Поиск по сайту

Свадебный обряд

София возрадовалась, всю ночку не спала, Богу молилась. Выходила София на высок крылец, по­глядела на широк дворец — стоит карета чёрная, за­пряжен конёчек необученный, посажен молодчик размолоденький. София догадалась и заплакала: -Ой, Гапей, родный батюшка, не туда отдаёшь, куда верую, отдаёшь к лютому змею.
Шла София стёжкой-дорожкой, навстречу ей свет Егорий.
—  Ты куда идёшь, премудрая София?
—  Я туда иду, куда Бог ведёт. А ты кудалдёшь, свет Егорийка?
—  Куда Бог ведёт, туда путь держу. Ну-ка, Со­фия, поищи [у] меня. Искала, ни доискалася.
Поглядела София на синё море — плывёт гад с двенадцатью головами. София догадалась и запла­кала, капнула слезинка Егорью на голову. Про­снулся тут свет Егорийка, пошёл он на синё море, отсёк двенадцать голов, спас премудрую Софию.
Невельский район:
Новохованская вол.: Борисково 1953-17.
ГОСПОДЬ БОГ И НЕЧЕСТНАЯ ДЕВКА
4. «Ходил Боже по всему свету» (варианты на­пева 6)
Ходил Боже по всему свету, искал (спознавал) Боже людской правды (людскую правду «отдавати» / «узнавати»; следовал он сыру землю).
Идёт девка, несёт воду, / А навстречу Богу дев­ка воду светлую несла. / Ишёл Боже по дорожке, а там девка воду брала.
—  Девка, девка, дай мне пить, лицо-груди мне помыть. / — Ах ты, дёвица-девйца, дай водицы мне напиться. — Моя вода нечистая, тиной-бузой заплы­вала, древом-листом западала (с-по Дунаю-речки брана). / Девка Бога не узнала, Богу грубо отвечала.
—  Твоя вода вся чистая, сама девка нечестная (а ты девка непростая). Девять (семерых) сынов поро­дила, в Дунай-речку потопила (пустила). / Ты двоих сынов родила, в синем море утопила.
Девка Бога узнала (осознала), перед Богом «крыжом» пала (на колени пред ним стала; перед Богом лицом пала; горячи слёзы лила).
—  Ты стой, девка, не «улекайся» [не пугайся], иди к попу, «споведайся», ко всем грехам призна­вайся. / — Не плачь, девка, не пужайся, всем грехам своим покайся. /-Стой-ка, девка, не пугайся, сходи в церковь, споведайся.
Стало тело раздаваться, стали кости разрушать­ся (стала девка «споведаться», стала кожа распа­даться). — Прибегите, волки-звери, разнесите мои кости, прилетите, орлы «шёры», разнесите моё тело.
Невельский район:
Артёмовская вол.: Городище 1831-04, 15, 16, 1834-04;
Осётки 1774-08, 10. Лобковская вол.: Лемеши 1968-32; Рыжаки 1950-39; Тер-
пилово 1939-06; Усово 1970-04,05; Худоярово 1971-41. Новохованская вол.: Борисково 1953-18.
• •
ВСЕ ПРАЗДНИЧКИ
5.  «На горы-горы церква стоит» (напев 1)
На горы-горы церква стоит, а в той церкви пре­стол стоит, на том столе книга лежит, в той книге написано, написаны все праздники: первый празд­ник — Христов денёк.
Пустошкинский район:
Забельская вол.: Уструги 2054-16 (фр.).
МАТЬ МАРИЯ / ПАНЕНКА И ЖИДОВЬЯ
6.  «Как шла паненка (Мария) стёжкой-дорож­кой (всю дорожку плача)» / «А ипша паненка по крутой горе» / «Ходила мать Мария рано поутру»/ «Вы за что, жидовья, Христа мучили?» (варианты напевов 3, 8)
Как шла паненка стёжкой-дорожкой, аи, Боже мой, Боже! / Ишла Мария стёжкой-дорожкой, ве­рою Христа. Встретили паненку трое жидовьёв (жи-денят). — Жиды вы, жидове, жиды некрещёны. / А ишла паненка по крутой горе, а навстречу жиды идут.
—  Ти не вы, жидовья, Христа мучили? / — Вы за что, жидовья, Христа мучили? / — Ручки-ножки рас­пинали вы?
— Не мы, паненка, Христа мучили. /- Не мы, Мария, если наши отцы. / — А не мы, жидовья, Хри­ста мучили, а Христа мучили наши «дедовья».
Варианты продолжения сюжета:
а) — Взойди, паненка, на крутую гору, погляди под ясную зарю. / Под утро рано ей стала красная заря. Под ясной зорькой церковка стоит. / Как на той на горке дом-костёл стоит, как в том костёле Иисус Христос лежит.
В той церковке три гроба лежит. Как в первом гробе ангелы лежат, во втором — сама Мария, в тре­тьем гробе Иисус Христос лежит.
б) Взойдите, жиды, на крутую гору, поглядите на ясную зарю. Перед той зарёй три гроба лежат. В одном гробу Иисус Христос лежит, в другом — его мать лежит. Перед самим Христом свечи топятся, перед девой Марией сама роза расцвела.
в) — Взойди, Мария, на крутую гору, а с ясной зорьки — на синё море. Под той зорькой стол-пре­стол стоит, а на том престоле три гроба лежит. / А на синем море шер-камень лежит, на том шер-камне бел костёл стоит, а в том костёле три гроба лежит.
В первом гробе сам Иисус Христос, во втором гробе мать Мария, в третьем гробе — подмога ему.
