Свадебный обряд
«Раньше, бывала, сабираемся и идём партией пад вакно в Христов день. И играем. Кто с гармонью — тут мальцы. И мы с песней… Тагда выхбдють — яички нясуть, водку, кто пирагй, кто што, Прай-дуть дярёвни две-три, раньше ж дярёвни бальшйе были. Целую ночь да утра. С вечера и да утра дахо-дют» (Гритьково 2050-01, 02).
«Хадйли пад акны. Христа славить. Взрослый парни с девкам. И, бывала, эта пад акнбм и яны там пяють. И з вечера, з вечера, ночь уже. Аны пяють, им и водки. Бывала, мой папка окна раскрыть, уже на вулицу не выносим, а в акнб. Анй там на би-сёдке сидять, уже пяють "Христос воскрес, Сын Бо-жия". <…> И тады мама и выносить — и яичек, и пи-рагов, и сыр. И масло падають. Во, перекусить им -сыр з маслым. Как мальцам — дак гарелки бутылку разальёть, в акнб. Выпьють анй, паблагадарять, пашлй к другому хызяину. Как насабирають аны -и яичек, и всяких, бывала ж пирагй пяклй свай. Ни тяпёряшнии, лучший. Бывала, "бабки"3 такие дела-
ли у чашках, што яна так уся и вывернетца с чашки. Такая, знаешь, на масле» (Глубокое 2063-12).
В поэтических текстах волочебных песен, как правило, перечисляются основные праздники весенне-летнего периода, связанные с важными этапами хозяйственной деятельности. Заключительным оказывается эпизод описания жатвы, содержащий благопожелания хозяевам.
ЕГОРЬЕВДЕНЬ
В Егорьев день совершался ПЕРВЫЙ ВЫГОН СКОТА в поле и традиционный ОБХОД СТАДА. Каждый хозяин обходил сначала своих коров во дворе. Для этого он брал решето с зерном (рожью или ячменем), ставил туда икону, свечку, клал пару яиц, пирог. Затем в поле все хозяева и пастух обходили общее стадо (коров, лошадей) три раза. После каждого круга стреляли из ружей, «штоб эта уже волки не падхадйли б» (Армоново 1652-08).
«Тады была деревня у нас бальшая. И скот усй выганяем вутром з вёрбай, з Ббгам. Бог, палатёнце такое, ришатб — там зярнб, там яички паложены. И на руку вазьмёшь, и абхбдють кругом три раза ка-рбв. Абайдуть, выстрел дёлають уже с ружей» (Глубокое 2123-25).
В обходе участвовали и дети: «Вот и хазяин, и хазяйки. А мы, рябяты, абганяем тагда адин адна-вб. Кто, гаварять, впярёд быстрей прабяжйть, вперед прибяжйть, таму пара яиц дадуть. Кто астался -таму аннб. Ну уж старалися так, как бы абагнать» (Армоново 1652-08).
Кроме пастуха, которого нанимали, пасти могли по очереди, а во многих случаях пастухами были именно дети. Так или иначе, пастуху уделялось особое внимание. Его одаривали яйцами, а также обливали водой, «штоб карбвы были б малбшныи» (Армоново 1652-08).
«Вот пагнали сявбдне мы в поле, как эты, рябят-ки, уже пастушечки. А приходим дамбй, а уже в мамы или в бабушки… пригатбвлена в падбйке, целая падойка вады. <…> Придёшь, и забудешь, что эты абальють, и идёшь дамой. "Бабка! Мы паслись!". Толька разинешь рот: "Мы паслйся там!" — а тут тя-бя вадбй — плёх! "Аи!" — и заплачешь. — "Да ни бяда, внучинка, иди в хату! Карбвка малачка стблька будя давать". Вот полную падбйку и вылье на этых на рябят.
И хоть и бальшбй пастух нанята, и тбво аблива-ють тада. В кавб на вбчереди, тот абливая. А нет, так и глядять хозяйки: "Ага. Идё по вйгону пастух". И тоже вадбй. Штоб эта карбва малака многа давала» (Армоново 1652-08).
Другая часть егорьевской обрядности направлена на плодородие засеянных полей: в ржаную ниву СТАВИЛИ «кйщенную» (украшенную) ВЕРБУ.
«Вот, шастога мая, бувало, дёуки сабираютца, и идуть, вербу втыкают. Было, пасвещали у церкви. Нясуть вербу, тбркають в рожь. Ну, и с песнями» (Веремеево 2007-34). «И ёту вербочку тбркали в землю. Штоб Гаспбдь спасал бы, штоб не было гразы. Штоб ня сбила б градам» (Армоново 1652-11).
На будущий рост хлебов направлен также обычай БОРЬБЫ в ржаном поле.
«Как павалють адйн аднавб. На поле, на ржи. Барблись — это в Ягбрий так. И в Паску тоже. Барб-лися, штоб балыыйи снапы были б, хлебы раслй бальшйи. И снапы нажали б, снопы такйи бальшйи были. И в Ягбрий, и в Паску» (Армоново 1652-11).
Связь Егорьева дня с будущим урожаем отражена в народной примете: «На Егорья дождь — будет хорошая рожь» (Бояриново 2020-13).
С Егорьева дня начинали петь иванские песни и пели их вплоть до Петрова дня.
