Поиск по сайту

Свадебный обряд

Свадебный обряд, сформировавшийся на тер­ритории Невельского района и прилегающих воло­стей Пустошкинского района (Шалаховской, Гуль-тяевской, Новой, Забельской), представляет одну из традиций южной части Псковской области.
Структура и содержание обрядовых действий, зафиксированных в ходе экспедиционного обследо­вания данной территории, указывают на типологи­ческую принадлежность обряда белорусско-запад­норусскому типу ритуала, для которого характерна двухэтапность передвижений «партий» невесты и жениха в свадебный день. Вместе с тем, развитая си­стема обрядов отчуждения, тесно связанных с пла­чевой культурой, содержит черты общности дан­ной традиции со свадебным обрядом северо-запад­ных областей России. К рассматриваемой традиции принадлежит и свадебная обрядность Себежского района, в которой в ббльшей мере обнаруживаются связи с собственно белорусской культурой.
Экспедиционные материалы позволяют устано­вить последовательность обрядовых действий:1
Подготовка к свадьбе
Сватовство.
Осмотр дома жениха («глядины», «обглядины»).
«Заручины» («запивки»).
Канун свадебного дня
Обряды прощания невесты с деревней, с родом.
Вечерина, баня.
Свадебный день
«Чесание» головы невесте. Наделение.
Наделение жениха в его доме.
Отъезд к венцу. Венчание (назначалось в суббо­ту или в воскресенье).
Возвращение молодых от венца. Варианты:
—  каждый возвращается в свой дом;
—  молодые едут в дом к невесте;
—  молодые едут к жениху.
Если принят первый вариант хода обряда, тог­да в доме невесты происходят следующие собы­тия:2
—  встреча жениха;
—  жених выкупает невесту, «мирит» боярок;
—  наделение молодых;
—  бабы «лезут на столбб»;
—  свадебное застолье, опевание молодых, гостей;
—  отправление приданого в дом жениха;
—  отъезд к жениху (вечером или утром следую­щего дня).
Второй день свадьбы (в доме жениха)
Встреча молодых.
Свадебное застолье. Опевание молодых, гостей.
«Повязывание» невесты. Наделение молодых.
Отъезд невестиной родни.
Третий день свадьбы
Испытания молодой.
Через неделю после свадьбы
«Перезывки» («зазыванье»).
«Хлебины».
Состав свадебных чинов, участвующих в свадь­бе, так же, как структура и содержание обрядовых действий, определяет характерные признаки дан­ной традиции. Обязательными участниками сва­дебного действа в Невельском и Пустошкинском районах, кроме жениха и невесты, являются: крест­ные жениха и невесты, старшие сват и сваха, сваты или свашки (родня жениха), старшая «приданка»,3 «приданки» (крестная, тетка или кто-либо из родни невесты), старшая боярка, боярки или шаферйцы (подруги невесты),4 «приданые» (родня, гости неве­сты), «падкосник», «надкбсник» (неженатый брат невесты).5 Участниками обрядового действа стано­вятся и «игрйцы»,6 «песнахорки», поющие за сва­дебным застольем.
В календарно-праздничной обрядовой системе свадебному действу предшествовали ситуации, пре­дусматривающие возможность знакомства парней и девушек. Так, сохранились воспоминания о яр­марках, гуляньях, собирающих молодежь из окре­стных деревень, где молодые люди присматрива­лись друг к другу.
В преддверии будущих свадеб в период летних полевых работ могли звучать свадебные песни, го­лошения: «Сёна сушили или жали мы. <…> Сядем, отдых у нас такой. <…> Вот и начинаем свадебные. Ана мне вянок плетёт, на гблаву надяёт и паёт, за­муж атдаёт. А я и паплачу даже как нявеста, што будто менё замуж атдают. <…> Ана апевала меня, а я плакала, невеста, в вянкё сидела» (Нев., Никониха 1946-31).
Бывало, что девушку увозили с ярмарки на­сильно, без сватовства и предварительного догово­ра (Пуст., Петраши 2143-01). Невесту могли просва­тать и без ее согласия (Нев., Усово 1970-33). Рас­сказчица так вспоминала о свадьбе своих деда и ба­бушки: «Пять розог как дали, так и вышла замуж за деда» (Пуст., Лешни 2096-10).
Готовность девушки к замужеству испытывали, предлагая ей прыгнуть в юбку. Так же испытывали и парня, намеревающегося жениться: ему нужно было прыгнуть со скамейки в сшитые специально по этому случаю штаны, которые держала мать же­ниха. Если попадет в обе штанины, то пора женить­ся, если нет — еще посиди, подожди. «[Встаёт] на скамейку. И вот я буду брюки яму держать, а ты -прыгай. Вот, если сумеешь в штаны прыгнуть, зна­чит женишься, нет — абратно.7 А дёука — в юбку» (Нев., Терпилово1939-05).8
Традиционное время свадеб — зимний мясоед, реже — летнее время (Нев., Молокоедово 1980-11). Период от сватовства до венчания охватывал около трех недель.
