Поиск по сайту

Свадебный обряд

Где ходили, где гуляли колядовщички, пытали-ся, где богатый двор, железный тын, подворотнич­ки тесовые, защепочки1 — рыбьи щёчечки.
Стуку-груку в окошечко, да ти в дворе сам гос­подарь (пан-хозяин)? Если в дороге — пощади, Бо­же, если дома — «отчинй» окно, погляди на двор, что на твоём дворе деется, поводится. В твоем сади­ке соловьи поют. Вариант продолжения: Коло то­го терема росла трава шелковая, по той траве всё пташечки, всё «шёраи», поют они всё песенки, рож­стбвские, колядовские.
Да ти дома пан-хозяин? Да нет дома хозяина. Он поехал суды судить, ряды рядить. За суд берет по сто рублей, за рассудок — по тысяче. / Он уехал во Нов-город суды судить, ряды рядить, покупочки закупать. Жене купил боброву шубу, себе купил зо­лот перстень, дочушечкам — по серёжечкам, а сы­ночкам — по конику, по вороненькому.
Туда ехал «шйрым» бором, оттуль ехал синим морем. Под ним коник разыгрался, молодец разгу-
лялся, шахнул-махнул правой ручкой, золотой каз­ной, да уронил золот перстень с правой ручки, с ми-зинного пальца. / Он с города выезжал, тряхнул-махнул шелковой плетью, уронил золот перстень.
Его жена хитра была, завидела с высокого тере­ма, да манила рыболовов: «Рыболовцы, мои братцы, вы закиньте шелков невод, уловите золот перстень».
Закинули шелков невод, не уловили золот пер­стень, а уловили трёх окунцов. Повезли на базар окунцов продавать. Тем окунцам цены-меры нет. Да понесли в высок терем, положили на тарелоч­ку «хурхуровенькую»,2 да подтряхивали, да под­колачивали.
Ты, хозяйка, не гордися, туда-сюда повернися, запали свечку, погляди в печку. С печки кишечку, с клети колбасечку (пирог с полицы, горелка с бож­ницы). Ты, хозяин, мости кладку, зови коляду в хат­ку! / Вы, хозяйки-господыни, подносите на блюдеч­ке, на тарелочке.
Глембочинская вол.: Горелово 2005-15, 2035-30; Замоша-
ни 2010-17.
‘ «Защёпы» — закладные крюки н запоры в доме (В. Даль). 2 «Хурхуровенысая» — фарфоровая.
9.  «Шли-пошли колядовщики» (вариант напе­вов 1, 2)
Шли-пошли колядовщички, пыталися, где бо­гатый двор, там железный тын, подворотничка ме­дяная, а замочек — рыбья зубочек.
Стуку-груку в окошечко! Ти спишь, та лежишь, сам пан-хозяин? Коли не спишь, погляди в окно, что на твоем дворе деется, поводится?
Сам Бог ходит, теремы строит. А построил вы­сок терем с тремя окошечкам. В одном окошке -ясен месяц, в другом окошке — красное солнце, в третьем окошке — дробные звёзды. Ясен месяц — сам пан-хозяин, дробные звёзды — их детки. Лавровская вол.: Песчанка 2112-11.
10.   «Что у тебя, волче, хвост косматый» (вари­анты напевов 1, 2)
— Что у тебя, волче, хвост косматый? — Я у пана был, покои мёл.
— Что у тебя, волче, ноги, как кочерги? — Я у па­на был, жар загребал.
— Что у тебя, волче, язык, как лопата? — Я у па­на был, пироги садил.
Глембочинская вол.: Горелово 2035-31, 31а.
ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ, МОТИВЫ
купание Младенца-Христа в Ердани; три короля
11.   «На Ердани тиха вода стояла»
На Ердани тиха вода стояла, там Мария своего Сына купала. Покупавши в пелёнки сповйла, а спо-вйвши в ясельцы поклала, а поклавши «тюти-лю-
ли» сказала, а сказавши и трём крулям1 назвала. Один круля белым светом «керует»,2 другой круля малых деток «годует»,3 третий круля долем-счасть-ем дарует.
