Свадебный обряд
Кушайте, «гостейки», вы мою стряпню, моя стряпня — «рукавам пихня». Мой «поспех» — да людям на смех.
Невельский район:
Туричинская вол.: Бисюрёво 1957-49.
179. «А я пива не хочу» (вариант напева 15)
А я пива не хочу — горелочки дайте. Напьюсь, повалюсь, а вы подымайте.
Невельский район: Усть-Долысская вол.: Гмыли 1960-12.
180. «Гости мои, дорогие мои» (варианты напева 4)
Гости мои, дорогие мои, чем же мне вас, гостики, попотчевать?
Возьму ружьё «качарёжное», пойду я в сад да на самый зад, убью воробья самого лучшего, крылышки-ножки себе возьму, а воробья я гостям сварю: — Ешьте, гости, не раскрадывайте, по карманам не раскладывайте.
Невельский район:
Артёмовская вол.: Каверзы 1785-04; Кошелёво 1809-24. Лёховская вол.: Волчьи Горы 1775-27; Лёхово 1810-16. Лобковская вол.: Усово 1952-22.
181. «Гости мои божевбльные» / «Едьте домой, богомольные» (варианты напева 4)
Гости мои «божевбльные», чем же вы, гости, недовольные? / Едьте домой, богомольные (сваты обжорные). Съели быка небелёного, а гусака несмолёного (гуся нескоблёного, свинью несмолёную; кабана непалёного, гусака нещиплёного).
Невельский район:
Лёховская вол.: Лёхово 1810-17; Фролове 1820-23 («Едьте
домой…»).
Лобковская вол.: Рыжаки 1950-34,1968-16. Ловецкая вол.: Ятмище 1944-11, 1955-04.
Новохованская вол.: Руцелёво 1941-40. Туричинскаявол.: Молокоедово 1980-10; Стайки 1973-22.
182. «Хорош мой муж» (варианты напева 15) Хорош мой муж да пригож, завалюсь за него, не
боюсь никого.
Вариант продолжения сюжета:
Мой муж с тоски потерял носки, а я — валенки на завалинке. На столе стоит тарелка, а в тарелке пироги, слушай, Лёша, что мы скажем — нашу Лену береги.
Невельский район:
Ловецкая вол.: Ятмище 1944-25, 1955-14.
183. «Пора сватам до дому» (варианты напева 14)
Пора сватам до дому, поели кони солому: яровую, ячную, «аржаную», смачную (ячную — смачную, а ржаную — яровую).
Вариант продолжения: Коло тына — крапиву, шесть амбаров (а в засеке) — мякину.
Вариант окончания: Сваты, стыда поимейте да до дому поедьте. Сваты стыда не имеют и до дому не едут.
Невельский район:
Артёмовская вол.: Городище 1836-01; Кошелёво 1809-18. Лёховская вол.: Волчьи Горы 1774-37; Фролово 1820-24. Ловецкая вол.: Ятмище 1944-26, 1955-15. Трехалёвская вол.: Краснобаиха 1987-22; Лужи 1986-13. Усть-Долысская вол.: Акулино 1985-22, 1986-01; Боёво
1948-08.
Пустошкинский район: Гультяевская вол.: Козодои 2097-20. Забельская вол.: Морозове 2033-02, 02а.
Шалаховская вол.: Блинове 2139-37, 37а; Лешни 2096-17.
184. «Посыпались дровы с печки долой» / «Катитесь, гости, с двору домой» (варианты напевов 5,15)
Посыпались дровы с печки долой — убирайтесь, гости, к чёрту домой. / Катитесь, гости, с двору домой. Гости стыда не имеют да с двору не идут.
Невельский район:
Лёховская вол.: Лёхово 1810-17.
Усть-Долысская вол.: Боёво 1945-27.
185. «Собирайся, наша дружина, до дому» / «Рано матушка по сенюшкам бежит»
Собирайся, наша дружина, до дому, пора ехать нашей дружине до дому. / Рано матушка по сенюшкам бежит.
Наша мамка три печечки стопила и вкусную «вечёришку» сварила. Сама ходит по сенюшкам, бедует: — И где моя милая детка ночует? / — Где моё дитя ночует? Мамка печечку стопила, сладкую «вечёришку» сварила. Где его добры кони пристали?
Невельский район:
Новохованская вол.: Борисково 1942-31 («Рано матушка…», фр. т.), 1954-06. Усть-Долысская вол.: Гмыли 1960-01.
186. «Спасибо, мамонька, за дочку»
Спасибо, мамонька, за дочку. Как было под «Хрястбм», так и под венцом.
Невельский район:
Новохованская вол.: Борисково 1974-23.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПРИЧИТАНИЙ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
В традициях Невельского района и прилегающих к нему волостей Пустошкинского района зафиксирована развернутая система причитаний, связанных со свадебной и похоронно-поминальной обрядностью. Свадебные причитания представлены в основном сольными причитаниями невесты, ее матери, а также образцами хоровых причитаний. Похо-ронно-поминальная обрядность данной традиции связана с причитаниями, исполнение которых чаще всего приурочивалось к конкретному памятному дню, времени года (весна, лето). Причитания исполнялись как на кладбище, так и в лесу или в поле.
