Свадебный обряд
Свадебный обряд, сформировавшийся на территории Невельского района и прилегающих волостей Пустошкинского района (Шалаховской, Гуль-тяевской, Новой, Забельской), представляет одну из традиций южной части Псковской области.
Структура и содержание обрядовых действий, зафиксированных в ходе экспедиционного обследования данной территории, указывают на типологическую принадлежность обряда белорусско-западнорусскому типу ритуала, для которого характерна двухэтапность передвижений «партий» невесты и жениха в свадебный день. Вместе с тем, развитая система обрядов отчуждения, тесно связанных с плачевой культурой, содержит черты общности данной традиции со свадебным обрядом северо-западных областей России. К рассматриваемой традиции принадлежит и свадебная обрядность Себежского района, в которой в ббльшей мере обнаруживаются связи с собственно белорусской культурой.
Экспедиционные материалы позволяют установить последовательность обрядовых действий:1
Подготовка к свадьбе
Сватовство.
Осмотр дома жениха («глядины», «обглядины»).
«Заручины» («запивки»).
Канун свадебного дня
Обряды прощания невесты с деревней, с родом.
Вечерина, баня.
Свадебный день
«Чесание» головы невесте. Наделение.
Наделение жениха в его доме.
Отъезд к венцу. Венчание (назначалось в субботу или в воскресенье).
Возвращение молодых от венца. Варианты:
— каждый возвращается в свой дом;
— молодые едут в дом к невесте;
— молодые едут к жениху.
Если принят первый вариант хода обряда, тогда в доме невесты происходят следующие события:2
— встреча жениха;
— жених выкупает невесту, «мирит» боярок;
— наделение молодых;
— бабы «лезут на столбб»;
— свадебное застолье, опевание молодых, гостей;
— отправление приданого в дом жениха;
— отъезд к жениху (вечером или утром следующего дня).
Второй день свадьбы (в доме жениха)
Встреча молодых.
Свадебное застолье. Опевание молодых, гостей.
«Повязывание» невесты. Наделение молодых.
Отъезд невестиной родни.
Третий день свадьбы
Испытания молодой.
Через неделю после свадьбы
«Перезывки» («зазыванье»).
«Хлебины».
Состав свадебных чинов, участвующих в свадьбе, так же, как структура и содержание обрядовых действий, определяет характерные признаки данной традиции. Обязательными участниками свадебного действа в Невельском и Пустошкинском районах, кроме жениха и невесты, являются: крестные жениха и невесты, старшие сват и сваха, сваты или свашки (родня жениха), старшая «приданка»,3 «приданки» (крестная, тетка или кто-либо из родни невесты), старшая боярка, боярки или шаферйцы (подруги невесты),4 «приданые» (родня, гости невесты), «падкосник», «надкбсник» (неженатый брат невесты).5 Участниками обрядового действа становятся и «игрйцы»,6 «песнахорки», поющие за свадебным застольем.
В календарно-праздничной обрядовой системе свадебному действу предшествовали ситуации, предусматривающие возможность знакомства парней и девушек. Так, сохранились воспоминания о ярмарках, гуляньях, собирающих молодежь из окрестных деревень, где молодые люди присматривались друг к другу.
В преддверии будущих свадеб в период летних полевых работ могли звучать свадебные песни, голошения: «Сёна сушили или жали мы. <…> Сядем, отдых у нас такой. <…> Вот и начинаем свадебные. Ана мне вянок плетёт, на гблаву надяёт и паёт, замуж атдаёт. А я и паплачу даже как нявеста, што будто менё замуж атдают. <…> Ана апевала меня, а я плакала, невеста, в вянкё сидела» (Нев., Никониха 1946-31).
Бывало, что девушку увозили с ярмарки насильно, без сватовства и предварительного договора (Пуст., Петраши 2143-01). Невесту могли просватать и без ее согласия (Нев., Усово 1970-33). Рассказчица так вспоминала о свадьбе своих деда и бабушки: «Пять розог как дали, так и вышла замуж за деда» (Пуст., Лешни 2096-10).
Готовность девушки к замужеству испытывали, предлагая ей прыгнуть в юбку. Так же испытывали и парня, намеревающегося жениться: ему нужно было прыгнуть со скамейки в сшитые специально по этому случаю штаны, которые держала мать жениха. Если попадет в обе штанины, то пора жениться, если нет — еще посиди, подожди. «[Встаёт] на скамейку. И вот я буду брюки яму держать, а ты -прыгай. Вот, если сумеешь в штаны прыгнуть, значит женишься, нет — абратно.7 А дёука — в юбку» (Нев., Терпилово1939-05).8
Традиционное время свадеб — зимний мясоед, реже — летнее время (Нев., Молокоедово 1980-11). Период от сватовства до венчания охватывал около трех недель.