Глембочинская вол.: Бондари 1999-02.
1   «Круль» — король.
2  «Керует» — правит, управляет.
3  «Годовать» — растить (нз года в год).
ВЕСНЯНКИ
ОКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ
12.   «Аи, весна-весна, весна тёплая» (варианты напева 3)
Аи, весна-весна, весна тёплая! Что нам принес­ла, весна красная? Старушкам по киёчку,1 молодым по веночку.
Глембочинская вол.: Байдаково 2035-13; Горелово 2002-
15,2013-52,2036-14, 14а. 1 «Кнёчек» — палочка.
13.   «Аи, зима моя морозяная» (варианты на­пева 3)
Аи, зима моя морозяная! Я тебе, зима, промыш-лён буду. Куплю валенки, куплю саночки.
Аи, весна-красна, весна тёплая! Я тебе, весна, промышлён буду: куплю лодочку с весельцами. Глембочинская вол.: Горелово 2004-08, 2036-04,04а.
ВОЛОЧЕБНЫЕ
ОБХОД ДВОРОВ. ВОЛОЧЕБНИКИ И ХОЗЯЕВА. ВЕЛИЧАНИЕ ХОЗЯЕВ
славленые Христа; бпагопожелания;
«три радости»; чудо: церковь, престол, книга;
праздники -работники; требование угощения;
угрозы, хула; хозяев зовут с собой
14. «Здоров челом, хозяюшка»1
Здоров челом, хозяюшка! Ти спишь-лежишь с своей женой, что с барыней, с своим детям, что со пчелам. Когда ты спишь, то спи с Богом, когда не спишь, встань-проснись, отопри окно, гляди в гум­но (гляди в поле, что деется).
В том гумне (поле) зелёный сад, в том саду сто­ит церква, в той церкви стоит престол, на том пре­столе лежит книга, в той книге все празднички.
Первый праздник — Христов денёк, второй пра­здник — Егорий-свят. Егорий-свят взял вербу, по­гнал в поле. Третий праздник — святой Борис, взял севку, пошёл в поле, горох сея. Четвёртый праздник — Микола-свят, сел на коня, повёл в поле. / Вариант продолжения: Никола-свят сел на коня, поехал в
поле рожь зажинать. Где раз резнет — там сноп вя­жет и бабку ставит.
Пятый праздник — святой Илья. Навстречу Илье сам Исус Христос. — Илья пророк, где был да­лёк? — Сам Исус Христос, в поле гулял, рожь зажи­нал. — Илья пророк, «та ужинчиста»? — Сам Исус Христос, «ужинчиста»! Что раз резну — то сноп вя­жу, где три резну — там бабку ставлю, где пять рез­ну — там стог мечу.
Хозяюшка, наш батюшка! Ти услышь, тебе на­ша песня христовская, богомольская. Дари скорей, не бавь2 гостей. Эти гости не частые, в годок один разок. Наши дары немалые, в двери не идут и в ок­но подают. Пару яиц и пирога конец. / Выходи, хо­зяйка, выноси нам яйка. Одного нам мало, выноси нам пару. Не дашь ты яичка — сдохнет овечка, не дашь ты другого — сдохнет корова.
Дединская вол.: Дедино 2131-02.
Красная вол.: Гритьково 2049-09, 14, 2050-01; Жеглово
2027-15; Лешково-Павлово 2010-33, 2011-11; Лопатово
2011-35; Старицы 2027-04,04а. Лавровская вол.: Бородулино 2126-14. Максютинская вол.: Максютино 2136-04. Мостищенская вол.: Гринёво 2135-11; Ткачи 2135-08. Чайкинская вол.: Александрово 2122-02, 03; Глубокое
2063-13, 14, 2123-24, 24а; Пилюки 2124-15. ‘ Себежские волочебные песни исполняются с вариантами напева
-см.: Часть V, «Календарно-обрядовый фольклор», напевы 3,4. 2 «Не бавь» — не задерживай.