Вариант окончания: Как над Иисусом Христом всё попы поют, над маткой Марией дьяки «епева-ют», а его подмоге роза расцвела.
Невельский район:
Артёмовская вол.: Осётки 1774-09.
Лобковская вол.: Усово 1952-09.
Новохованская вол.: Борисково 1942-25,1953-19.
Трехалёвская вол: Конново 1987-09; Нарично 1962-17.
Туричинская вол.: Кресты 1940-31.
РАССТАВАНИЕ ДУШИ С ТЕЛОМ
7. «Как ишли-прошли три чернушечки» (вари­анты напева 9)
Как шли-прошли (шло-брело) три чернушечки (черниченки). Аллилуя! Господи, помилуй! (Алли-луя! Слава тебе, Боже наш, Господи, помилуй!)
А навстречу им сам Иисус Христос. — А где вы были, что вы видели? — А мы видели душу грешную, как душа с телом «расставалася», как душа с телом «нарекалася». / — Черниченки да вы чёрные, сестры родные, а вы где были да что «чули^видели»? — Как душа с телом «расставалися да не прощалися».
Вариант окончания: А тогда душа назад «воро-тилася», с телом «распростилася»: — Прощай, тело, прощай, моё грешное. — А ты, тело, на что рано ело? — Кабы я знала Господнюю муку, сушила б я тело, как в меже сено.
Невельский район: Лобковская вол.: Барсуки 1963-08. Новохованская вол.: Борисково 1953-20. Трехалёвская вол.: Нарично 1962-18.
58-199
СТРАШНЫЙ СУД
8. «Как затрубят святы ангелы» (напев 7) Как затрубят святы ангелы в трубы позолочен­ные, упадут звёздочки на землю и как померкнет «тепла солнушка», потекут речушки огненные, и за­горится земля. Как по левой же по стороне побре­дут душеньки праведные и «переймает» их Христос на небо, а всё с радостью и веселостью:
— Вы бредите, душеньки праведные, вы бреди­те, преподобные, вам там место приготовлено, са­ды понасажены и столы там понаставлены, вам там
книги поразложены, вам там книги пропитаются, все тайности расскажутся.
Как по левой стороне побредут люденьки греш­ные. «Переймает» их Христос с неба, всё с гордос­тью и с гневностью:
— Вы бредите, душеньки грешные, вы бреди­те, незаконные. Вам там приготовлено и вам смо­лы там понавожено, и вам огни там поразложены, вам огни там неугасимые, вам смола там «неуки-пучая».
Пустошкинский район: Забельская вол.: Уструги 2054-18.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
ЛИРИЧЕСКИХ И БАЛЛАДНЫХ ПЕСЕН: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ,
СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПЕСНИ «МОЛОДЕЦКОГО» ЦИКЛА
гибель молодца на чужой стороне; молодецкая гульба; разлука с милой
1.  «Ты, клён мой, клён, та не деревце» / «Приле­тели к нему да три ласточки, три ласточки-«голо-сясточки»1 (варианты напева 15)
Ты, клён мой, клён — ти не деревце, смородина -ти не ягода. Мой братетка — ти не молодец. Разлил тоску по желтому песку, положил голову на чужой стороне. Головушку — всё ль под ёлушку, а ножень­ки — «ли дороженьки».
Прилетели к нему всё три пташечки, три куку-шечки (три ласточки-«голосйсточки»). Одна села «на буйной головы» (к ретивому сердцу), другая села к ретивому сердцу (против «сердечка»; «ли буйной го­ловы»), третья села на белых («ли скорых») ногах.
Сестра села «на буйной головы» (мамка села «ли буйной головь’г»), мамка села против сердечка (сестра села к ретивому сердцу), жена села на белых («ли скорых») ногах.
Сестра плачет, как роса «канет» (матка плачет с веку до веку), мамка плачет, как быстрый ручей (се­стра плачет с году до году), жена плачет день до ве­чера, слушать нечего.
Где мамка плачет — там реки идут, сестра плачет — там ручьи бегут, жена плачет — там «калужинки-пересушинки».2 Солнце проглянет — роса высохнет. Быстрой реке «пересуху» нет — родной мамке век «унёму» нет.
Невельский район:
Артёмовская вол.: Городище 1835-17-19,  1836-05-10
(«Прилетели к нему три ласточки»). Лёховская вол.: Волчьи Горы 1768-30, 31, 1776-04-08.
1   В варианте с зачином «Прилетели к нему три ласточки» (Артё­мовская вол., Городище 1836-10), утрачены начальные строки.
2   «Калужинки» — т. е. лужи.
2.  «Разудалый молодец, чего рано не встаёшь?»
— Разудалый молодец, чего рано не встаёшь, коней не «годуешь»?’ — На что рано вставать, на что коня «годовать» — мне на нём не ездить. Есть у
меня крылышки, золотые перышки, полечу на ро-диму сторону, в зелёненький садок. Сяду на сучок, буду ворковать, своих родных «лазовать»:2 — Выхо­ди-ка, батюшка.
Идёт батюшка, идёт родненький, про горе пы­тает: — Каково, мой сыночек, каково, мой роднень­кий, на чужой сторонке? — А чужая сторона — она горем пахана, слезам поливана.
Невельский район: Лобковская вол.: Усово 1970-31.
1   «Годуешь» — ухаживаешь.
2  «Лазовать» — возможно, звать, подзывать.
3.  «Зелёный дубочек на тын (на ель) похинулся»
Зелёный дубочек на тын (на ель) «похинулся», молодой мальчишка задумал жениться — не у кого спроситься. Мати его стара, а сестрица мала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Интересное