Свадебный обряд
Материалы экспедиционных коллекций из Се-бежского района во всей полноте представляют народную традиционную культуру и комплекс фольклорных жанров, сформировавшихся на данной территории. Местную традицию отличает хорошая сохранность ее основных элементов — не только в памяти носителей традиции, но и в современной бытовой и обрядовой практике. Живое, своеобразное звучание себежских напевов стало известным благодаря прекрасным певческим коллективам деревень Горелово, Дедино, Дашково, Чайки, Веремее-во, Ляхово и других. Старинные обряды, народную мудрость передали в своих рассказах знатоки традиции — Клавдия Андреевна Шепило из д. Дедино, Ксения Константиновна Шабловская из д. Горелово и многие другие.
Одна из главных характеристик народной культуры Себежского района — развитость обрядовой системы и концентрация в ней архаических элементов. Себежскому песенному фольклору свойственны музыкально-стилевое единство при многообразии форм, историческая глубина поэтических образов.
Имея целый ряд специфических черт, традиции Себежского района в то же время обнаруживают свою принадлежность к более широкой стилевой зоне южно-псковских районов. Некоторые признаки являются общепсковскими — например, распространение в Себежском районе хоровых причитаний. Многие особенности связывают данные традиции с культурой соседних районов Белоруссии1 (что проявляется, в частности, в местном говоре).
Одним из наиболее показательных явлений следует считать развернутую систему КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ, в которой особое место занимает летний период. Именно в нем сосредоточены уникальные обрядовые комплексы Иванова дня и жатвы, сохранившие целый ряд ар-
хаических элементов. Календарные обряды, праздники и трудовые обычаи Себежского района представляются как единый, развивающийся во времени цикл, основное содержание которого определяется аграрной направленностью. Себежский календар-но-обрядовый фольклор представлен широким кругом музыкально-поэтических форм: колядки, веснянки, волочебные, иванские, жнивные, толочные песни. Кроме обрядовых, в весенне-летнем периоде функционируют лирические песни, обладающие значительной степенью стилевого родства с кален-дарно-обрядовыми.2 Неотъемлемой частью календарного цикла является система словесных фольклорных жанров (былички, поверья, приметы), отражающая традиционные народные верования.
Обряды жизненного цикла представляют КРЕСТИНЫ, СВАДЬБА, ПОХОРОНЫ. Наиболее развернутым и насыщенным по содержанию является свадебный обряд. Зафиксированный на юге района «крестьбинский» обряд оказывается уникальным для псковских традиций по своему наполнению песенным материалом. В себежской традиции сформировалась обширная сфера фольклорных жанров, функционирующих в системе обрядов жизненного цикла: обрядовые свадебные и крестьбинские песни, свадебные и похоронные причитания, приуроченные лирические песни.
Лирические песни Себежского района чаще всего оказываются включенными в тот или иной цикл наряду с обрядовыми песнями. Кроме того, зафиксированы и формы неприуроченных лирических песен, среди которых немало подлинных шедевров народной песенности.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА района, сформировавшаяся в тесной связи с системой традиционных вечерок, гуляний, ярмарок, включает в себя разнообразный круг фольклорных жанров: хороводные и плясовые песни, вечерочные припевки, частушки, наигрыши на музыкальных инструментах. Музыкально-поэтические формы, связанные с хореографическим движением, не обладают большой степенью своеобразия и относятся к ряду общераспространенных. В системе инструментальных наигрышей можно отметить как общерусские («Страдания», «Русского»), так и специфически псковские («Скобаря»), в
том числе характерные для южно-псковских традиций свадебные наигрыши («маршй»). Состав музыкальных инструментов в Себежском районе достаточно разнообразен. Наиболее характерным является ансамблевое звучание скрипки и цимбал.
В формировании своеобразного облика традиционной культуры Себежского района большую роль играет МЕСТНЫЙ ГОВОР, обладающий основными признаками южнорусских диалектов. В произнесении гласных звуков повсеместно распространены так называемые «аканье» и «яканье». В большей части района (кроме северных волостей) «г» произносится как фрикативное.3 Характерно для местного говора и звучание краткого «у» на
месте «в» или «л».4 В речи наиболее пожилых носителей традиции сохраняются также согласные «ч» и «р», произносимые твердо в любых сочетаниях с другими звуками;5 в то же время в отдельных словах отмечено неразличение «ч» и «ц».6 В ряде случаев (в южных волостях) зафиксировано дзеканье.7 «С» в сочетаниях со звонкими согласными смягчается.8
В звучании себежских песен сохраняются все особенности местного говора. Однако произнесение распетого стиха отличается от обычной речи, поскольку при пении превалирует специфически псковская певческая позиция с окраской «о».9 Наиболее ярко данные особенности выражены в пении ансамбля д. Дашкове
1 См.: Можейко 3. Я. Песни белорусского Поозерья. Минск, 1981.
