Поиск по сайту

Свадебный обряд

Накануне Рождества по домам ходили РЯЖЕ­НЫЕ, плясали под заслонку, их угощали, как и ко-лядовщиков. Ряженые обычно изображали стари­ков, нищих. Ходили с палками. Чаще всего ряди­лись в старую, рваную одежду, вывернутые «кверху шерстью» шубы. Лицо мазали сажей, приделывали бороды.
Ряженые «стариками», «цыганями» участво­вали не только в обходах дворов. Они появлялись и на святочных молодежных гуляньях. Здесь ра­зыгрывались различные сценки, например, «Тит и Баба».
«Паложуть мужука — такйи армяки бальшйи были, — паложуть, балыыой вярёвкой пупаяшуть, и ляжйть. "Хр-р-р!" — спить, Тит. Падхбдить Баба с ухватом: тряк, тряк! [стучит].
— Тит, а Тит! Хадй гарбх малатйть!
— Спина, Дарья, балйть!
— Тит, а Тит! Хадй кашу исть!
— А рюмка есть?
— Пагади. Хадй кашу исть!
— А где мая бальшая ложка?
— Да тут. Тит! (Не встаёт). Вставай скарёй. Уже видна, петушки запели.
— А! А выпить есть? -Есть.
— Ашто?
— Полна вядрб!
— Харашо.
Тит схватит тада, вскакивает, давай плясать. Тита разбудили гарох малатйть» (Дедино 2130-21).
На вечёрках разыгрывали и шутейные свадьбы: брали квашню, клали на нее подушку, сажали де­вушку, чесали ей голову гребнем для льна и приво­дили ряженого «жениха» с бородой. Девушка отка­зывалась идти за «бородатого». Тогда приносили серп и «брили» ряженого «жениха» (Дедино 2130-21).
ГАДАНИЯ также происходили в Рождествен­скую «Коляду». Наиболее распространены гадания на замужество, например, «чёт-нечет» (крали дрова и считали их попарно). С помощью различных га­даний определяли, в какую сторону девушка вый­дет замуж.
«На Ражтво. Как блин спекёть матка, так блин схватишь, бегйшь на рбсстани. Ета всё Гадали рань-ши. Вот блины пякёшь, а первый блин хватаешь са скавароди и бягйшь ета на рбсстани — слухають, Где сабака брёшить. <…> В руках нясёшь, на росстани станешь и слухай, Где сабака. Во у какёй сторыне сабака забрёшить — туда замуж пайдёшь» (Булав-чино 2006-03).
«Хату вымятали и мусор вынасйли, и слушали, в каком краю сабака лает, што туда в ту дярёвню выйдешь» (Калныши 2133-09).
«Валенцы перякйдываешь чёряз крышу [куда носком — в ту сторону замуж], а мальцы какйи зай-дуть, ужб знають, што гадають дёуки, схватють и унясуть» (Булавчино 2006-03).
Другие гадания связаны с определением харак­тера членов будущей семьи, особенно — свекрови.
«[Камень из бани] в калбдец кидають. Если за­бурчал камень у калбдцу — тады уже эта свякровь нягодная будеть. А кадь’1 камень ни забурчал у ка-лодце, увалйвся, тады — а-я-я! — харошая свякрбвь будеть. <…> У байни каменки здёланы. И тада моладежь — убегать у байню, целую печь разбяруть, и вси калодцы закидають этым камённям» (Нища 2006-24).
Также встречаются гадания на имя жениха: мо­лоли иголку в жерновах и слушали, какое имя «вы­говаривает» иголка. Среди других видов распрост­ранены гадания, связанные с трансформацией раз­личных предметов: лили олово, жгли бумагу.
«Варажйли. Эта уже бумагу гармонькай делали, и ставишь на стол, и тады уже и зажигаешь. Как эта — ну, гарить же бумага, сабраная в гармоньку. Ну, ана всяк, как придумаетцы там, так и станеть,
угаль. "Аи, у пару! Аи, у пару!". <…> А тада [берут] бумагу ёту паленыю, и палатёнца ставют так, и штоб тень была. Тада разгледают на палатёнце, как бумага тая стайт. Тада там разгадывають ужо, как эта бумага палучйлась» (Нища 2006-24).
Традиционное ОЗОРСТВО МОЛОДЕЖИ от­мечено в канун Нового года: парни затыкали трубы в домах девушек.
Святочный цикл завершался в Крещение освя­щением дома и всех построек святой водой: «посвя­щали от Домовика» — в хате, в сарае, в бане, «де якая будь’шина».2
С периодом Святок связан обычай исполнения лирических «святдшных» песен. Их пели женщины, выйдя на гору: например, песню «Как на нашем на поле» пели «на горы зимбй. Ана галасйстая очень. Пели — сабёретца штук шесть-семь. И канчают — тут падхватывает, ещё паёт — уже начинает. Так и пере-ливаетца. Песня очень красивая, как паёшь вата­гой» (Томсино 1650-03).
МАСЛЕНИЦА
Распространены общерусские обычаи: масле­ничные КАТАНИЯ с гор на больших санях (дров­нях), катания на лошадях наперегонки, «круговые» карусели на льду. В сознании носителей традиции катания напрямую связаны с ростом льна: «Было ужо так узначено: на Масленую нада кататца — буде лён расти» (Шершни 2094-07).
Повсеместно отмечается ПРИЕЗД ЗЯТЬЕВ в гости к тещам.