15.   «Идут-бредут вольшпщчки»
Идут-бредут волынщички. Ты спишь-лежишь, сам пан-хозяин? Когда не спишь, гляди в окно. На твоем дворе стоит престол, на том престоле все празднички.
Первый праздник — Христов денёк, другой празд­ник — Егорий-свят. Егорий-свят — твоё дело: бери вер­бу, гони в поле. Третий праздник — Илья пророк. Илья пророк — твоё дело: бери вербу, гони в поле.
Глембочинская вол.: Бондари 2024-11; Морское 2008-55. Чайкинская вол.: Чайки 2062-11, 2108-19.
16.   «Святая Вербинка, возьми вербинку»
Святая Вербинка, возьми вербинку, выгонь жи­вотинку. Святая Пасха — разговляться с красным яичком, с Христовым словечком. Святая Радов-нйцка столы застилает, старых-малых поминает. Святый Юрий, бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну. Святой Борис засевает. А Микола по межам ходит, жито правит, колена вставляет. Святое Вознесенье жито выметает, колосует. Святая Троица жито красует. Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви «посвинцает». Дединская вол.: Дедино 2087-08,10, 19, 20.
17.   «Хозяюшка, наш батюшка, в твоём дворе три радости»
Хозяюшка, наш батюшка, в твоём дворе три ра­дости: сорок коров телилося, сорок роёв роилося.1
Хозяюшка, наш батюшка, дари гостей, не май поздней. Мы гостики не частые, один разок в один годок. Не хошь дарить, пойдём ты с нам — грязь ме­сить, собак дражнйть. Не дашь яйца — то сдохнет овца, не дашь второе — то сдохнет корова.
Максютииская вол.: Дорбыши 2089-05, 06. 1  Имеются в виду пчелиные рои.
18. «Что спишь-лежишь, сам пан-хозяин»
Что спишь-лежишь, сам пан-хозяин? Встань-про­снись, пробудись, кругом обглядись. Что ты стал, и что есть у тебя: на дворе ни вола и в поле ни зерна. Лавровская вол.: Бородулиио 2126-14; Чернея 2069-04,05.
ИВАНСКИЕ, КУПАЛЬСКИЕ, ПЕТРОВСКИЕ
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ-ПЕРСОНАЖИ. СОДЕРЖАНИЕ КУПАЛЬСКИХ ОБРЯДОВ
ключи, заря, роса; игра солнца; Иван и Пётр;
Бог и Илья; мать кличет сына; обереги
от колдовства — три «змеи» / ведьмы; сбор
на купальню; «молодухам воли нет»; обход дворов,
похвала — хула; сбор трав, кореньев; венки
19.   «Иван Марью зовёт, Иван Марью кличет»
(варианты напевов 4, 5)
Иван Марью зовёт, Иван Марью кличет: — Подай, Марья, ключи, ключи золотые, клю­чи нутряные. Землю отмыкати, росу доставати. На всю весну красну, на всё лето тепло. / Да пойдём же, Марья, в чистое поле, да возьмём же, Марья, ключи золотые, да пустим же росу на всё лето.
Глембочинская вол.: Бондари 1997-13,2024- 05; Горелово 2015-10,2016-10.
20.   «Иванская ночка мала-невеличка» (вариан­ты напевов 4, 5)
Иванская ночка мала-невеличка. Я и ту не спа­ла, у Петра (у зари) ключи крала. / Иванькина мам­ка всю ночку не спала, у Петра ключи крала.
Зарю (землю) размыкала, росу выпускала. На синее море, на чистое поле.

Алкоголизм симптомы и Лечение Лечение алкоголизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Районирование и климат
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Интересное