Образно-поэтический строй причитаний этого региона связан с ведущим комплексом традиционных представлений, которые являются характерными для причети как явления народной культуры. В текстах можно выделить «общие места», типичные образы, общие сюжетные мотивы или темы, а также поэтические обороты — формулы.
В похоронно-поминальных причитаниях важное место занимают мотивы-жалобы, связанные с сиротством, укорами и сетованиями. Форма выражения данных мотивов усиливает общую эмоциональную напряженность содержания текста.
Свадебные причитания роднит с похоронными идея невозвратности в прежнее состояние, поэтому в них также возникает тема укоров, прощания (с девичьей волей, с родителями, подругами и т. п.).
Причитания на свадьбе в большей мере, нежели похоронно-поминальные, выполняют регламентирующую функцию в обряде и содержат призывы к определенным действиям (подойти учесать голову, наделить долей, благословить в путь-дорогу). Таким образом, содержание текстов соотносится с происходящим действием.
Исключительное значение в причетной традиции Невельского и Пустошкинского районов принадлежит причитаниям, обращенным к различным силам природы. В них в наибольшей степени выражен мифологический план. Сюда относятся причитания «на кукушку», «на солнце», «на ветер», исполнявшиеся в весенне-летний период. При этом кукушка и стихии природы воспринимаются носителями традиции как посредники между миром живых и миром мертвых.1
В разделе представлено несколько образцов рекрутских причитаний, которые также находятся в русле отмеченных представлений.
В целом, поэтические тексты причитаний данного региона отражают традиционное мироощущение, а также заключают в себе реальный содержательный план обряда.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ДУХОВНЫХ СТИХОВ: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ДВА ЛАЗАРЯ
1. «Як на вольном свете» / «А как было два бра-тетки, оба — Лазарьки» (варианты напева 2)
Як на вольном свете, на вольном свету да жил богатый, славный (словно) богатырь. И пил, ел смачно, хорошо ходил, про Господа Бога богач не думал. / А как было два братетки, оба — Лазарьки. Большой был братетко славный богатырь, а малый был братетко — по миру ходил.
Да завёл богатый пир-беседу. / У большого бра-тетки был большой пир, малый брат Лазарька под столом сидел, крошечки сбирал. И пьют у богатого, и гуляют.
Как пришёл же бедный Лазарька, стал же богатого Лазарька просить. — А ты, мой братетко, впусти меня, хоть на полдвора. — А у меня в законе брата не было, брата Лазаря.
Да лежит же братетка трое суток голодненький. Собаки под столиком «полазывают», «крохоточки подбёрывают» да Лазареву душеньку «пропитывают». Как лежал братетко да трое суток.
— Вы летите, ангелы, на сыру землю, «по тую» душеньку, по Лазареву. Несите душеньку тихонько, пустите душеньку прямо в светлый рай. Твоя душенька «наголодовалася».
Как поехал богатый поле «любовать», по полю гулять. «Узнялся» ветер да схватил богатого по плечи в землю. Стал богатый Бога просить, Христа молить.
Бог присылает трёх антихристов на сыру землю: — Вы возьмите, антихристы, вострое «штабьё»1 да по тую душеньку, по богатую. Вы несите душеньку, крутя и мутя, вы «посодьте» душеньку прямо в «огняну» реку, пусть тая душенька — в «огняной» реке.
Ходит Лазарька по краю реки. Стал богатый Лазаря просить: — Помочи ты, Лазарька, хоть «ме-зйн» переток, притуши-ка, братетко, хоть «огняну» реку. — Помочил бы, братетко, хоть по локоть руку, да не моя воля, воля Богова.
Невельский район:
Лобковская вол.: Барсуки 1963-11;Усово 1970-06, Оба.
Пустоппги^суий район:
Забельская вол.: Уструги 2054-17 (пр.).
1 Значение слова не выжжено.
СМУТ («ПРОКЛЯТАЯ СИЛА») И ВДОВУШКИНА ДОЧКА
2. «Жили-были неверные люди» (напев 4) Жили-были неверные люди, не верили ни Христу, ни Богу, а верили проклятому Смуту.
Жила-была у вдовушки дочка, она верила и Христу, и Богу. Пошла она в чистое поле, стала на большой камень. Стала она голову чесать, Бога вспоминать, Смута проклинать.
Летел же Смут, проклятая сила, в зубах его с огнём папироса. Стала она его проклинать, Бога вспоминать.
Ударил Смут об сырую землю, рассыпался Смут на маковы зёрна.
Невельский район: Лобковская вол.: Усово 1971-09.
ЕГОРИЙИЗМЕЙ
3. «Собирались да цари-короли» (напев 5) Собирались да цари-короли, выпал жребий царю Гапею, царю Гапею — к лютому змею.
Пришёл домой царь Гапеюшка: — Ой, жена-жена, жена законная, выпал жребий к лютому змею, а кого, жена, нам послать будет? Есть у нас дочь немилая, как нам будет обмануть её? Вставай, София, ранёхонько, наряжайся хорошохонько.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59