват дает бутылку, крестной — пирог: «…с харбшей муки. Замёсять, пекут как хлебы. У нас называетца эта — пирог крёснай, уже крёсную нада мирять» (Пуст., Козодои 2097-13).
Боярки хвалят невесту: «Мы три ночи не спали, невесту снаряжали». Им отвечают родственники жениха: «У нас тоже жених нарядный» и т. п. (Нев., Трехалёво РФ 1685/2). Чтобы поскорее одарили, боярки «играют» песни, ругают жениха: «Наши сваты бобыли» (Нев., Дроздово 1984-06, 07; Моло­коедово 1980-02); «А ваш жених рос, рос, не дорос» (там же); «Подойдите, сватки, ближе» (там же); «Подкатилися сваточки» (Нев., Каменка РФ 1967).
Существовал обычай ПОДМЕНЫ ЖЕНИХА или НЕВЕСТЫ. Когда жених заходил в дом, невес­ту прятали, ему выводили другую девушку или мужчину, переодетого невестой. Подменяли также и жениха. Память исполнителей сохранила живо­писные картины происходящего: «Жених захбдить в дом, нивёсту спрячуть, станеть хто-нибудь яшщб,
сдёлають винбк и привядуть жиниха: "Вот нявёс-та!" А ён и гаварйт: "Не, этой невёсти не признаю-ся". Тагда вазьмут с той стараны мущйну какова: "Вот наш жинйх". Тада выкупай. Тада уже жениха паказывають и нивёсту, а тагда выкупають уже ба-ярок, штоб места асвабадйли» (Нев., Завруи 1960-66). Настоящую невесту приводили после того, как жених вместе со сватом выкупят ее у боярок, уго­щая их водкой, конфетами.26
Так описывали подмену жениха: «Аднаво при-вядёть — не такйй, другбва привядёть — не такйй, [при­водит] <…> и старых. Шутить. И с барадбй там при­вядёть, такова старика — шутки… Пака уже жениха не приведёть, тада будет мирить. А баярки кричать, што: "Эта не наш и не наш, уводите! Эта не наш!"» (Нев., Руцелёво 1942-05). «Выкупят, а тады падвб-дють жениха. Не жениха сразу повядуть, а привядуть деда старыва. Тады нявёсту закрывают [платком] ба­ярки: "Ой-ой, не наш, не наш!" Тады яшшб привя­дуть какбво-нибудь палучше. Невесту закрь’поть. Та­лы привядуть харбшева, но ня жаниха. Так сказать: "Хараша роза да ня в нашем саду расцвела". Патбм жаниха привядуть. Евб прймуть и за стол пасадють» (Нев., Нарично 1961-62). Только после этого боярки уступают ему свое место и уходят из-за стола, при­плясывая и припевая: «Ти не полно вам, боярушкам, за столиком сидеть» (Нев., Студенец 1961-22); «А мы свата обманили» (Нев., Нарично 1961-66; Пуст., Лешни 2096-13; Сергейцево 2140-14); «Пропили кра­савицу за горького пьяницу» (Нев., Завруи 1960-66).
В д. Доминиково вспоминали о существовании следующей приметы: «Жених, штоб нявёсту от сибя не атпустйл, штоб и держал под руку её, штоб мйж-ду (й)их чилавёк не прайшёл. А то — жизни не бу­дит» (Нев., Доминиково 1939-36).
После выкупа места ЖЕНИХ НАДЕЛЯЕТ НЕ­ВЕСТУ (Нев., Волчьи Горы 1775-35), причем дела­ет это так, чтобы она не заметила: «Так надо наде­лить, штоб нявёста не видела». Деньги кладет на та­релку, накрытую платком (Нев., Молокоедово 1980-11). «Кйнит у тарелку — и тикать» (Нев., Доми­никово РФ 1683).27
?ф- Свадебный стол в доме невесты
За свадебным столом рядом с невестой садится старшая боярка, а с женихом — шафер, затем -крестная и крестный. Женщин просят «заиграть» молодым песни. «Тада как сядуть, аны разный па-ють, пели, сабрауши, перва — жиниху, патом — ня-вёсти, крёснай, крёснаму — анй плбтють, хто рубь, хто тройку» (Пуст., Торчилово 2098-10).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Районирование и климат
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Интересное