2 Основной корпус календарно-обрядовых и приуроченных к обрядам лирических песеи опубликован в сборнике: ППЗ.
3 Обозначается значком «г».
4 «Траука» — травка, «хадиу» — ходил.
5 Твердость «ч» обозначена значком «ч», твердость «р» показана с помощью гласных звуков: «рэченька» — ре-
ченька, «пралица» — прялица.
6 «Сястрйцка» — сестричка.
7 Обозначено с помощью сочетания согласных «дж» или «дз»: «хаджу» — хожу, «дзёуки» — девки.
8 «Сьлёзы», «сьвёкар».
9 Чаще всего происходит замена гласной в кадаисовом тоне: «ходила» звучит как «хадйло»; в пении отдельных коллективов изменяется звучание всех гласных: «красота» звучит как «кросото».
Раздел 2
КАЛЕНДАРНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИКИ
святки
В Себежском районе Святки представляют собой развернутый обрядовый комплекс. Основные элементы святочной обрядности и художественные формы отражают главные содержательные доминанты данного цикла — направленность на будущий урожай, плодородие, благополучие.
В структуре Святок особо выделяются кануны праздников — три «Коляды» (Рождественская, Васильевская и Крещенская), связанные с поминовением предков и обращением к мифологическому персонажу — Морозу. В эти дни ВАРИЛИ КУТЬЮ (традиционная поминальная пища). Часть кутьи оставляли на ночь на подоконнике «для Мороза», остальную съедали.
«Усй три Калёды варили кутью. Блины пяклй, кутью варили. А патбм яна [хозяйка], бувала, вазь-мёть у чашечку да и кричйть:
Марбз, Мароз, хадй кутыЬ исть! Зимой хадй, а летам ни хадй, Пад калодинкой ляжй, Наше агарбднея стирягй.
Там всё перечитаеть — там и капусту, и мар-кбвку, всё агарбднея перечитаеть. Ну вот, эта в Ка-ляду. В анну, и другую, в третью — всё так. <…> В акнб, скрозь акнб кричать Мароза» (Шершни 2094-08).
С канунами связан распространенный обычай ЗАСТИЛАТЬ ПОЛ СОЛОМОЙ. В некоторых случаях солому или сено клали и на стол под скатерть.
«Как Каляда, так принбсють салбму, а у ковб саломи нет, так сёна настилають пб полу. На палу в хате. А патом эта выносють назавтрея. Ва вси три Калёды» (Шершни 2094-08).
[На Рождество] «у эту ночь прынбсють сёна, на стол стёлють, и застилають настбльницей, и вужи-нають на этам сени. А тады ужо назаутрея скатаны — всим па жмёньки этага сена дають. Эта ужб вот Христос радйвся на сени. Эта ужб хазяин идёть, не-сёть карзйну эту, сабираеть са стблу, и тады несёть» (Горелово 2035-32).
Канун Рождества наиболее насыщен различными обрядовыми действиями. Именно в этот вечер совершался ОБХОД ДВОРОВ с пением традиционных колядок.
«Па каждай хаты вечерам идуть. Часбу в десять вечера или в дёветь. Зимой же шесь часоу — уже тям-но. Ну вот пока спать ня лёгши — уже хбдють нара-жены… Хадили кыляду петь. Бывало, уже дажида-им вёчаром, кылбасы крыпаим, пару кылбас на-крыпаишь, дажидаишь — придуть кыляду петь. С другой дярёвни прихадйли втрох1 бабки. Кусок мяса приг атбвишь, кылбасы. И аны атпають, праздра-вють с праздникам. И тада выносишь им гастин-цы… Ну такйи лет па трйдцыть, па сбрык жёншчи-ны хадили петь… Пад вакнб пають. Ты спишь, аны пають. Агбнь зажигаишь, слушаишь, ой, красива бывала! Бывала, ребятишки все на вастбрги! "Аи, мама, кыляду придуть петь! Мама, только нас разбуди!" — да аны даже и не ляГугь спать, пакуль каля-дУ прапають. Красива так, антирёсна! Все пають! Очень красива!» (Бондари 2024-09).
В поэтическом содержании колддок присутствуют образы «богатого двора», благопожелания хозяевам. Встречаются и мотивы, подобные сказочным: «ловля трех рыбок», «волк-помощник». Основные сюжеты — «хозяин привозит подарки», «коляда ходит по дворам». Завершаются колядки традиционным требованием угощения: «кишка с печи, колбаса с клети, бутылка с божницы, пирог с полицы».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59