НИКОЛИНДЕНЬ
Николин день отмечали пастухи, пасшие коней: шли в поле, брали с собой водку и угощение. Оба праздника Николы (зимний и весенний) были важными вехами крестьянского календаря — считалось, что «зимы нет до Миколы, и весны нет до Миколы» (Непадовичи 2044-13).
ВОЗНЕСЕНИЕ
После Вознесения начинались молодежные ГУЛЯНЬЯ: ходили в ржаное поле с пением весенних лирических песен; устраивали «ток» — площадку для танцев; ставили «калыски» — КАЧЕЛИ.
«У рожь идем поели Узнисёння. Рожь ишшё ж ана тбльки каласуитца, а мы ужо гулять идём. У нас тады идуть маладёжь у рожь, пяём песни» (Дедино 2088-01).
«Делали такёй ток. Здёлають, кругом лавачек надёлають, на поли. На пбли де, кала лесу де. И тады маладёжь сабираитца вся туды. И з гармбней, там и танцы, там и пляски, там и гуляют, там — уся-чины, што там есть. И днём. А вечерам патямнёить — усе дамой. Как "заря патеряла ключи",4 так и дамой» (Чайки 2106-09).
«Калыски были, у нас была калыска… Сталбы такйи высокий паставленныи. Была калыска. Ка-лыхалиси маладёжь… Калыска стайть уЪё время. Вяснбй как сдёлаить маладёжь, и вот тады и калы-шутца» (Рудая 2129-07).
Весенние лирические песни пели не только во время гуляний, но и во время пастьбы, различных полевых работ.
«Вяснбй. На в^лицы. Вот як у нас раньше, дак сабёрутце дёуки и на вулицы пяют, сидять и пяють. Усякие песни пяють» (Дедано 2087-07).
«Самае главнае, пели, када вот у поле уже мы выганяли. Эта праталки ащё были. Раньше ж ганя-ли рана! Ящё сняжок даже у лясу, и уже мы и гнали в лес. И вот тада начинали уже петь. А патом уже и на раббти, и навоз развозим, и картошку сажаем, уже усё паем» (Горелово 2025-04).
ТРОИЦА
Троица — один из годовых ПОМИНАЛЬНЫХ ДНЕЙ. Повсеместно распространен обычай посещения кладбищ. Обязательной поминальной пищей является сладкая кутья из риса. Поминали кутьей, печеньем, конфетами — ели сами, приглашали других помянуть. Часть поминальной еды оставляли на могиле. Приход на кладбище и уход с него сопровождались причитаниями, основное содержание которых — жалобы и сетования, обращенные к умершему: «Чего ж ты менё не переймаешь, чего ж ты менё не встречаешь, менё не пытаешь, не распытываешь, как мне сильно тяжелёхонько подымать этих малых дробных пташек, этих горьких сироток»; «Как мне сильно тяжелёхонько уходить с этой крутой зелёной могилочки! Не услышала я никакого щирого-верного словечушка от своей буйной разудалой головушки» (Прудищи 2117-06).
В Себежском районе упоминаются ГУЛЯНЬЯ на Троицу в непосредственной близости от кладбища, и даже игра на гармони на могилах, что можно рассматривать как отголоски весьма древних представлений и обычаев.
«Прихадйли ны кладбище с Гармошками. Даже на магилах играли. Вот примерна, кто-та сидит на сваём кладбищи и играет. А патом была такая па-ляна, сабиралася маладёжь. Поели вайны, эта вско-расти поели вайны было. И маладёжь на этый па-ляны танцы устраивали. А патом уже начинаитца памйн, идут паминать. <…> Эта на Троицу» (Буда-ни 2006-01).
Из других троицких обычаев можно отметить ЗАВИВАНИЕ ВЕНКОВ: на Троицу пастухи плели венки и вешали коровам на рога или на шею.
ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
В летний период проходили также традиционные ВОДОСВЯТИЯ у святых источников. В Себежском районе отмечали «Пятенку» (одну из пятниц после Троицы). Совершался крестный ход к «кры-нйце» (колодцу) — месту, где, по преданию, появилась икона Богородицы. Была служба, все брали святую воду. Потом шли на ярмарку.
«Ета Пятенка была, и её хрёстным ходам на ваду хадйли, батюшка ишёл, и весь народ ишёл. Там крынйца такая. Там здёлана такая — абгароджена, як домик, там икона виейть. Там ваду брали, за то
што ина там праявйласи, на тэй вадё, на крынйце на тэй. И тую Пятенку наейли хрёстным ходам, ишлй на ваду» (Дедино 2088-04).
ИВАНЦВЕТНЫЙ
В местной традиции Иванов день обычно именовался «Иван цвётный». Иванская обрядность является наиболее развернутой в ряду других праздников весенне-летнего периода. В обрядовом комплексе Иванова дня центральное место занимают обходы полей с пением обрядовых песен, сжигание «мазницы» (втулки от колеса), сбор трав для гаданий и лечения, обереги от колдовства.
Накануне Иванова дня группы женщин и девушек собирались в деревне, начинали петь песни, проходили с пением по улице, потом шли с кулагой (кашей из ржаного солода) в рожь — ХОДИЛИ по дорогам ВОКРУГ ЗАСЕЯННЫХ ПОЛЕЙ. К ночи шли на гулянье. Основные моменты обрядовых действий отражены в поэтических текстах песен «Летел чижик через рынок» (сбор на гулянье), «Мы дёрнем-подёрнем» (приготовление кулаги).
Pour des articles à jour, visitez notre site de guide
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59