ПОДГОТОВКА К СВАДЬБЕ
ф Сватовство
Сваты приезжали поздно вечером. Чаще это были жених и ближайшие родственники: отец, брат, зять, «дядька [жениха] или таварищ какой». В сваты могли брать и соседа: «Скажем, я пригла­шу сасёда, и пайдём сватов мирить, и высватаю» (Пуст., Торчилово 2095-12, 2098-08). По сведениям из Пустошкинского района, первый раз жених не приезжал, были только сваты — в основном стари­ки. С женихом приезжали лишь в другой раз, ког­да назначали день свадьбы (Пуст., Сергейцево 2140-01).
О своих намерениях сваты сообщали, прибегая к характерным для сватовства формулам. Тради-ционен обрядовый диалог между сватами и родите­лями невесты: «Зачем приехали?» — «Телушку поку­пать…» (Нев., Носиково РФ 1692). Сватание сопро­вождалось символическими вопросами и приговор­ками, как, например: «Ти есть у вас продйжная? Вот мы чуяли, что такая-то, такая-то продаётца у вас» (Нев., Дроздово 1984-04). Родня невесты дразнила хвастающихся сватов: «"У нас сем карбв, сем ва-лбв", — а как просватались, так оказалось: одн? ка-рбву имаите и ту за хвост подымайте» (Нев., Рука-вец РФ 1685, 2 тетрадь). Если сватовство состоится, зовут невесту, приглашают сватов за стол, угощают (Нев., Дроздово 1984-04).
В случае благополучного сватовства сватов одаривали: «Дарили хблстам. Так дарили: матке [свекрови] — длинные дары, а этым [сватам] — па калёна такие» (Нев., Волчьи Горы 1775-02). «Дают падарки. Невеста даёт жениху, свёкру, дядьке, с ним пришёдши». В этот момент могла звучать песня «Не дивитесь, сваточки, что коротки дарочки». Одаривание было взаимным — сваты в свою очередь одаривали невесту: «…падарак приняслй мне, яны парасёнка зарезали нибальшога» (Нев., Волчьи Го­ры 1775-13).
В случае отказа был обычай подкладывания го­ловешки в сани, на которых приехали сваты. Назы­валось это — «головешка в зубы» (Нев., Осётки РФ 1700). «А нёкатарые вазьмуть и галавёшку нажгуть, и в сани паложуть — ни сабираитца замуж. Бывает и смеютца: "С галавёшкай приехали! Ни пашла ни-вёста, абканфузились"» (Пуст., Сергейцево 2140-01). При отказе сватам строго следили, чтобы, ухо­дя, они не закрывали за собой дверь, т.к. иначе дру­гие сваты больше не придут. «Калй нявёста ни пойдет, дак нала всягды с хати выхадйть вон, штоб яны, сватй ёты, ни сами хату захутали,9 а штоб лю­ди [хозяева] ёта захутали, а то тада другие сваты ня придуть. Да штоб как выходишь вон с хати, дак штоб праважать…» (Нев., Волчьи Горы 1775-11).
Если сватовство состоялось, то сразу после отъ­езда сватов невеста считалась просватанной, и до свадьбы жених и невеста не встречались (Пуст., Торчилово 2095-12). Чтобы невеста не обманула, не передумала, она должна была дать сватам или же­ниху что-либо в залог (например, шубу) (Нев., Осётки 1984-24).
ф Осмотр дома жениха
После сватовства родственники невесты (без нее) ездили в дом жениха, чтобы решить, можно ли отдать ему дочь — «глядины» («обглядины»). Они смотрели хозяйство, подворье, знакомились с семь­ёй жениха (Нев., Осётки 1984-24). «Бывало, смот-рют, какая пастройка, какёй двор, кто ва дварё» (Нев., Усово 1970-33). В д. Маслюки вспоминали: когда сваты приезжали на «глядины, на смотрины», им пели «Сват ты мой, сватка, побывай в моей хат­ке» (Пев., Маслюки I939-14).10
?«? Заручины
После осмотра дома жениха устраивались так называемые «заручины» или «запивки» (иногда они следовали непосредственно за сватовством). «За­пивали» невесту родственники жениха и родствен­ники невесты (Пуст., Сергейцево 2140-01). «У другбе васкрясёнье [после сватовства] привозят гарёлки, булку хлеба бёлага, курицу жареную…» (Нев., Доминиково 1940-03). Здесь же окончательно договаривались о подготовке и сроках свадьбы.
Тогда же обе стороны МОЛИЛИСЬ БОГУ (Нев., Волчьи Горы 1775-03),11 чем окончательно скрепляли договор, нарушение которого считалось грехом: «Эта бажёственнае… Замолена, значит. Бог — эта закон» (Нев., Усово 1970-33).
Подготовка к свадьбе начиналась за одну-две недели: жених ходил договариваться со священни­ком, платил за венчание, дарил ему петуха — «мирил его» (Нев., Усово 1970-33).12
Невеста выбирала себе боярок («шаферйц»). В боярках ходили молодые девушки — подруги и близ-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Районирование и климат
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Интересное