Свадебный обряд
Ён падхбдит к бане, в двинадцать часбв ночи. В бани разгаваривають мужчина и жёншчина, сядйть. Женщина в мужчйни спрашиваить (а ён [мужик] стайть кала бани): "К якбму бирягу мы завтра рыбу пагбним?" <…> А ён гаварйть: "Пад кривую бярё-зину пагбним".
Тада этат уже [мужик] назаутрия пашёл к сусё-ду, гаварйть: "Паёдим за рыбай, я знаю, где рыбы многа". И паёхали пад тую бярёзину. <…> Рыбы надавили. И як забалёл этат мущйна, каторый пад баней сидел (в баню ни пашёу, ни памылся, пришёу дамой — вот, в баню пабаяуся идти, што там люди в бане, а эта нячйстики, навёрна, были). <…> Лет пять балёл! Гаварйт — где он ни лячйуся, што он ни лячйу, нияк ня мог выличитца.
А тада, гаварйт, старый старичок пришёу у хату. <…> Гаварйт: "Дай мне хлеба", — нищий, спра-шиваить хлеба у этава бальнбга.
А бальнбй гаварйть: "Вазьмй сам, я ни магу встать." <…> — "А чагб ты балёишь?" — "Да надоела мне гаварйть, <…> усйм рассказывать, атчаго я забалёу". — "Скажи мне, я табё прашу".
Вот ён рассказал. <…> А ён гаварйт (тот уже старик на яго): "Иди к азяру <…> и прасй прашче-ния у Бога, на том мести, где ты брал эту рыбу".
И вот, гаварйт, и сичас живёт этат [мужик]».
д. Кресты, Невельский р-н, 1940-30. Исп.: Желунекова М. И., 1907
г. р. Зап.: Мехнецов А. М, 23.01.1986. Расш.: Лабазанова О. В.
№ 19. «Нечистики» («девки») пляшут на току
«Ток стаял <…> и там уже так пляшуть, так пя-ють! И ён [мужик] пьяный ишёл. Так пяють, так пя-ють! И яво [мужика] уже завяли туды "дёуки". <…> И ён уже там да тагб датанцевал, пришёл дамой -весь мокрый, замарйуся так. Гаварйл, што уже день стал, тады уже, навёрна, атстали ат яго. Г аварйл, што уже так завалачйли, так затанцували, што ни магу! <…>
Килбметра за три ат дярёвни ток стаял на гары там, кала азяра. Вот и яны там яго пириняли, в ток завяли и заставили танцувать. <…> Нячйстики бь’г-ли. Ну, "дёуки" были, но эта — нячйстая сила была. Время прайшло, питухи прапияли, и яны прапали».
д. Кресты, Невельский р-н, 1940-30. Исп.: Желунекова М. И., 1907 г. р. Зап.: Мехнецов А. М., 23.01.1986. Расш.: Лабазанова О. В.
№ 20. Музыкант на празднике нечистой силы
«Пашёл ён на гуляния, <…> на скрипки играу, и сильна дужа быу такйй харбший музукант. <…> И вот ён играл-играл… Падхбдить к яму: "Пайдём са мной". Тянеть явб: "Пайдём са мной".
А ён тут вот уже на свайм гуляние играл. А яво падгаварйла нячйстая сила — туды. Павел он яво туды <…> и завёл. Играить, а яны ужб [«нечистые»] пляшуть, а ён всё играить…
Тада уже: "Госпади, хоть бы <…> парвалася струна!" Парвалася. <…> Тада ён гаварйт: "Свядй мянё туды, где я был, там сильна струны харбшие, крепкие".
И ён яво уже павёл апять дамбй. Привёл дамой. <…> Я, гаварйть, натянул эту уже [струну]. <…> Тада пятух запиёл, и ён [«нечистый»] правалйлся».
д. Борисково, Невельский р-н, 1975-01. Исп.: Позднякова У. В., 1912 г. р., Позднякова Е. В., 1924 г. р. Зап.: Неудачина Е. А., 27.01.1986. Расш.: Лабазанова О. В.
№ 21. «Недобрики» завели «на печку» пьяного
«У нас мушшйна, ён мальцем был музукантам. Ну и вот, пашёл на гулянье играть. Сыграл и дамой уже идёть. Выпивши, верна. Мароз. Тада яму гаварйт:
— Ну што, ты замёрз?
— Аи, замёрз, сильна замёрз!
— Раздавайся, вон на пёчку лажйсь, грейся. Яво раздели, разули, партйнки <…> павёшали
на куст. Скока он там заснул? Как ускачйу — <.„> ляжйть на камне (а то — на "пёчку" клали). <…> Раньше ж нядобрики хадйли — ну, черти».
д. Борисково, Невельский р-н, 1975-01. Исп.: Позднякова У. В., 1912 г. р., Позднякова Е. В., 1924 г. р. Зап.: Неудачина Е. А., 27.01.1986. Расш.: Лабазанова О. В.