Масленичное ЗАСТОЛЬЕ не обходилось без традиционных блинов с маслом. В Себежском рай­оне блины ели с заранее приготовленной творож­ной «сырницей».
«Блины тонкий. Тонкий блины пяклй. И, зна­чит, сирийца была здёлана. Вот Пятроу пост пастй-ли, Багародицкий пост пастйли, и всё сирийцу са-бирали. Патом маслым заливают эту сырницу у кадки, и стайть ина да Масленицы. Ужо всю Масле­ницу тады, полную нядёлю сырницу едять. Тварог сухйй, пасолен, ды масла. Вот эта называетца сыр­ница. И патом макают у масла, и сырницу эту пад-цёрпливают блинам, и адуть» (Замошица 2107-12).
Специфическим для местной традиции является женский праздник «БРЫКСЫ», отмечавшийся в четверг на масленичной неделе. Возможно, его на­звание происходит от «брыкаться» (лягаться, бить ногами) и характеризует особенности ритуального поведения женщин, которые устраивали застолье вскладчину и не допускали туда мужчин. Второе название праздника — Власий, «Аулас» — скорее все­го, связано с тем, что сроки Масленицы часто сов­падают с двумя датами памяти Власия (3 и 11 фев­раля ст. ст.).
«На Масленый… у чатьвёрьг — эта быу празд­ник Власий. И яво праздновали женщины, брыксы справляли. Мущйни ни аднаво ня будить. Все жен­щины сабярутца. Как мущйна дверь аткрыеть — а бабы пьяный пляшуть, и падбижать, нагами их вон.
Эта в раныпия время, вот я как помню. Вот мая мама пайдёт на брыксы. Эта брыксы звалиси. А рибят ужо пблна набярётца паглядёть, как женщи­ны пают. Ой, какйи красивый песни пели! Гбспади-Госпади! Эта заслушёнья. Там, мбже, их и семь, и дёсеть, и в адйн хор — эта заслушёнья, песни эти.
Мущйн ни брали, толька женщины хадйли. Ес­ли хочеть мущйна зайти — фу! Бабы яво так и выки­нуть вон» (Старицы 2026-08).
ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА
В Великий пост женщины ткали «кросна». В ка­честве постной пищи называют толокно, огурцы, квашеную капусту, селедку, льняное масло.
На протяжении всего поста исполнялись духов­ные стихи, которые в местной традиции называют «постовыми» песнями. Их основные сюжеты связа­ны с тематикой распятия Христа, раскаяния в гре­хах: «Плач Богородицы», «Христос и грешница».
ВЕСНА
Распространены различные приметы на по­году, на будущий урожай. На первый гром КУ­ВЫРКАЛИСЬ, чтобы во время жатвы не болела спина. Редкие записи веснянок в Себежском районе (д. Байдаково, д. Горелово) оказались уникальны­ми для Псковской области (подобные по содержа­нию веснянки широко распространены в Смолен­ской области): «Весна-красна, что нам принесла».
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Благовещение — один из важных праздников ве­сеннего цикла. Считалось, что в Благовещение ры­ба хвостом разбивает лед. Накануне пекли специ­альный благовещенский хлеб. Его сохраняли до на­чала пахоты и брали с собой в поле, когда первый раз шли пахать.
«Благавёщенский хлеб — как уже начинають арать. Вот, с хлебом далжны заорывать. Бярут, а патом абратна дамой приносят. Навроди начинают уже с этым пахать» (Грудинино 2041-06).
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
В Вербное воскресенье обычно «посвящали» в церкви вербу, ставили ее к иконе, нередко украшали. Освященная верба затем использовалась в обрядно­сти Егорьева дня — ее «торкали» (ставили) в рожь.
«- Верба пасвящаетца. Эта было такое васкря-сёнье, паслёднее пёряд Паскай. Анб ни в числах была.
— Яну насйли в цёркву, пасвящали, а патом уже на Ягбрья тбркали у рожь» (Веремеево 2007-34).
«ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ»
«Чистый четверг» упоминается, как правило, в связи с ОБЕРЕГАМИ ОТ КОЛДОВСТВА.
«Чистый чатьвёрг — бёгають па калбдцах, валы бяруть из кажйнага калодца. Эта калдуны ёты. Яны ж вазьмуть, и ат тваёй карбвы малакб вазьмуть. Во­ду с майг6 калбдца возьметь — у маёй карбвы ма-лака ни станеть. И старажили, и замыкали» (Деди-но 2113-20).
ПАСХА
Как и в других южных районах, в Себежском распространены ОБХОДЫ ДВОРОВ с пением воло-чебных песен. Сам обход обычно назывался «Хрис­та славить», волочебная песня — «лалым». Взрослые мужчины и женщины или молодежь ходили по сво­ей и соседним деревням, часто с музыкальными ин­струментами. Пели под окнами, их одаривали кра­шеными яйцами, пирогами — подавали в окно.
«Раньши идуть чатыри мужукй. Идуть. Адйн -цымбалы такйи, ну, другйй — скрипку, треттий -балыыая карзйнка за плечам, яйки туда сабирають, а чатвёртый уже пачинаить пиять» (Дедино 2087-09).
«Гаварят: "Лаль’ш" пели. <…> Пают чалавёка и чатыре, и пять саберётца, да пад гармонь. Вот это дуже красива с гармонем, вот эта я помню. С гармо-нем хадйли. Ну и на гармони рёжут так же, как и пают» (Старицы 2027-07).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Районирование и климат
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Интересное