ПОДГОТОВКА К СВАДЬБЕ
ф Сватовство
Сваты приезжали поздно вечером. Чаще это были жених и ближайшие родственники: отец, брат, зять, «дядька [жениха] или таварищ какой». В сваты могли брать и соседа: «Скажем, я приглашу сасёда, и пайдём сватов мирить, и высватаю» (Пуст., Торчилово 2095-12, 2098-08). По сведениям из Пустошкинского района, первый раз жених не приезжал, были только сваты — в основном старики. С женихом приезжали лишь в другой раз, когда назначали день свадьбы (Пуст., Сергейцево 2140-01).
О своих намерениях сваты сообщали, прибегая к характерным для сватовства формулам. Тради-ционен обрядовый диалог между сватами и родителями невесты: «Зачем приехали?» — «Телушку покупать…» (Нев., Носиково РФ 1692). Сватание сопровождалось символическими вопросами и приговорками, как, например: «Ти есть у вас продйжная? Вот мы чуяли, что такая-то, такая-то продаётца у вас» (Нев., Дроздово 1984-04). Родня невесты дразнила хвастающихся сватов: «"У нас сем карбв, сем ва-лбв", — а как просватались, так оказалось: одн? ка-рбву имаите и ту за хвост подымайте» (Нев., Рука-вец РФ 1685, 2 тетрадь). Если сватовство состоится, зовут невесту, приглашают сватов за стол, угощают (Нев., Дроздово 1984-04).
В случае благополучного сватовства сватов одаривали: «Дарили хблстам. Так дарили: матке [свекрови] — длинные дары, а этым [сватам] — па калёна такие» (Нев., Волчьи Горы 1775-02). «Дают падарки. Невеста даёт жениху, свёкру, дядьке, с ним пришёдши». В этот момент могла звучать песня «Не дивитесь, сваточки, что коротки дарочки». Одаривание было взаимным — сваты в свою очередь одаривали невесту: «…падарак приняслй мне, яны парасёнка зарезали нибальшога» (Нев., Волчьи Горы 1775-13).
В случае отказа был обычай подкладывания головешки в сани, на которых приехали сваты. Называлось это — «головешка в зубы» (Нев., Осётки РФ 1700). «А нёкатарые вазьмуть и галавёшку нажгуть, и в сани паложуть — ни сабираитца замуж. Бывает и смеютца: "С галавёшкай приехали! Ни пашла ни-вёста, абканфузились"» (Пуст., Сергейцево 2140-01). При отказе сватам строго следили, чтобы, уходя, они не закрывали за собой дверь, т.к. иначе другие сваты больше не придут. «Калй нявёста ни пойдет, дак нала всягды с хати выхадйть вон, штоб яны, сватй ёты, ни сами хату захутали,9 а штоб люди [хозяева] ёта захутали, а то тада другие сваты ня придуть. Да штоб как выходишь вон с хати, дак штоб праважать…» (Нев., Волчьи Горы 1775-11).
Если сватовство состоялось, то сразу после отъезда сватов невеста считалась просватанной, и до свадьбы жених и невеста не встречались (Пуст., Торчилово 2095-12). Чтобы невеста не обманула, не передумала, она должна была дать сватам или жениху что-либо в залог (например, шубу) (Нев., Осётки 1984-24).
ф Осмотр дома жениха
После сватовства родственники невесты (без нее) ездили в дом жениха, чтобы решить, можно ли отдать ему дочь — «глядины» («обглядины»). Они смотрели хозяйство, подворье, знакомились с семьёй жениха (Нев., Осётки 1984-24). «Бывало, смот-рют, какая пастройка, какёй двор, кто ва дварё» (Нев., Усово 1970-33). В д. Маслюки вспоминали: когда сваты приезжали на «глядины, на смотрины», им пели «Сват ты мой, сватка, побывай в моей хатке» (Пев., Маслюки I939-14).10
?«? Заручины
После осмотра дома жениха устраивались так называемые «заручины» или «запивки» (иногда они следовали непосредственно за сватовством). «Запивали» невесту родственники жениха и родственники невесты (Пуст., Сергейцево 2140-01). «У другбе васкрясёнье [после сватовства] привозят гарёлки, булку хлеба бёлага, курицу жареную…» (Нев., Доминиково 1940-03). Здесь же окончательно договаривались о подготовке и сроках свадьбы.
Тогда же обе стороны МОЛИЛИСЬ БОГУ (Нев., Волчьи Горы 1775-03),11 чем окончательно скрепляли договор, нарушение которого считалось грехом: «Эта бажёственнае… Замолена, значит. Бог — эта закон» (Нев., Усово 1970-33).
Подготовка к свадьбе начиналась за одну-две недели: жених ходил договариваться со священником, платил за венчание, дарил ему петуха — «мирил его» (Нев., Усово 1970-33).12
Невеста выбирала себе боярок («шаферйц»). В боярках ходили молодые девушки — подруги и близ-
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59