№ 22. Колдунья чёрта перехитрила
«Зёрт [решил] развадить пару [мужа с женой], а эта [баба] гаварйть: "Ты [что ли]? Я, — гаварйть, -развяду. Красный какошник и батйнки — и я эту пару развяду".
Ну, развяла йна эту пару. <…> И чёрт уже этай баби пабаялся. Какбшник и батйнки павёшал на жардйну да издали падавал Зтай баби, штоб уже к чёрту близка ни падашла. Баба Зёрта перехитрила».
д. Ломоносы, Пустошкинский р-н, 2121-22. Исп.: Киселёва Е. И., 1911 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 26.07.1986. Расш.: Лабазанова О. В.
№ 23. «Недобрый» всадник
«Мальцы вот тут сидели кала хызййственнай лавачки. А мы [девки] прашлй. Я учуяла: гримйт што-та из лесу — ёдить хто-та. <…> Приёхау — мы видим, што хто-та нядббрый ёдить. <…> Сюда уехал, у эту улицу — будта правалйуся: и конь, и тот чилавёк. Никбга ни стала. <…> Филавёк — нармаль-ный, в шинели, шинель надета ваённая. Конь тожа прибраный там разным цвитам у яго был. <…> И какая-та была красивая у ягб тада шапка на галавё. <…> А конь тёмный, такёй вараный был».
д. Голыни, Невельский р-н, 1941-07. Исп.: Сандовская Е. А., 1895 г. р. Зап.: Мехнецов А. М, 24.02.1986. Расш.: Лабазанова О. В.
№ 24. «Богомолец»
«Я была дяучбначка. Идёть какёй-та маладэй мушшйна (не мушшйна — малец). Вот да сих пор у ниво шуба красная надета, бальшая карзйнка <…> и лёставка1 на руке и до самой земли.
К каждаму приходит икбны паглядёть. Памо-литца, паглядёть: ти молитесь?
Два дела он толька… Адно дела, помню, што -грех у шапке сидеть в избе гаразд и (сказал он) -грех жанйтца мног (и два раза — грех).
И патбм он так вси избы абашёл, у папа долго жил на Москвитине. А патбм пришёл в дярёвню, там сел на завалинке и сидйть. Народ абступйл, спрашиваить ево: "Где ты был, аткудава ты?" Он гаварйть: "Я — сдалёку, всё знаю".
<…> Сидйть… И начальство пришли, гаварят: "Так и так, а што эта у вас такбе?" Народ абступйв-ши вакруг нявб, вся дярёвня): <…> "Дакумёнты ваши!" — "А у мини дакумёнтав нет никаких." — "А ты аткуда?"
<…> Как зачал он гаварйть, где хадйл — ой, лй-ханька мае! И где ён сидел — и всюду сидел. <…> Сашшитал усй гарада, вси какие есь губернии, вси воды, маря вси сашчитал йим. И дярёвни зачал сшитать, а то уже помню, што Жбаны да Гаршкй дярёвни называл, да Гвазды. <…> Сидит — бизгрёш-ный чилавёк.
"Ну, ты как хатйшь, а завтра мы тябё заберем".
Он тала встал <…> — мах! — вот эту шубу, раз-вярнул. Вси вот так папятились (меня, маленькую, даже тряхнули). "Што эта, — гаварю, — такое? Кавб
вы там увидели? <…> "А, — гавар[ят], — у нявб чиста всё тут — и лёгкие, и печень, и сёрца, и кишки". <…> "А где ты так сделал? Што эта такое?" — "А вот с папкою я на парахбде ехал, — он сказал, — да свалился". А я ж ня увидала. <…> Спрашиваю у Дуньки: "Дунь, што там?" — ана гаварйть: "Атстань, усё в ся-рёдки видать".
<…> [Мужики] привяли сюдй, на завалину явб пасадйли, гармонь приняслй, зачали гулять, явб па-звали — ён ни пашёл гулять. "Я, — гаварйть, — ни гуляю".
Назаутрия яны ево бросили и ушли, нихтб к яму ни падашёл. Гляжу — в поле пашёл.
[Говорил он]: "Я плады ат вас усй атыму, даж-жём я часть залью, часть мячбм насяку, <…> часть засушу, реки расхалю, землю градом разобью!"
[Это Господь был. И правда — сейчас даже садов у нас нет]».
д. Уструги, Пустошкинский р-н, 2054-25. Исп.: Маслобоева Е. Ф., 1910. Зап.: Лобкова Г. В., 22.07.1986. Расш.: Лабазанова О. В. 1 «Лестовка» — кожаные чётки раскольников-староверов.
Часть VIII
рлдиции севежского
шюнл
Раздел 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИЙ СЕБЕЖСКОГО РАЙОНА
Фольклорные экспедиции в Себежский район Псковской области проводились в 1984 и 1986 годах. Было обследовано 154 населенных пункта одиннадцати волостей (Бояриновской, Глембочин-ской, Дединской, Долосчанской, Дубровской, Красной, Лавровской, Максютинской, Мостищен-ской, Томсинской, Чайкинской); зафиксировано 2953 фольклорных текста.
Our companies Справочник компании России.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59